Второй вопрос. Откуда я взялся?

Мы с Сереженькой поворачиваем назад и идем по набережной домой. Теперь Волга течет нам навстречу. Сереженька спрашивает:
– А Волга всегда была такая широкая или она выросла?
– Волга сначала течет маленьким ручейком, потом в нее вливаются другие ручейки, она становится все шире, приходит к нам уже совсем широкой. А потом течет дальше, и становится все шире и шире, пока не впадет в море.
– А откуда Волга взялась сначала, когда ее еще совсем не было?
– Какой хороший вопрос, Сереженька! Наверное, ручейкам было скучно поодиночке, они захотели быть вместе. А земля тоже захотела, чтобы была одна большая река, вот она и приготовила для них дорогу.
– Значит, Волга взялась сначала потому, что все этого захотели?
– Да, наверное, так оно и есть.
– И Волга тоже захотела?
– Конечно!
– Папа, а я? Откуда я взялся?
– Так же, как и Волга – мы с мамой очень захотели этого, и ты тоже захотел – вот и взялся.
– Нет, не почему я взялся, а откуда я взялся? Где я раньше был?
– Когда раньше?
– Когда меня не было.
– Хорошо, давай поиграем! А где ты мог быть?
– Например, в Волге! Я там мог быть рыбкой.
– А еще?
– Я мог быть чайкой в небе!
– Замечательно!
– А еще я мог быть другим человеком.
– А почему ты больше не чайка и не другой человек?
– Потому что… Потому что они ушли.
– Куда же они могли уйти?
– В меня!
– Значит, их здесь больше нет?
– Конечно, нет! Я был чайкой, а стал Сережей. Значит, чайки больше нет. Наверное, она умерла…
– Но зато родился Сереженька!
– Папа, а когда люди умирают, вместо них рождаются другие?
– Очень может быть!
– А почему я не помню, кто я был?
– А Волга помнит, из какого ручейка вода в нее влилась? А море помнит Волгу? А дождик, когда льет воду в ручейки, помнит, что вода в туче взялась из моря? А разве ты помнишь, кто ты был, когда тебе был один годик?
– Нет, не помню… Но я знаю, что я был Сережей.
– А откуда ты это знаешь?
– А кем же я еще был?
– Может быть, белым мишкой. А может быть, ангелом. Ты же не знаешь точно.
– Да, не знаю…
– Мы забываем, откуда мы пришли, наверное, так же, как вода забывает, из какого ручья она влилась в Волгу.
– Ей уже все равно, потому что она в Волге вместе с другими ручейками!
– Но все ручьи в конце концов куда придут?
– В море!
– А когда ты, может быть, был другим человеком, а может, рыбкой, куда ты в конце концов попал?
– Тоже в море! Наверное, это такое специальное море, куда все потом приходят.
– А потом из моря вода куда девается?
– Она в море остается. Или от солнышка поднимается вверх и становится облаками.
– А из облаков?
– А из облаков снова льется в ручьи… Значит, я пришел из облака?
– Или, может быть, из моря? Куда в конце концов стекаются все ручейки.
– А потом я поднялся, как облако, посмотрел и выбрал, куда мне полить дождик. И пришел к вам!
– А в море ты был со всеми вместе. И теми, кто возвращается, и теми, кто остается. Ты сейчас с нами и здесь, но, как и Волга, ты и с морем тоже… И море, и Волга, и ручейки, и облака – они неразделимы. Это все – твой мир, Сереженька! Так откуда ты взялся?
– Отсюда! Я всегда здесь был, и всегда буду. Только забываю, кто я был раньше.
– А почему ты взялся отсюда?
– А потому что я так решил! Я захотел быть с вами – вот и взялся! Папа, а где наша ответная тетрадка?
И мы записали новый хороший вопрос и хороший ответ:

Второй вопрос:

ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ?
Ответ:

ОТСЮДА!

А почему?

ПОТОМУ ЧТО Я ТАК РЕШИЛ!

Новая игра.    
Откуда я взялся?    
Отсюда!

Чтобы привыкнуть к тому, что ты все время жил и все время будешь жить в нашем прекрасном мире, надо вспоминать, как это здорово: быть вместе со всеми, кто живет на Земле, в одном общем море, как вода разных рек. Сейчас мы с тобой сделаем это вместе, а потом ты каждый день будешь придумывать сам, как тебе это почувствовать.

Сереженька, видишь – растет березка? Подойди к ней.
А теперь обними ее. Прижмись к ней ушком. Послушай, что она говорит. Почувствуй, как поднимаются соки вверх по ее корням и стволу к ее веточкам. А навстречу им движется другой поток, который листья собирают из солнечного света и свежего воздуха. А теперь услышь, как стучит твое сердечко и в тебе тоже, как в березе, как в Волге, течет сила…
Это и есть частичка того большого моря, куда впадают все люди и откуда ты взялся…

Теперь каждый день ты можешь чувствовать себя в этом море. И в реке, и под дождем, и когда звучит музыка… И ты привыкнешь возвращаться туда, откуда ты взялся. А когда будешь делать это каждый день, уже не будешь забывать, что ты отсюда и взялся!


Рецензии