Серия детских рассказов Озеро
В одном из озёр жила мудрая щука, которой было уже 99 лет. Много она повидала на своём веку, поэтому позволили ей открыть свою частную школу, куда могли приходить все желающие жители пресного водоёма. В зарослях водорослей, на мелководье, часто собирались вокруг щуки любопытные и наивные, чтобы послушать рассказы и легенды мудрой рыбы, которую прозвали здесь Толкушей, потому что она всем растолковывала, объясняла, словно настоящий Толковый словарь.
Очень любила Толкуша, когда вокруг неё собирались мальки, которым она могла рассказывать всё что угодно, а они ей беззаветно верили, не возражали, а только удивлялись, возбуждённо обговаривая услышанное.
- Уважаемая Толкуша, а что такое море? – спросил один из мальков окуня.
-Море! Эх, море! – мечтательно произнесла щука, словно там бывала.- Там нужно долго грести плавниками и хвостом, чтобы достичь берега. Море! Там так много рыбы, что она раскачивают воду, и та начинает бурлить, пениться, подниматься волнами.
Всё это сочиняя, щука краем глаза смотрела по сторонам, боясь что её обман раскроет старая мудрая черепаха, её ровесница. Но, убедившись, что поблизости её нет, продолжила свой рассказ. Сочинять и преувеличивать она любила!
- А ещё на берег моря часто приходят люди, и каждый несёт с собой килограмм соли. Они высыпают её в море, размешивают большой ложкой и плавают. Им так легче, так как солёная вода держит их бесчешуйчатые тела,- радостным голосом говорила щука, наслаждаясь своими выдумками.
-А вы бывали на море?- не унимался любопытный малёк окуня.
-Нет…,- растерялась Толкуша, потому что очень боялась, что мальки ей не верят.
Но неожиданно она выдумала для себя оправдание.
-Нет не была…Но недавно мне написала письмо моя сестра Акула,- говоря всё это, она угрожающе клацнула зубами,- Она тоже хищница, но только в море. Эх, море!!!
- Уважаемая щука, вы нас не съедите?- испуганно спросили детишки- мальки, которые успели отплыть от неё и спрятаться в ил или же за водоросли.
-Нет, что вы! Я же на пенсии, -оправдывалась щука, радуясь тому, что смогла произвести впечатление.
Спокойным движением плавника щука снова подозвала к себе мальков, одного даже посадила себе на брюхо.
-Ну так вот, моя сестра Акула целыми днями лежит на солнышке, отдыхает, высыпается…
- Кх-кх, -послышался кашель старой черепахи, которая медленно, но уверенно приближалась к щуке- выдумщице и к её воспитанникам.- Что-то ты, Толкуша, не о том речь ведёшь. Много неправды в твоих словах. Какая она тебе сестра, Акула- то???
- А это ты, Ворчунья?- опешила щука, не довольная тем, что черепаха желает вывести её на чистую воду, то есть доказать, что она, Толкуша, говорит неправду.
-Я. Извини, не сдержалась , когда услышала, что ты начала пудрить мозги, то есть говорить неправду малькам, нашей надежде и опоре,- возмущённая черепаха подошла ближе, села напротив щуки.
- И в чём же я неправа?- словно ничего не понимая, спросила щука.
-А в том, что акула тебе не родственница, хотя тоже является хищницей. И ещё в том ты неправа, что акула целыми днями нежится на солнце. По правде, акула никогда не спит, она обречена на вечное движение. Если она прекратит своё движение, то опустится в водную бездну, откуда ей возврата нет, - со знанием дела говорила Ворчунья.
-Может ты и права, черепаха,- стала оправдываться Толкуша, вот только я сегодня рассказывала сказки и выдумки, а вот завтра у нас будет урок истории, когда мальки узнают много об акулах.
- Не верю я тебе, Толкуша!- возмутилась черепаха. – Я буду приходить на каждый твой урок, и слушать о чём ты ведёшь речь.
Мальки, услышав всё это, очень обрадовались, стали плавать вокруг черепахи.
Это очень обидело щуку, и она, махнув плавником, бросив последний взгляд на тихую заводь, которая до этого была её частной школой, решила незаметно уплыть.
-Куда же ты, Толкуша?- удивилась Ворчунья.
