Об эльфах, светлячках и чекнутой фрау Мюллер

  Чтобы моя история была вам понятна, я расскажу о паре вещей, которых вы, вероятно, не знаете. Итак:
Живу я в Германии уже восемь лет. С освоением языка я узнавал и узнаю многие правила поведения и культуры немцев. Некоторые из них повергают меня в недоумение. Но у всего есть объяснения.
Например: стоит у светофора старушенция - божий одуванчик и просит кого-нибудь помочь ей перейти дорогу. И все проходят мимо. Жестокие, равнодушные - подумаете вы? Отнють. Вот находится среди этой "холодной" толпы одна сердобольная девушка. А девушка-то русская и не понимает она, как можно пройти мимо немощного человека и не помочь. Берет она бабульку под руку и переводит через дорогу. А в конце этого короткого пути... спотыкается старушка через бордюр и падает на одно колено (помощьница успевает крепко ухватить несчастную старую женщину и не даёт ей растянуться на асфальте). А бабуля не может дальше идти и её прямо с места увозит "Скорая". Нет, никаких переломов старушка не получила. Даже ни одной ссадины нет. Просто больно ударилась -- лёгкий ушиб на пару часов беспокойства. Но подаёт бабушка в суд на свою недавнюю помощьницу и суд обязывает отзывчивую добрую девушку оплатить услуги, предоставленные пострадавшей бабуле больницей и кругленькую сумму самой бабуле за причиненные неудобства. Да и судебные издержки заодно. Почему - спросите вы? А потому, что добрая девушка не имела соответствующего образования, позволяющего ухаживать за старушками и переводить их через дорогу. (Этим тут (в Германии) должны заниматься только специально подготовленные люди). 
 И как же они так живут? Всегда проходят мимо и никому не помогут? Нет, не всегда. Немцы (особенно старые немцы) всегда помогут... властям.
Сидит в автобусе мальчишка-сопляк лет шести и рисует простым карандашом на подлокотнике сидения. Заметит это безобразие едущая рядом пожилая фрау и не пожюрит, не одёрнет безобразника, а проследует через весь автобус к водителю и укажет на "опасного преступника". А водитель вызовет полицию и родителей пацана взгреют штрафом за причинение ущерба госсобственности. Или такое: стоит под красным светом светофора автомобиль. А водитель автомобиля разговаривает по мобильнику. (Нельзя этого за рулём по закону делать. Штраф за это) Пожилой бюргер, переходящий улицу, заметит этот "беспредел" и, не отходя от места, сам достанет мобильник и сообщит в полицию марку, номер машины и адрес перекрестка, на котором он засёк страшное правонарушение. "Стукачи" - скажете вы? Еще бы! За каждый случай "заклада" стукач получит от властей... нет, не медаль -- денежное вознаграждение в размере пятидесяти евро. Времена, когда "стучали" за идею тут давно прошли. Но правительство нашло способ сохранить в жизни современной Германии систему работы Гестапо. И это работает. Хотя старики "стучат" не столько из-за денег, сколько по старой привычке. Их так воспитали.
 История, произошедшая со мной, не имеет ничего общего с этими неприятными вещами. Но зачем я это вам выложил, вы скоро поймёте.

 Это было летом. Кажется в июне, лет пять назад. Я ехал с работы домой на автобусе и рядом присела пожилая фрау. Внешне она была похожа на всех типичных старых немок, но отличалась только несметным количеством серебряных колец на руках и немыслимым ворохом дешёвой бижутерии на шее.
-- Guten Tag. -- сказала мне пожилая фрау.
-- Guten Tag. -- ответил я.
Далее разговор продолжался, как и начался -- на немецком языке. (А чего вы хотели -- она немка, а я в Германии.) Но я переведу, чтобы сэкономить ваше время и не напрягать поисками немецко-русских словарей. (А!... пока не забыл... нужно сказать вам, что спонтанные бесседы в транспорте между не знакомыми людьми здесь -- вполне обычное и нормальное явление. Вот такие они (немцы) открытые и радушные люди. Особенно пожилого возраста).
-- Лето в этом году жарким выдалось. -- сказала пожилая Фрау.
-- Да. -- согласился я -- в прошлом году было значительно холоднее.
-- А как Вас завут? -- спросила она.
