Автомобили, автомобили...
Пора спуститься с небес на землю, вспомнить о более прозаических видах транспорта, чем самолеты Морской Авиации.
Первый автомобиль появился в семье, когда мне исполнилось 10 лет. Честно заработанные на "Северах" деньги, отец превратил в "автомобиль-мечту" - "Волгу" ГАЗ-21р. Это был лучший автомобиль своего времени, стоил "бешеные" деньги - 5602 рубля. Нам с братом разрешили осваивать это средство передвижения, но пока только в качестве автомехаников. Через некоторое время мы уже умели "шприцевать" пресс-масленки, менять колеса, мыть машину, нам доверяли самостоятельно готовить машину к поездке "на Юг". После того, как мы освоили техническое обслуживание и сдали зачеты по "Инструкции по эксплуатации", нам разрешили "порулить". Верхом доверия было разрешение отогнать машину в гараж. Считаю, что для 11-летних пацанов это было не очень-то и мало. Но хотелось большего. И вот настал тот момент, когда мы смогли ни в чем себя не ограничивать.
Родители уехали в санаторий, оставив двух оболтусов на попечение бабушки. Ключи от гаража и машины бесконтрольно лежали в баре. Но не долго. Не сомневаясь в своих правах на "общесемейный" автомобиль, мы вывели машину из гаража и катали по гарнизону Ворошиловградского ВВАУШ всех желающих. Все прошло без приключений, но при "лихой" постановке машины в гараж, я крепко приложил машину о заднюю стенку. В то время машины делали из того же металла, что и танки, поэтому повреждений я не обнаружил. Их обнаружил отец, когда зашел в гараж после отпуска. Задняя стенка гаража, сложенного из "шлакоблоков", просто раскололась. Санкции последовали незамедлительно. Ремонт гаража, профилактическая беседа, отлучение "от руля". Потом нас простили.
Но через некоторое время я был отлучен "от руля" на очень длительный срок, причем я этого не заслужил. В доме жил попугай в клетке, и кошка на воле. Все уехали в город, я остался на хозяйстве. Клетка с попугаем стояла на балконе, кошка отиралась рядом, в надежде, что попугай сумеет открыть клетку и выйти прямо ей в пасть. Уж и не знаю, что произошло, но когда я зашел на балкон, то попугая в клетке не было, клетка была закрыта, а кошка нагло ухмылялась. Расследование ни к чему не привело, кошка пошла "в несознанку". Родителям я ничего объяснить не смог, меня заподозрили в "скармливании" попугая кошке, и за "скармливание" попугая кошке я был надолго отлучен от руля. После того, как наказание, по мнению отца, сыграло свою воспитательную роль, мне разрешили водить машину, но я "из принципа" не садился за руль.
В 9-м классе началось "автодело", мы учились ездить на "Москвиче" и грузовике, тяга к "семейному" автомобилю пропала. После окончания школы всем выдали "права", но нам они не достались, так как мы были "недорослями", при окончании школы нам еще не исполнилось 17 лет. Вот так и пошли мы в самостоятельную жизнь без "прав", но это не помешало мне почудить на "автомобильном поприще".
Служил я в таежном гарнизоне, где автомобильных дорог, в современном понимании, просто не было. Да и ездить было некуда. Ближайший город в 30 км, до следующего "очага цивилизации" - еще 35 км. Автобусов вполне хватало, да и делать в этих "городах" было нечего. Поэтому без машин обходились. Но нам в те времена очень хорошо платили, Родина еще ценила своих защитников, поэтому излишки денег у людей появлялись. И вот народ стал покупать автомобили, если так можно назвать изделия советского Автопрома. Причем покупали трудно, стояли в очередях, на полк в те времена выделяли по 3-4 автомобиля в год. Но покупали, ведь это был предмет престижа, а совсем и не средство передвижения.
Купив машину, счастливые обладатели вожделенного автомобиля начинали эту машину чинить. В 30-градусный мороз эти машины не хотели запускаться, а запустившись, и проехав совсем немного километров, они ломались. А чинить машину в железном гараже, в 30-градусный мороз - удовольствие не из приятных, на любителя. Поэтому, когда жена намекала на покупку автомобиля, я, вспоминая о том, что у меня нет прав, а чинить машины я не люблю, вежливо указывал на то, что пока еще машины в комплекте с шофером и автомехаником не продаются. Вот так и жили, "без колес", но это меня не тяготило.
