Двенадцатый вопрос. Кто хозяин слов?

Сереженька смотрит на огонь в камине и молчит. Мы сидим за столом с книгами и тоже молчим – читаем. Огонь в камине уютно потрескивает, а иногда рассыпается искрами, как будто в камине начался салют. Огонь – как живой, он все время разный, и на него никогда не скучно смотреть. Он чем-то похож на Волгу. Или на закат над Волгой. Каждую секунду изменяется…
Вдруг Сереженька спрашивает:
– Мама, а спички – это что?
Мы откладываем наши книги и оба смотрим на Сереженьку.
– Как – что? – спрашивает Сереженьку мама.
– Ну, огонь – это как страх, а от чего он загорается? Что такое спичка?
– Очень хороший вопрос! – улыбается мама. – Надо найти хороший ответ! Почему же ты вдруг начинаешь бояться, что твоя мечта не сбудется?
– Потому что  вдруг начинаю думать об этом!
– А как же ты это вдруг начинаешь об этом думать? Кто тебя заставляет?
– Никто меня не заставляет! Просто приходит в голову – и все!
– А почему приходит?
– Потому что… Потому что мне кто-нибудь начинает говорить, что я фантазер, что на самом деле так не бывает… Они же не знают, что я волшебник! Или я сам вдруг себе скажу: а вдруг у меня никогда не будет настоящего велосипеда?
– Это почему же ты так себе скажешь?
– Сам не знаю… Подумаю: а вдруг? – и начинаю бояться.
– Сереженька, а как ты думаешь, не спичка ли это?
– Что – не спичка?
– Ну вот это твое: а вдруг?
– И от этого слова загорается страх… Правда, как спичка!
– А еще какие-нибудь есть спички? Похожие на а вдруг?
– Наверное, другие слова! Например: «У меня не получится»!
– Или еще: «Я не сумею»! А еще?
– А еще… «Я не хочу». Или «Надоело»!
– Молодец! Так что же это за спички, от которых загорается огонек страха?
– Это… Это такие слова! Слова страха!
– Молодец! А откуда они берутся?
– Я их слышу!
– Но ведь ты, Сереженька, очень много чего слышишь. Вот трещит огонь в камине, вот тикают часы, вот по телевизору у бабушки идет какой-то фильм. Там тоже много чего звучит: и музыка, и сигналы, и слова говорят… А страха от них у тебя почему-то нет. Или есть?
– Нет, откуда же у меня будет страх, если часы тикают?
– А иногда, наоборот, ничего вокруг не звучит, а ты  сам в голове говоришь: а вдруг? И начинаешь бояться.
– Я даже не сразу начинаю бояться, а когда снова повторяю про себя: а вдруг?
– Значит, почему к тебе приходит страх?
– Потому что… потому что я начинаю повторять. Повторять слова страха!
– Выходит, что, когда ты просто слышишь такие слова, они, как спички, лежат в коробке. А когда ты их начинаешь повторять (даже про себя), ты их как будто достаешь и зажигаешь! И неважно, звучат они вокруг или нет, а важно, повторяешь ты их в голове или не повторяешь.
– А я же могу не повторять слова страха! Я же сам решаю, что мне говорить, а что нет. И пусть хоть все вокруг боятся, что у меня не получится, я-то знаю, что все получится!
– Так кто хозяин слов, которые звучат у тебя в голове?
– Конечно, только я сам!
– А почему?
– Потому что я сам решаю, что мне повторять, а что нет!
– Молодец!
А Сереженька уже раскрыл нашу ответную тетрадку и приготовил ручку.
И мы записали ответы про слова:

Двенадцатый вопрос:

КТО ХОЗЯИН СЛОВ?

Ответ:

ТОЛЬКО Я САМ!

А почему?

ПОТОМУ ЧТО Я САМ РЕШАЮ, ЧТО ПОВТОРЯТЬ, А ЧТО НЕТ!

Новая игра.   
Кто хозяин слов?   
Только я сам!

Мы с Сереженькой решаем получить привычку убирать слова страха, как сорняки с поля. И первый раз делаем это, как всегда, вместе. А потом Сереженька каждый день «приводит в порядок свою планету».

– Сначала давай посмотрим, какие слова могут нам зажечь, как спички, огонек страха.
- А мы будем их специально вспоминать? Тогда знаешь, сколько страха сразу накопим? – тревожится Сереженька.
- Мы их вспомним все сразу, но положим в специальную мусорную корзину. Вот, на эту бумажку. Мы их все запишем. А когда их видно, они не страшные, а смешные. Вот увидишь, что мы потом с ними сделаем.
Мы с Сереженькой начинаем вспоминать. Слова «вдруг», «если», «может быть», «я не умею» и все на них похожие. Потом начинаем вспоминать разные слова, которые могут нам помешать на пути к мечте: «лень», «болезнь», «трусость», «обида»… Их тоже набирается немало. А потом вспоминаем еще слова, которые заставляют чувствовать вину: «надо было», «я так и думал», «я же говорил», «сам виноват»… И еще вспоминаем слова, от которых бывает сонное настроение: «как бы», «ну», «вот», «значит»…
От этого занятия у нас совсем настроение портится.
Тогда мы с Сереженькой смотрим на эти слова и говорим хором:
- Какие вы смешные!
А потом начинаем хохотать над ними: какие они маленькие, смешные и совсем не страшные. Чего тут было бояться?
Мы хохочем все громче и громче, пока слезы не потекли из глаз, и даже животы у нас начали болеть от смеха!
А потом мы хватаем разноцветные фломастеры и начинаем зачеркивать эти слова! Так, что даже бумага рвется!
А потом листок с ними рвем на мелкие кусочки!
А потом бросаем клочки в камин, и они вспыхивают ярким пламенем, а мы исполняем вокруг камина танец дикарей из племени Мумбо-Юмбо!
Вот и пришел вам конец, слова страха!
- Теперь, Сереженька, будем вырабатывать привычку против слов страха!
- Что же нам теперь, каждый день их вспоминать? – грустно спрашивает Сереженька.
- А вот и нет! Просто каждый раз, когда кто-нибудь из нас повторит (случайно!) слово страха, надо будет встать и присесть на корточки! А если два слова – значит два раза присесть!
- Ага, мамочка! – радуется Сереженька. – Вот и присядь первая!
- Почему?
- А ты сказала слово «если»!
Приходится маме присесть (один раз). А Сереженька, чтобы маме обидно не было, приседает с ней за компанию тоже (два раза).

Теперь уж не только каждый день, а каждый раз, когда Сереженька повторит случайно какое-нибудь слово страха, мы напоминаем ему, что пора присесть.
А Сереженька тоже в долгу не остается!
Сначала мы то и дело приседали, а теперь – очень редко. Потому что: кто хозяин слов? Мы сами! А для хороших слов нужна только привычка!


Рецензии