-- Алекс -- представился я.
-- Это Ваша фамилия? -- спросила она.
-- Это моё имя. Мою фамилию Вам будет трудно сразу запромнить. -- ответил я.
(На самом деле в моей фамилии для немцев нет ничего сложного. Просто я не люблю обращения ко мне, как к господину такому-то. А "господин" по немецки звучит как "хер". Не "гер", как щадили наш слух в старых советских фильмах про войну, а "хер")
-- А я - фрау Мюллер. -- представилась немка.
(Не удивляйтесь. Мюллеров в германии действительно огромное количество. Такое впечатление, что в те времена, когда раздавали фамилии, полстраны заселяли одни мельники. Или эти мельники так расплодились за столетия? Хотя, Шумахеров тут тоже полно ("сапожники" по нашему), и Шнайдеров - "портных", и Фишеров - "рыбаков". Но это многое определяет: ни один Мюллер или Шнайдер не стал композитором или писателем, как Бах или Гётте.)
-- А Алекс это Александр? -- продолжала моя попутчица.
-- Нет, в моём случае, это Алексей. Но тоже сложно для запоминания, потому - просто Алекс.
-- А вы верите в эльфов, Алекс? -- спросила она.
(Вот это номер! Я даже засомневался в том, правильно ли я её понял. Но она повторила вопрос.)
-- Я верю в Бога. А эльфы из области мифов и сказок. -- наконец ответил я.
-- О! Я католичка! И тоже верю в Бога. Но эльфы всё-же есть. Они живут в моём саду. Хотите покажу?
-- Хочу. -- сказал я, понимая, что с дамой не всё в порядке. То есть, у неё не все дома... кроме эльфов, разумеется. И, скорее всего, не дай я согласие, она просто так не отстанет.
-- А кто Вы по профессии? -- спросила она. (Это уже стандартный вопрос при знакомстве. И я немного успокоился.)
-- По профессии я реставратор антикварной мебели, а работаю столяром. Нет должного объёма заказов на реставрацию, вот и приходится...
-- Ах! -- обрадовалась она -- У меня дома есть несколько вещей, которые требуют работы именно по вашей специальности.
(Вот это уже совсем другое дело. Дополнительный зароботок мне совсем не помешает.) Я записал телефонномер и адрес фрау Мюллер. Потом мы договорились о моём визите в грядущую субботу.
 
  В субботу я собрал свою рабочую сумку с необходимым инструментом и отправился на "халтуру".
-- Ах, добрый день, Алекс. -- встретила меня фрау Мюллер.
-- Добрый день, фрау Мюллер. -- приветствовал я и вошел в дом.
 Как и во всех частных домах Германии, и у этого был свой сад с цветами, плодовыми деревьями и кучей гипсовых фигурок на клумбах. Но, в основном, немцы любят всяких зверюшек и гномиков. А в этом саду были собраны исключительно фигурки эльфов. И не только гипсовые. Был бронзовый фонтан тонкого литья в виде метровой фигуры обнаженной феи с крыльями бабочки. (Я нечто подобное в Амстердаме видел. Очень хорошая работа.) С огромного бронзового листа лопуха на фею стекала вода и собиралась у ног феи в маленький, два на два метра, прудик, в котором плавали золотые рыбки. Еще были кормушки для птиц, сделанные в виде старинных домиков со всеми мелочами (С такой любовью или фанатизмом делают домики в моделях железных дорог.) Внутри дома было не менее интересно. Я, благодаря своей профессии, уже повидал немало зажиточных и богатых домов. Но во многих, в которых я работал, сразу было видно, что мебель и картины попадали в эти дома "извне". Понимаете о чем я? Ну, вот купил некий немец дом и давай его "наворачивать" антиком. А понятие вкуса и стиля не у всех немцев воспитано, как ни странно. И затаскивается в дом всё, что имеет отношение к антиквариату. Каждая вещь в отдельности, бесспорно, имеет и историческую и художественную ценность, но всё вместе... Помните, у наших бабушек были комоды и буфеты? Эти вечные мраморные слоники!? (Кстати, ни у кого не сохранились? Я бы купил... если не дорого) Эти гобелены с кошечками и пластмассовые голопопые Максимки? Еще китайские (не форфоровые, держи карман шире -- пластиковые) болванчики и, как вершина "изыска", бездарные копии Шишкина "Сосновый бор" с медведЯми? Вот у меня эти дома вызывают такие ассоциации. А здесь было совсем не так. Не взирая на неимоверное количество фигурок эльфов, этот дом был далёк от вышеописанного кича. Мебель и картины, каминные и напольные часы, статуэтки на пилонах и даже шторы были собраны со знанием и вкусом. И фигурки эльфов общего вида не портили. Они были расставлены очень талантливо, если не гениально.