Прошли годы. Наступили времена, когда в страну хлынули японские машины. Надо отметить, что и в это время нам еще платили приличные деньги, поэтому очень многие накупили себе "японок", и ездили от гаража до штаба на машине. Больше ездить было некуда, на аэродром на машинах не пускали. Летали мы уже мало, жить стало скучновато. Как-то раз мне пришла в голову мысль, что наличие автомобиля может оживить нашу жизнь, посоветовавшись с женой, я поручил ей найти нам автомобиль. Про деловые качества моей жены я когда-нибудь расскажу, поэтому через три дня я стал обладателем автомобиля "Тойота-Королла" за 1000 американских рублей.
Жизнь заиграла новыми красками. "Прав" у меня не было, но они и не были нужны в нашей тайге. В те времена милиции запрещалось задерживать военнослужащих, нас нельзя было штрафовать, да и "гаишников" у нас не было на дорогах. А уж таких приборов, как "алкотестеры", мы и вообще не знали. Вот и началось. Обмывали машину в гараже. Как всегда, водки не хватило. Но разве можно идти в магазин пешком, если рядом стоит прекрасная машина, и в ней так замечательно орет магнитофон? Только на машине, и только "с песнями"! Из глубокого кювета, набитого гранитными валунами, нас вытаскивал "уазик" командира полка, а потом он же бампером заталкивал машину в гараж. Не знаю, что там приключилось, но амортизатор насквозь пробил переднее крыло своей верхней частью. Через некоторое время машину привели в порядок, я продолжил совершенствование водительского мастерства.
Надо заметить, что мне попалась какая-то "ненормальная" машина. Стоило мне сесть в нее "с запахом", как она тут же старалась въехать в дом, гараж, столб. Я одновременно совершенствовал и свои навыки в ремонте автомобиля. Мне уже не приходилось бежать к мастеру из-за такой ерунды, как вдребезги разбитый бампер, или разбитые фонарики. С помощью паяльника и растворенной в ацетоне пластмассы я уже самостоятельно умел привести бампер в прекрасное состояние, фонарики клеил, как витражи собирал. Ну, а искусство запуска автомобиля в 30-градусный мороз я освоил в совершенстве. Надо было просто плеснуть в карбюратор через воздушный фильтр немного эфира, и все, машина запускалась "с пол-оборота". И все-таки, мне пришлось расстаться с этим автомобилем. Во всем, как всегда, оказалось виновата жена.
30 декабря. Завтра Новый Год. Все готово к празднованию этого любимого праздника. Но чего-то этой жене не хватает, толи горошка зеленого, толи лука репчатого. Вот и заставляет она меня ехать в близлежащий город. А я не хочу. Во-первых - ребята уже готовятся к отмечанию этого праздника в узком служебном кругу, во-вторых - с утра идет крупный снег, уже около 10 см неукатанного снега на укатанном снежном полотне. Но, если моя жена чего решит, то "выпьет обязательно". Садимся в машину, мчимся в город, я стараюсь не опоздать к столу, который уже накрывают в штабе. А эта женщина, которая рядом сидит, все ноет "под ногу", мол, не гони, не гони. Когда меня этот "нытье" достает, я демонстративно резко нажимаю на тормоза, и тут же понимаю, что этого делать не надо было. Машина начинает крутиться по дороге, потом резко прыгает в кювет. А кюветы у нас там были замечательные, до 3-х метров глубиной. Вот в такой кювет моя машина и прыгнула. И не просто прыгнула, а еще и перевернувшись в воздухе, в общем, после переворота легли мы на правый бок. Надо отметить, что я и сам привязывался, и жену привязал, поэтому травм не получил. И летел я в сознании, по пути отмечая все особенности полета. И когда мы в полете приземлились на правый бок, то я увидел, как жена, оказавшись надо мной, резко пошла головой в стекло. Никогда не забуду мысль, которая мелькнула у меня в голове. Еще не до конца осознав, что с нами случилось, я уже подсчитывал ущерб. А подумал я следующее: " Сейчас она мне еще и стекло башкой разобьет!". Но ремни сработали штатно, до стекла жена не добралась. Выключил я работающий двигатель, вылезли из машины, как из подводной лодки, осмотрелись. Нам повезло, что кювет был заполнен снегом, никто не пострадал, включая и машину.
Подъехали ребята, перевернули машину, вытащили из кювета, и я попытался продолжить движение за продуктами к праздничному столу. Но оказалось, что при приземлении машина задела масляным картером за единственный пень в кювете, масло и вытекло. Пришлось ловить грузовик, который и притащил меня в гараж. К штабному праздничному столу я успел, да и продуктов к семейному столу хватило. После Нового года, осознав все произошедшее, я продал машину за те же 1000 американских рублей.
