Хочу делать жизнь красивее и лучше

Летом, проходя по ейскому Арбату, я всякий раз останавливалась у стола, где молодой симпатичный парень продавал керамические изделия. Они притягивали своей яркостью, оригинальностью, необычностью. Сказочные рыбки на сплющенных бутылках, весёлые бабочки, миниатюрные чайнички и кофейнички – всё вызывало интерес и восхищение, чувствовалась рука профессионала.
Услышав от знакомых, что его фамилия Власов, заинтересовалась – не сын ли это художников Власовых, Владимира и Ирины, замечательные работы которых много раз видела в художественном салоне. Получив утвердительный ответ, решила с ним познакомиться.
Наша встреча с Алексеем состоялась в Школе Искусств, где он преподает. 
- Вы - единственный в городе керамист с высшим специальным образованием?  - спросила я.
- Да, это так, - подтвердил он.
- Но, почему вы не стали художником, как родители, а увлеклись керамикой? Как это произошло?
- Началось это с детства, - улыбнулся Алексей и поведал мне свою историю. 
Итак, родился Алеша в Сибири, куда его родители после окончания Магнитогорского педагогического института приехали по распределению. Воспитываясь в богемной среде художников, он с детства видел холсты, краски, кисти, наблюдал за процессом рождения картин, слышал разговоры и споры об искусстве…  Все дети, как известно, талантливы, причем, сами они в этом нисколько не сомневаются. Не сомневался и Алеша, поэтому однажды, когда взрослых не было дома, взял кисти, краски и начал «творить». Дорогущие акварельные краски восхитительно пахли, и их было так много, что Алеша позабыл обо всём на свете. Смешивая краски, как настоящий художник, он рисовал всё, что хотел: круги, танки, самолёты…  и остановился только тогда, когда извел все краски. Вскоре пришли родители. Реакция их была вполне предсказуема: очень эмоционально, с помощью рук и голоса они объяснили своему малолетнему отпрыску, что – почём. Правда, немного остыв, папа с мамой сказали сыну, что он у них молодец,  все-таки делом занимался.
Это первое своё «вхождение» в мир прекрасного Алешка запомнил навсегда. Краски без разрешения он больше не брал, «шедевры» не создавал, а когда, несколько позднее попытался срисовать с книжки картинку и услышал строгое отцовское «…нет, так не годится», и вовсе забросил это неблагодарное занятие. Зато вскоре будущий керамист открыл для себя прелесть другого, менее дорогостоящего материала – пластилина, ибо лепить можно было, что хочешь, где хочешь и сколько хочешь,  и за это тебе ничего не будет, потому что, как только мама войдёт в комнату и спросит:  «Что ты делаешь, сынок?», можно быстро смять фигурку и показать чистые ручки.
Через некоторое время семья переехала в Ейск, мальчик подрос, пошел учиться в школу, но и там его способности не были замечены. Уроки изобразительного искусства не стали для него любимыми, потому что и здесь нужно было делать то, что положено, а не то, что хочется.
Тем не менее, окончив школу, Алексей поступил в Краснодарскую художественно-промышленную академию по специальности «Художественная керамика и народные промыслы». Учился наш студент вроде бы с желанием, но звезд с неба не хватал. Всё так же, как и раньше, сравнивая свои работы с работами родителей-художников и других мастеров, чувствовал неудовлетворённость, комплексовал и  замыкался в себе. Его собственное «Я» не находило выхода.
Трудно предположить, чем бы это все кончилось, если бы не случай: однажды, уже учась на третьем курсе, Алексей с группой студентов получил задание выполнить садово-парковую скульптуру на основе анималистических элементов.
- Сначала нужно было эту скульптуру нарисовать, - вспоминает Алексей.            – Я очень старался, но работа шла как-то туго, и тогда мой преподаватель посоветовал:  «Ты начни с «каляки-маляки», нарисуй что хочешь, пофантазируй, а потом думай, на что это похоже».
Преподавательский состав академии был очень сильным – многие окончили Московский Строгановский институт. Опытный наставник знал, что говорил.                Алексей внял его советам, и у него всё получилось: эмоции, так долго сдерживаемые, хлынули наружу. Теперь ему было абсолютно все равно, понравится это кому-то или нет, главное, что он сам получил от своей работы огромную радость и удовлетворение. Этот случай стал поворотным в творческой биографии Алексея, его заметили, о нем заговорили, он, как будто разорвал пуповину, так долго не дававшую ему стать свободным.
Окончив академию, Алексей вернулся в свой родной город, где с присущей ему энергией и упорством взялся за работу.
Я интересуюсь, где он берет сюжеты для своих композиций, как пришла идея сплющивать изделия?
Алексей оживляется: «Так ведь здесь всё дело в технологии – меня в академии хорошо учили,  кроме того, я постоянно читаю специальную литературу, интересуюсь новинками. Главное, быть влюбленным в свою работу и виртуозно исполнять её, ну, а сюжеты – они везде, только нужно видеть необычное в обычном и иметь воображение. Например, смятое пирожное оказывается очень похожим на собачку, стоит только добавить несколько точных штрихов, а в начертании старинных букв вдруг просматриваются такие линии и повороты, которые наталкивают на новые мысли. Иногда какие-то неудачи рождают свежие идеи. Однажды я вышел на кухню, чтобы снять с плиты закипевший чайник, и в этот момент падает на пол оставленный мною на столе недолепленный кувшин. С горечью рассматриваю испорченную вещь, так и эдак поворачивая её в руках, и вдруг мысль: «А что, если…?». Обрезаю, зачищаю, ровненько замыливаю, выставляю изделие на продажу, и  именно оно находит самый большой спрос у покупателей».
