Научные основания волшебных истин воспитания

Автору книги «Волшебные истины воспитания»  И. Силенок

   Воспитание детей - дело серьезное и ответственное. А в сегодняшнем, быстро меняющемся мире оно становится все сложнее. Ведь в наши дни привычные роли старшего поколения и молодежи меняются, и родительский опыт порой устаревает. Кажется даже, что современные дети как будто бы говорят на своем особом языке и живут по своим собственным законам. На самом же деле, изменения оказываются только внешними. И хотя в языке меняются отдельные слова, сам по себе язык общения родителей с детьми остается прежним - это язык эмоций.
   Конечно, нередко приходится слышать от представителей поколения "отцов". что мол современным детям закон не писан. Да, но все же - закон есть закон! Именно "неписаные" законы поведения детей и остаются действительными. Законы, лежащие в основе поведения детей и подростков, их взаимоотношения с родителями, остаются неизменными - это незыблемые законы психологии. Законы, незнание которых не освобождает родителей от педагогической ответственности... И наоборот, их понимание помогает родителям найти общий язык с ребенком и приносит поистине волшебный воспитательный результат. А эти законы, на самом деле, диктует... физиология человеческого мозга. Точнее, диктует сама психобиологическая природа человека, записавшая эти законы неизгладимо в мозге самих детей и их родителей. Неважно, понимают ли они эти законы сознательно - но следуют им неукоснительно, хотя бы даже и неосознанно.
   «Волшебные истины» воспитания вытекают из истин научных, описанных в психологии и психотерапии. Их понимание и практическое применение позволяет сделать общение с детьми – совсем маленькими, и постарше, и даже внешне кажущимися взрослыми – бесконфликтным и взаимно уважительным. Уважение к личности ребенка начинается с понимания того, что внутренний мир маленького человека устроен не менее сложно, чем взрослого. И когда ребенок ведет себя «неправильно», в сравнении с ожиданиями родителей, очень часто он поступает так потому, что просто не может иначе.
    Не может потому, что испытывает внутренний конфликт между «хочу», «могу» и «надо, между сознательными действиями и подсознательными желаниями.  И тогда способом избавления от внутреннего конфликта становится вынесение его наружу, превращение в конфликт между ребенком и родителями.  На самом деле, предотвратить подобное развитие событий, добиться с ребенком взаимного понимания и согласия вполне возможно, Для этого родителям нужно осознать, чего на самом деле хочет ребенок, демонстрируя свой протест и непослушание: хочет ли он внимания и родительских эмоций – или напротив, освобождения от переполняющих его эмоций собственных. Хочет ли уважения к своему мнению («пусть будет так, как я хочу») или родительской индульгенции («пусть будет правильно»).
    Эти 4 варианта мотивации и лежат в снове поведения ребенка. В родительском же исполнении, они могут перерастать в крайности - 4 негативных семейно-педагогических сценария ("золушка", "ежовые рукавицы", "кумир семьи", "мимоза"). А дальше перерастать в "клинику" - 4 варианта протекания психосоматических и пограничных нервно-психических расстройств: стенический (алекситимический), неврастенический, гистрионический, психастенический.
   С учетом же того, что взрослые - это большие дети... и все их проблемы - родом из детства, отсюда вырастают и проблемы во взаимоотношениях людей, и стили управления людьми по Блейку и Моутон (направленность на отношения - направленность на задачу, соответственно 1-1, 9-1, 1-9, 9-9). Точь-в-точь, как попытки управления детьми у чересчур категоричных родителей...


Рецензии