Но на этом, в своем рвении освоить автомобильное дело настоящим образом, я не остановился. Да, с первой машиной у меня, как говорится, "не заладилось". Но по жизни я настойчив, особенно в совершении глупостей, поэтому решил не останавливаться на достигнутом. К приобретению второй машины я подошел более серьезно. Было принято решение получить "права", чтобы иметь законные основания ездить на машине. Да и критерии выбора машины у меня изменились. Уже было не достаточно просто японской машины, надо было, чтобы автомобиль был полноприводным "универсалом".
Вот и занялся я приобретением "прав". Тут как раз группа старших офицеров штурманского цеха решила получить категорию "С", вот я к ним и примазался. Организация по обучению располагалась в 30 км от нас, в "городе". Мы заехали к ним, оплатили обучение и попросили "свистнуть", когда приезжать на экзамены. Через 2 месяца нам "свистнули". Теорию я сдал с первого раза, без проблем, а вот с "вождением" вышла проблема. Мне предложили сдавать "вождение" на "Жигулях". Я такую машину раньше видел, но за рулем не сидел. Ездил я на "Королле", привык, что машина слушается руля с гидроусилителем и адекватно реагирует на движение педалями. А у "Жигулей" все по-другому, с ней надо договариваться.... Короче, с трудом тронулся и поехал. Дорога представляла из себя ледяной желоб, но опыт был, я даже достиг скорости 30 км\час. Тут машину занесло, я притормозил, машина уткнулась в сугроб, на все уговоры ехать дальше, не реагировала. Инструктор поставил диагноз - "тормоза заклинило", попросил открыть капот. А я и не знал, как его открывать на "Жигулях", начал что-то дергать под приборной доской, потом дернул сильно, и рычажок остался у меня в руках. Открывать багажник инструктор пошел сам. Достал отвертку, с ее помощью открыл капот, стал ковыряться в каком-то бачке. Я немного подождал, потом спросил, сдал ли я экзамен? Злой инструктор сказал, что я просто не успел его сдать, так как машина не выдержала моего мастерства, попросил подойти на следующей неделе. Через неделю я сдавал экзамен тому же инструктору, но, увидев меня, он предложил сдавать на "японке". Я с честью выдержал экзамен, и получил "права".
К этому времени у нас появились свободные деньги, и я принял решение больше не откладывать покупку машины. Поставил жене задачу, она села в машину командира автобатальона, и поехала выбирать машину. Петька подобрал машину, проверил ее, через день я стал владельцем автомобиля "Тойота-Кариб". Машина - зверь, "универсал", полноприводная, задний мост отключается, электронная подвеска, регулируемый клиренс, 2 карбюратора... Душу радовало наличие в кабине "кренометра", "тангажометра" и указателя курса. И я перестал ездить за рулем с запахом. Целый год ездил трезвым.
Но, как показывает практика, ничему нас жизнь не учит. В середине января случился в авиационной базе банкет по случаю дня части. Проходил он в летной столовой. Я не люблю ходить с женой на праздники в базу, поэтому решил заменить масло в двигателе. Гайка для слива плохо отворачивалась. Решил я товарищей позвать, благо гараж находился в 100 м от штаба. Товарищи с радостью согласились помочь, тем более, что "у меня с собой было". А "было" много, и мороз стоял приличный, но, не взирая на внешние факторы, гайку отвернули, масло поменяли. Товарищи поползли по домам, а я решил проехать по гарнизону, посмотреть, как там новое масло себя ведет. Сел в машину, включил печку, поехал по гарнизону, уснул, и свалился в канаву с горячей водой, которая вытекала из котельной. Проснулся от того, что горячая вода дошла до пояса. Мимо проезжали товарищи, обнаружили меня и машину в канаве с горячей водой, оповестили жену, и началась спасательная операция. Так как все руководство базы, вместе с моей женой находились на банкете, то и спасать меня прибыло все управление базы в пьяном состоянии, некоторые даже с женами. Подогнали тягач, вытащили меня, дотащили до гаража, затолкали туда машину, меня, мокрого, утащили к себе на банкет, и еще долго-долго отмечали день части. Утром подогнали тепловую машину, засунули все четыре рукава в гараж, машина оттаяла, вода стекла, но радиатор я смог промыть только весной.
Но и на этом я не остановился, и летом разбил машину вдребезги. В тумане на меня наехала встречная машина, но, так как я был "с запахом", то у меня и отобрали "права" на год. Так как к тому времени у меня появилась служебная машина, то надобность в личном автомобиле отпала, и осколки машины я продал. О "правах" я и забыл, потом истек год, второй, началась замена "прав", и мне намекнули, что если я передам фото, то мне скоро отдадут "права" нового образца. Я не сопротивлялся, и вскоре мне привезли новые "права", которыми я пользуюсь до сих пор.
Теперь я не пью ничего, крепче пива, накануне дня поездки, и думаю, что так будет и в дальнейшем.
Свидетельство о публикации №209071300259