Холоп vs холуй

Попытался порассуждать об отличии смысловых оттенков слов «холоп» и «холуй», но источники, которые удалось изучить, считают эти слова синонимами: холоп синонимичен холую. Как бы там ни было, наверное, существует генетическая память языка или какие-то подсознательно усвоенные понятия, потому что моя интуиция иная.

Наверное, что-то утрачено в нынешнем языкознании. Так или иначе, но на уровне эмоциональном я не вижу большой обиды в том, чтобы именоваться рабом или холопом, но все во мне восстает против холуя и лакея. Наверное, раб или холоп для меня интуитивно  – это рок, судьба, сословное происхождение или поражение в правах, которое не выбирают, да еще и благородная привычка к производительному труду, производству первичных материальных благ. С другой стороны, холуй и лакей – это лизоблюдство, любоначалие,  выслуживание перед властью, какой бы она ни была,  – личный «нравственный» выбор: подлость как призвание, внесословное стремление к «хорошей» или даже «прекрасной» жизни, в смысле – за чужой, холопий счет, - то, во что вырождается чиновничество, если отрывается от служения делу, которому приставлено и подменяет его своим материальным благополучием. Холоп – это служение прежде всего делу, а холуй – прежде всего «лицам».

Я спрашивал людей с университетским образованием: они видят в отличии холопа от холуя тот же оттенок, что и я. Наверное, такая трактовка холопа, отличная от холуя – это трэнд послереволюционной России, т.к. холопа и холуя при Пушкине (дворяне) считали синонимами. Например, Пушкин пишет жене: «Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного». Это прямая цитата из Ломоносова.

Поищем по словарям.

У В.И. Даля: «ХОЛОП м. - крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный раб. Холопы, холопья, холопьё - дворня, бран[ное]. Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Перед Богом все холопы. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Чванится, как холоп на воеводском стуле. Наше дело холопье - мы не вольны в себе. Холопий приказ стар. - ради суда между господами и их холопами. Холопка, хлапка - крепостная дворовая женщина. Холопский - холопам свойственный, что в их обычаях. У него какие-то холопские ухваточки. Похвальба не холопское (а дворянское) дело. Он холопничаньем в люди вышел. Холопство - состоянье холопа, рабство, крепостничество; холопье, холопы. Все холопство собралось - лакейство, -вовать - быть или служить холопом. -кому, перед кем - раболепствуя холопски угождать, подличать, холопничать...»

Брокгауз и Эфрон:  «ХОЛОПЫ , в России в 10 - нач. 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С 17 в. холопы получали в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян».

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона: «Холуй (халуй) - слуга, холоп, подлый родом и приемами».

«Но... но ведь он хам, душа моя, холуй... На него нельзя обращать внимания».  (А. П. Чехов. «Хмурые люди»).

***
В душе я холоп и трудоголик, не умею работать ради денег и торговаться ради зарплаты, мне нужно ишачить без продыху, до самозабвения. Чувствую нешуточное беспокойство, когда в трудовые будни страны не загружен по уши делом. «Мне бы только до работы дорваться. Дайте же мне поработать! Какое счастье – работать! Помнят ручки!» Разве не этому нас учили в советской школе: работать не за деньги, а во благо хорошего общества, которое если и не существует, то обязательно придет,  служить делу, а не лицам, довольствоваться необходимым, делая все, на что способен, а в идеале подорвать здоровье на работе как Н. Островский, но и с похоронами своими не затягивать, не отвлекать других на непроизводительные затраты. Сдохнуть втихаря и самому похорониться – это вообще идеал. Я долго не мог поверить, что этому нас учили люди двойной морали, которые на деле исповедовали мещанство, буржуазность или крутизну гангстерского образа жизни, которые потом выбились в новые русские всех рангов. Однажды, давным-давно, я даже просил работодателя, из тех, кто и в советское время был у кормушки, долго ждавшего от меня холуяжа, таинственно намекающего о радости обладания материальными благами и соблазнявшего прирученными бабами, чтобы он понизил мне зарплату (прикольно было видеть его заплывшую жиром растерянную и испуганную рожу: боятся холуи честных холопов;  вскоре после этого мы расстались). Для этой мещанско-буржуазной шушеры "зарплата" и "гонорар" - самое святое. Жалко этих убогих, воображающих, что они куда-то там "пробились", вошли в какую-то элиту. Запашок от них особый исходит, тошнотворный.


Эрго. Меня забавляет понтовая самоапологетика людей, которые "всегда при власти", "в системе". Каждому свое. Чтобы от них отличаться, предлагаю отличать холопов от холуев. Не грешно (хотя, порой, смешно) быть холопом, но позорно быть холуем. Холоп служит делу, а не лицам, а холуй только лицам, невзирая на их нравственный облик, а только на атрибутику власти, материальное поощрение и посулы.


Рецензии