-- А это то, о чем вы мне рассказывали? -- поинтересовался я указывая на эти самые фигурки.
-- Это? Красиво, правда? -- сказала фрау Мюллер и довольно заулыбалась.
  Я расслабился. До этого я очень беспокоился. (Нет, ну правда, как бы вы себя чувствовали на моём месте, в доме старой женщины, у которой "живут эльфы"? Кто-ж знал, что это аллегория?)
Фрау Мюллер показала мне один секретер и один комод, которые требовали моего оперативного вмешательства. Я намазал клеем рассохшиеся доски и зажал струпцинами. Полработы было сделано и оставалось подождать, пока прихватится клей. Ожидание было не скучным. Фрау Мюллер предложила мне кофе и лично испеченый пирог с творогом. Пока я поглощал угощения, фрау Мюллер рассказывала мне много всякого интересного. Я узнал, что во время войны она была трёхлетней девочкой и мало что помнит. А то, что помнит, не хочет вспоминать. А вот отец её вернулся домой из русского плена через пять лет после войны. Но о русских он рассказывал только хорошее. (Теперь стало понятно такое расположение ко мне фрау Мюллер) Отец привёз из России самовар. Только щепки в самоваре всегда гаснут и фрау Мюллер никогда не пила чая  "по русски". Я сказал, что для раздува самовара нужен сапог. Это настолько заинтересовало пожилую даму, что она тут-же кинулась его искать. Через десять минут она принесла мне из подвала старый женский ботфорт  с молнией и провела меня в каменный флигель, где среди разного хлама и садового инструмента стоял медный самовар.
  То, что я разжигаю самовар первый раз в жизни и знаю, как это делается, чисто теоритически, очень удивило фрау Мюллер. Она считала, что в России самовары есть почти у всех. Для меня-же это было очень волнительным приключением. (А кто из вас может похвастаться тем, что пил чай из настоящего двухведерного старинного самовара, да еще и сам этот чай приготовил?)
  За разговорами с фрау Мюллер время так молниеносно пролетело, что я не успел заметить, как прошло шесть часов вместо положенного получаса для склейки деталей мебели. На улице уже стемнело и я собрался домой.
-- Подождите! -- остановила меня фрау Мюллер -- А как-же эльфы? Вы не хотите их увидеть?
-- Так я, вроде, уже всех видел, фрау Мюллер!
-- Да нет же, Алекс. Это только моя коллекция фигурок эльфов. А настоящие живые эльфы скоро появятся в саду. Ну подождите еще немного.
Я снова начал нервничать но отказать такой милой женщине было неудобно. Мы просидели в гостиной еще полтора часа. Фрау Мюллер рассказала, что фонтан в саду ей привёз покойный муж. И домики он делал своими руками.
-- Я видел. -- поддержал я бесседу -- Очень крассивые кормушки для птиц.
-- Это не кормушки! -- возразила фрау Мюллер -- Это дворцы для эльфов. Раз в году эльфы устраивают свои праздники в этих домиках.
-- Вот оно что! -- я старался не улыбаться -- Извините, фрау Мюллер. Я просто знаю об эльфах из сказки Андерсена. А там о них мало информации. А Толкиен и другие мастера фэнтези пишут, что элфы -- древняя раса с внешним отличием от людей -- острыми ушами.
-- Знаете-ли, Алекс, -- грустно говорила фрау Мюллер -- я сама почти ничего не знаю ни о легендах эльфов, ни о их внутренней культуре. Я не читала книг, где пишут об эльфах. Всё, что я знаю, мне рассказывал мой Пауль -- мой любимый муж. Но он умер три года назад. Я осталась одна. Если бы и эльфы сюда не прилетали, я бы уже умерла. У меня частые головные боли и я посещаю врача. Но, говорят, что я скоро поправлюсь. Просто мне необходимо лечение и общение с людьми.