-Школа теперь твоя, я уплываю…- скрывая свою обиду, ответила щука.
- Но ты же мудрая рыба, щука… только любишь всё приукрашивать, присочинять… Оставайся .Без твоих историй и сказок школа в пресном водоёме станет скучной и неинтересной,- успокаивала её черепаха.
-Оставайтесь, уважаемая Толкуша,- стали просить её мальки.- Нам так интересно с вами.
Польщённая таким вниманием, Щука осталась. И с тех пор в пресном водоёме живут и работают учителями два её долгожителя – черепаха и щука, учат они мальков уму –разуму, удивляют своими историями. А ты, юный друг, прислушайся к их урокам, узнаешь много нового.
История 2.
Весной земля просыпается, начинает рисовать новую страницу своей жизни. Уж очень любит она писать кисточкой с зелёной краской, раскрашивая газоны, поляны, леса. Натрудившись за день, земля любит поспать подольше. Поэтому, проснувшись, часто видит как проказник - солнце добавляет краски в её картину: жёлтые цветы одуванчика всюду выставляют курносые носики из молоденькой травы, словно говорят:
-Мы - маленькие солнышка, как же вы без нас!
Как маленькие солдатики, ровно в шесть утра они уже на посту: распускают свои жёлтые шапочки, первыми согревают землю своим теплом, говорят о том, что сегодня дождя не будет. Приятно идти в садик, в школу, когда маленькие жёлтые солдатики- одуванчики в хорошем настроении улыбчиво покачивают цветами от ветра, только завидев тебя. И ты улыбнись им, если любишь весну.
С приходом весны школьная жизнь подходит к концу, а вот в частной школе щуки Толкуши занятия не заканчиваются никогда. А даже наоборот уроки становятся интересными, увлекательными и познавательными. Вот только бы щука Толкуша не так сильно всё преувеличивала.
На первый урок старая щука Толкуша любила задерживаться, давая возможность малькам порезвиться. Сначала малыши плавают на перегонки, потом, заплывая в заросли водорослей, играют в прятки, а потом, утомившись, разговаривают, придумывают новые проделки.
-Давай сыграем в игру «Найдёнка» - кто найдёт самый интересный предмет в нашем озере,- предложил один из самых озорных мальков.
-Давайте. А это как?- не понял малёк сома Симка.
-А просто- надо найти то, что ты раньше не видел и принести его нам,- объяснил малёк окуня Нуки.
-А вдруг придёт уважаемая Толкуша и не найдёт нас. Вот крику то будет!!! Вызовет родителей,- стал очень сильно переживать Симка.
-А мы ей всё объясним. Она поймёт и простит,- не унывал Нуки, который не видел ничего плохого в том, что они прогуливают школу.
-Не простит. Не простила же мне она случай, когда я зазевался на уроке и стал жевать свой ус. Она вызвала папу, а он у меня строгий. Заставил проплыть десять кругов вокруг озера. Знаешь, как потом плавники болели,- жаловался Симка.
-Мы же плывём познавать мир!- возмутился Нуки нерешительности своего друга.
-Школу прогуливать нехорошо,- продолжал стоять на своём Симка.- Давай в игру «Найдёнка» поиграем, когда солнце начнёт опускаться к горизонту, не будет светить своими лучами так ярко.
Вдруг на водную гладь упала маленькая тень, которая стремительно прошло от одного берега к другому. А потом ещё и ещё. Похоже, что какая-то птица кружит над озером. Её острые крылья, стремительные и резкие движения напугали мальков.
Сбившись в стайку, они замерли на безопасной глубине.
-Тебе страшно, Нуки?- спросил Симка.
-Не-ет…- выпускал уж очень много пузырей изо рта маленький окунёк, а его плавник острыми иголками торчал вверх, которые то и дело вздрагивали.
Напуганные небесным призраком, дети и не заметили, как к ним подкралась щука Толкуша, а с нею и черепаха Ворчунья.
-Всё!- громко, но в тоже время очень печально сказала щука Толкуша.
-Всё!!! Мы погибли!!!- закричал малёк окуня.
Все остальные мальки бросились врассыпную, от волнения они выпускали пузыри изо рта, а их дрожащие плавники выглядывали из водорослей.