- Кстати, о продаже. Это – ваш бизнес, верно? Совместимы ли такие понятия, как искусство и бизнес?
- Знаете, любой художник мечтает, чтобы его работы видели люди. Такова природа человека: он не может долго находиться наедине с собой – ему нужно общение, новые эмоции. Пусть даже его не поймут, не оценят, все равно – это процесс самовыражения, самореализации, это поиск истины. Что же касается совместимости бизнеса и искусства, я считаю это нормальным. Как без денег можно создать что-то значительное? Но, выставляя свою продукцию на продажу, я никому ничего не навязываю - каждый покупатель находит то, что ему нравится.
Алексей не ограничивает себя только керамикой. Если есть интересные заказы по оформлению интерьера, дизайну, берётся за их выполнение. Условие здесь только одно: его душа должна потянуться к этой работе - оплата для него всегда вторична, но деньги нужны для воплощения его мечты, а мечтает Власов о создании в нашем городе хорошего керамического предприятия. Производство это дорогостоящее: одна огнеупорная плита стоит порядка 1000 рублей, а для муфельной печи необходимо 6 таких плит. Не обойтись и без прибора для измерения температуры и многих других вещей. Пока что производство разбросано по частям: на квартире у него и у родителей. Трудно с материалами. За глиной приходится ездить очень далеко – местная не подходит. В общем, проблем много, но Алексей не сдается.   Он с благодарностью вспоминает людей, которые помогают ему и товарищей по Арбату.
- Благодаря доброте этих людей и собственному упорству, - говорит Алексей, - мне удалось избежать соблазна уйти в наружную рекламу и дизайн и сохраниться как керамисту.  Конечно, хотелось бы не распыляться, а совершенствоваться в одном деле, передавая свои знания ученикам и окружая себя единомышленниками.
- В таком случае, не отвлекает ли вас от любимого занятия работа в Школе Искусств? Или вы делаете это из-за нехватки денег?
- Не угадали: зарплата преподавателя просто смешная,  но работаю я здесь с удовольствием. Во-первых, это позволяет мне повышать свой технический уровень: каждый день открываю какие-то новые приемы. Например, я разрушил стереотип, что живопись нельзя рисовать цветными карандашами. Оказывается, можно - нужно только научиться правильно владеть ими. А помогли мне открыть новый способ мои ученики, которые нечаянно пролили краски мне на брюки.  Я тогда возмутился и сказал:  «Стоп, ребята, краски в сторону – берем карандаши»,  - а теперь говорю им за это  спасибо. Во-вторых, это помогает мне в плане развития душевных качеств: я учу детей воспринимать мир красивым и стремиться делать его еще лучше. Учу их так же, как учили меня, - не нужно стараться понравиться кому-то, сделай так, чтобы понравилось самому себе, но при этом ты должен быть самым жестким, бескомпромиссным критиком.
- Скажите Алексей вы верующий человек? Во что вы верите?
-Я не приверженец какой-либо религии. Я – духовный человек, т.е. человек, занимающийся своим внутренним миром. Сколько бы не было имен у Бога – это всё один путь, путь к чистоте и доброте. Для меня Бог – природа. Когда мне трудно, я стараюсь уединиться, отвлечься,  пообщаться с Высшим Разумом без посредников. 
- Какие качества вам не нравятся в людях?
- Не люблю хамства и «дешевых понтов», а так же людей, которые не умеют слушать.
- Как вы понимаете выражение «Красота спасет мир»?
- Очень просто. Если каждый человек нарисует по цветку на серой, обшарпанной стене, мир станет красивей.
- Верите ли вы в судьбу?
- Я верю в закон причины и следствия, т.е. сделал гадость кому-то – получишь то же самое. А судьба, я считаю,  в руках человека: проще всего свои неудачи на судьбу списывать.
- Что хотите пожелать людям?
- Хочется, чтобы больше было людей, сильных духом, особенно это касается тех, кто служит искусству. Жаль, когда талантливые художники, артисты из-за слабого характера спиваются, превращая себя в униженное существо.
- Не скучно ли вам, молодому человеку, в провинции?
- Скучно тем, кто ничего не делает. Я же и на необитаемом острове найду кусок глины или какой-то другой материал и буду работать.
- Что хотелось бы сделать для Ейска?
- Идей много. Ну, например, создать масштабную архитектурно-декоративную композицию: фонтан или памятник, который бы украшал город, делал его узнаваемым среди других городов, но для этого нужна поддержка чиновников. Сейчас в руководстве города – молодые люди, - это вселяет надежду, что моими знаниями и способностями захотят воспользоваться. Пусть только позовут – я готов.
           И действительно, кому, как не им,  молодым и талантливым, делать нашу жизнь чище и прекраснее.


Рецензии