-- Ну, в отношении общения, Вы можете всегда рассчитывать на меня, фрау Мюллер. -- мне стало жаль одинокую, свихнувшуюся от боли утраты женщину.
-- Благодарю, Алекс. -- прослезилась фрау Мюллер  -- Однако, уже как раз то самое время. Эльфы, я уверена, уже в саду.
Я хотел проследовать вслед за хозяйкой, но она остановила меня у выхода на террасу.
-- Необходимо подготовится -- сказала она -- я всегда надеваю вот эти бусы - подарок мужа и вот этот платок. А иначе эльфы меня не узнают и не покажутся. А Вам, Алекс, по земле к ним вообще не подойти. Если эльфы услышат Ваши шаги -- улетят.
-- А как-же Вы собирались мне показать эльфов?
-- Есть один выход. -- и фрау Мюллер выкатила из чулана инвалидную каляску -- садитесь, Алекс.
( Знаете, в этот момент я вспомнил кучу фильмов ужасов про маньяков и убийц в образе старых безобидных женщин. Ну правда, чего ожидать еще? Сейчас я сяду в каляску, а меня -- хрясь по затылку... и очнусь в подвале связанный. Или... как альтернатива... тоже связанный, но в спальне. А там такие "эльфы" начнутся! Ага... и буду потом, если выживу, объяснять где надо, что меня отымела старая немка в собственном доме, под предлогом незаконной частной работы. Я, мол, ей сделал мебель, а она со мной "рассчиталась"... СТОП!!! А ведь фрау Мюллер со мной еще не рассчиталась. А если я сейчас не соглашусь "смотреть эльфов", она расстроится и...)
 Я сел в каляску и вцепился в подлокотники. (Если меня захотят грохнуть или изнасиловать, я буду сопротивляться и задаром не отдамся)
-- А еще -- ласково сказала Фрэди Крюгер.... тьфу ты... фрау Мюллер -- я дам Вам платок и Вы накройте им голову так, чтобы ничего не видеть. И снимите платок, когда я Вам скажу.
(Отлично, Лёха! Ты влип по самое немогу. И что теперь делать?)
Я не знаю, почему не встал и не ушёл сразу, а продолжал потакать старой идиотке. Платок я накинул, но так, чтобы видеть землю и проследить маршрут нашего движения. (Если меня повезут не в сад, а в спальню...)
  И тут, фрау Мюллер запела. Нужно отдать ей должное -- вокал почти оперный. Песня была на немецком, но на каком-то очень старом диалекте. Коляска вместе со мной двинулась вперед и выкатилась в сад. Еще минуту я сидел, с головой накрытой платком, пытаясь различить в сумерках землю под инвалидным креслом и слушал пение этой чокнутой...
--Снимайте платок, Алекс. Смотрите! -- сказала фрау Мюллер, закончив петь.
Я стянул платок с мокрой от пота головы и...  по спине поползли... нет, не мурашки -- здоровые божьи коровки! Внутри всё ёкнуло и внизу живота сдавило так, что я подумал, как бы не опозориться.
Весь сад буквально светился маленькими, движущимися в хаотическом танце, зелёными огоньками.
(Фуух... ну надо-же так испугаться!!! И чего!!!)
  Слава Богу, что я не знал, как будет по немецки "светлячки". И, слава Богу, что у меня хватило ума не сказать нечто типа: "Так это же просто жучки, фрау Мюллер". Мы так и простояли молча ( вернее, я сидел ) с фрау Мюллер до тех пор, пока не пошёл лёгкий ночной летний дождь.
А наблюдение за светлячками -- действительно завораживающее зрелище. И, если старуха нафантазировала себе эльфов, то кому от этого плохо? У неё есть своя сказка. Так она чувствует, что не всё потеряла, похоронив мужа.
  Фрау Мюллер рассчиталась со мной просто по королевски, заплатив чаевых вдвое больше, чем за саму работу. (Уже из-за этого стоило терпеть все её чудачества) Я обещал иногда заходить в гости и как-нибудь привести с собой детей. Но после этого ни разу не зашёл и никого, естественно, не привёл.
(Работа, дом, решения разных бытовых проблем... Ну не до эльфов, честное слово.)

