Раиса Кирсанова Дама и мода

Каждую осень в Сочи приезжает удивительная женщина. Писательница, доктор искусствоведения, автор сотен статей по истории костюма и моды Раиса Мардуховна Кирсанова вот уже много лет входит в Совет профессионалов Международного фестиваля моды, что проходит в нашем городе. Однажды я проводила инвентаризацию своих диктофонных записей и нашла кое-что любопытное. На одной из пресс-конференций во время последнего фестиваля обсуждалась тема создания Национальной академии индустрии моды в России. В основном на вопросы журналистов отвечал Вячеслав Михайлович Зайцев, президент «Бархатных сезонов в Сочи» и председатель Академии. Но удалось «поймать» и несколько ответов Раисы Кирсановой. Вдруг захотелось их обнародовать. И еще вот почему. В студенчестве (я училась на дизайнера костюма), она дважды заочно становилась моим проводником в модных дебрях и спасительницей. Первый раз, - когда нужно было найти подробное описание исторического происхождения костюма кубанских казаков (ее статья об этом в журнале «Родина») и во второй – при подготовке к курсовой работе. Подготовка эта – выполнение задания нарисовать десятки эскизов нарядов дам позапрошлого века (на помощь пришла книга Р.Кирсановой «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века», купленная в Санкт-Петербурге). Теперь в этой книге есть подпись и пожелания автора. И это моя гордость и драгоценность: однажды набралась смелости и пробралась за кулисы Зимнего  театра после очередного модного показа и познакомилась с писательницей.
Прошу прощения у читателей за столь долгое вступление. А теперь предоставим слово Раисе Мардуховне

- Недавно усилиями людей, состоявшихся в своей профессии и небезразличных к судьбе отечественной легкой промышленности, была создана Национальная академия индустрии моды. В нее вошли представители Совета профессионалов международного фестиваля моды «Бархатные сезоны в Сочи» и еще будут приниматься новые люди из разных областей. Как писатель и искусствовед, в чем вы видите пользу создания академии?
- Я занимаюсь деятельностью сугубо научной. И с большой готовностью приняла идею создания в России Национальной академии индустрии моды. Ведь чувство собственного достоинства у целого народа можно пробудить, только вспоминая то, что мы когда-то могли и умели. И в области контактов с другими странами в 14-м веке, и в области выполнения заказов из Англии по производству тканей. Очень важно возрождать культурное достоинство в сфере моды. Пусть вам не покажется это хвастовством, но у меня много книг и статей об этом и в них я не шучу и не играюсь.
Мы объединились, потому что одного человека часто не слышат. Научное сообщество, к которому я принадлежу, не может продвинуть отечественную моду. Значит нужно создавать ту форму взаимодействия, которая будет эффективно. Все полезное и нужное многим развивается медленно. Не бывает такого, что вот мы пообщаемся, и уже завтра наступят глобальные изменения.
Я привыкла к фактам. И расскажу вот что. Будучи студенткой, в 1963 году увидела выставку эскизов Вячеслава Зайцева. Это были национальные костюмы, и среди прочего красовались расписные валенки. И когда появилась идея «Русский валенок»? Больше чем через 30 лет после той выставки. А теперь мы читаем в современных изданиях, что некоторые наши граждане вполне успешно торгуют валенками разного назначения в Альпах, в Швейцарии, Австрии. А идея-то была давнишняя!
Хочется заметить, - не надо пугаться слов «валенок», «тулуп», «телогрейка». Просто нужно грамотно превратить элементы старой культуры в часть новой.
- Вы не первый год приезжаете в Сочи и видите, как меняется город. Вас отличает особое эстетическое чутье, что вы думаете об этих изменениях?
- Трудно сказать однозначно. Когда-то Сочи был главным курортом России. К поездке сюда готовились почти весь год. Был принят официальный курортный стиль – очень элегантный. И когда я сюда приезжаю, начинаю испытывать ностальгические чувства по той красоте, по городу-празднику. Изменения в облике города и людей, которых мы видим, безусловно, присутствуют. Наверное, ту особую моду курортную лучшей здравницы нашей страны еще предстоит вспомнить и возродить.


Рецензии