  Как-то встретился с одной своей подружкой. (Ничего не подумайте -- мы просто друзья без всяких "но") Мы сидели в Дюссельдорфском парке на лавочке и "говорили за жысть". Незаметно стемнело и... Марьяна (моя подружка) восторженно охнула. Я обернулся и увидел под деревьями, у которых находилась наша лавочка, рой светлячков. Ассоциации сработали мгновенно и я, клянусь, не знаю зачем, оторвал ноги от земли. Марьяна подозрительно посмотрела на меня но ничего не сказала. А я, опять не знаю зачем, сказал ей, что это эльфы.
-- Какие эльфы? -- удивилась Марьяна -- Это просто светлячки.
-- Нет, -- возразил я (во дурааак!) -- это они прикидываются светлячками. Но чтобы их увидеть, нужно сесть в инвалидное кресло-каталку, накрыть голову большим платком и две минуты слушать пение фрау Мюллер.
-- Кк... кхм... ккого? -- спросила Марьяна.
-- Да так, была у меня одна клиентка. Это она меня научила их видеть...
-- Ой, уже так поздно. -- засуетилась Марьяна -- мне уже домой пора.
-- Пойдём. Я провожу тебя до дома.
-- Да что тут идти? Всего пару шагов до дома. Ты иди уже на остановку, а то пропустишь свой автобус. Созвонимся. Чус.
И марьяна очень быстро пошла в сторону своего дома. Потом наши дружеские отношения как-то сошли на нет. Не то чтобы мы перестали быть друзьями... Ну просто мы можем не звонить друг другу по полгода и встречаемся только у других общих друзей еще реже, чем созваниваемся.
(Марьяна! Если ты читаешь этот рассказ, то прости, что не объяснил тебе всего раньше. Хотя... ну как бы я тебе вот это всё объяснил?)
 
Но я показывал своим детям светлячков. Их и в нашем парке было много. Светлячки появлялись поздно вечером и кружили в своих танцах под деревьями и кустами на аллеях небольшого зелёного массива в моём районе. Жаль, что игры этих фантастически притягательных насекомых длятся не больше пары недель. Я ничего не рассказал своим детям об эльфах, но стал покупать книжки мастеров фэнтэзи. Пару раз подарил дочери ширпотребовские фигурки эльфов. А ей понравилось и она стала просить еще. Теперь у неё целая библиотека фэнтэзи и вся комната уставлена фигурками эльфов.
 
  Я переехал с детьми в другой город и уже не вспоминал о сумасшедшей фрау Мюллер.  Но однажды... Нет, совсем недавно... В общем ехал я в тех-же местах и на том-же автобусе и увидел её. Она села в автобус на остановке у психиатрической лечебницы. На сгибе локтя фрау Мюллер был прилеплен пластырь( видимо ходила к врачу на укол), на пальцах рук небыло колец, на шее той бижутерии, а в глазах того сумасшедшего блеска. Она меня не узнала и прошла дальше в салон автобуса. Я проводил её взглядом.
  На задних сидениях автобуса сидели мальчишки. (Видимо турки или мароканцы). Они шумно что-то обсуждали, водрузив свои ноги в грязных кроссовках на передние сидения -- это нечто типа плохой моды у современной европейской молодёжи. (Обычно в таких случаях контролёры или просто недовольные пасскажиры просят опустить ноги вниз. Как правило с этой ерундой проблем не бывает и молодые исполняют просьбу) Но фрау Мюллер, ни слова не говоря, проследовала к кабине водителя и что-то ему шепнула. Водитель остановил автобус и в громкоговоритель попросил мальчишек, что на задних сидениях, покинуть автобус за "не приемлемое поведение в общественном транспорте". Мальчишки повиновались и автобус поехал дальше.
  Фрау Мюллер снова прошла мимо меня и заняла одно из только что освободившихся задних мест. Лицо её хранило аристократическое спокойствие с лёгким налётом злорадства.
"Вылечили" -- тоскливо подумал я. А эльфы навсегда покинули мой мир.


Рецензии
Памятуя о желании автора "не читать, если рассказ не цепляет с первой строки",
прочитала с искренним интересом эту увлекательную историю. Жаль, что уже несколько лет не появляется новых рассказов.
Успехов, Алексей )))

Елена Ханен   24.01.2014 17:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.