-Всё, я тону,- запричитал Симка, и, перевернувшись к верху брюхом, стал драматически опускаться на дно.
-Прекрати, ты утонуть не можешь,- возмущённо запричитала черепаха Ворчунью, толкнув в бок прирождённого артиста Симку.
-Права, а что тогда мне делать?- удивленно посмотрел Симка на Ворчунью и задёргал от растерянности своими короткими усами.
Черепаха Ворчунья с досадой посмотрела на Толкушу и сказала:
-Зачем ты их напугала?
-Я не напугала, - не знала как оправдаться Толкушка,- А вдруг и правда сегодня будет шторм.
-Ты снова начиталась писем от твоих морских родственников? Не бывает в пресных закрытых водоёмах шторма, - Ворчунья от возмущения забралась в панцирь и поглядывала на Толкушу оттуда своими чёрными глазищами, которые сияли возмущением и обидой.
В это время мальки, увлечённые беседой двух учителей, уже медленно подкрадывались к ним. Окунёк Нуки подплыл к черепахе Ворчунье сзади и с задором стал дёргать её за хвост, желая, чтобы та выбралась из своего домика.
А Симка с раскрытым ртом и торчащими усами обратился к Толкуше:
-А что такое стор - м?
-Не сторм, а ш-ш-шторм,- исправила она сомика,- Шторм это когда… Видел как от камня поднимаются брызги над водой?
-Ага,- чесал затылок плавником Симка и вспоминал, как местные мальчики, увидев его на мелководье, стали бросать в него камни.- Бульк, и вода начинает перекатываться из стороны в сторону.
-Так шторм- это когда попадает много-много камней одновременно в воду, она начинает бурлить, мутнеть, волноваться, всюду брызги, брызги, волны,- захватывающе стала кричать Толкуша, а сама металась из стороны в сторону и волновала воду, поднимала ил со дна. Уж очень она желала показать на практике, что такое шторм.
Мальки смотрели на щуку и дрожали от страха.
-Снова ты врёшь, - выбралась из домика Черепаха и зашатала от возмущения головой и передними лапами…..
-Я не вру. Так мне моя родственница рассказывала. Она ведь любит покататься на волнах во время ш-ш-шторма,- ликовала Толкуша, так как была уверена, что Ворчунья выглядит растерянной и не сможет рассказать малькам правду.
Толкуша страх как не любила, когда её дискредитировали, то есть разоблачали, показывали её истинное лицо перед малолетними учениками.
-Отстань,- пробурчала Ворчунья, стараясь отогнать от своего хвоста надоедливого и юркого малька окуня Нуки.- Вот привязался.
Сегодня явно ворчунья была не в духе. Не взирая на свой почтенный возраст, мало кто мог упрекнуть в том, что она ведёт себя недостойно, а вот сегодня, обидев малька, без слов извинений отползла к тине. Нуки потирал свой ушибленный бочок, а потом стал пускать пузыри, показывая всем, что его зря обидели. Ни жалкий вид малька, не возмущённый возглас Толкуши не остановили Ворчунью, не заставили признать своих ошибок.
-Сам виноват, - стал на защиту малёк сома Симка.
А, подплыв ещё ближе к другу, стукнул его по голове.
-Ты чего?- с обидой и возмущением прокричал Нуки. Он уже попытался дать сдачи, но в это время Ворчунья бросила неожиданный вопрос:
-Вы что-нибудь слышите?
Мальки засуетились, забегали, пытаясь понять, что именно они должны услышать. Но им удавалось создавать только лишний шум. Натыкаясь друг на друга, весело смеясь, они только смутили воду, толкнули пару раз Толкушу, которая придремала за « учительским столом». Медленно скатившись с гладкого округлого камня, который и являлся для неё столом, резко подсочила, рванулась в сторону к малькам, даже перекувыркнувшись через них, спряталась в зарослях водорослей, выставив на вид только большущие глаза и открытый рот. Впечатлительный ряд мелких зубов должен был напугать налётчиков, которые украли у неё покой.
-Симка, Нуки прячьтесь под мои плавники,- бубнила Толкуша, даже не удосужившись закрыть рот.
Из-за создавшейся суматохи, мальки растерялись, сначала бросились к Толкуше, а потом возмущённо закричали:
-Что случилось уважаемая Толкуша?
-Тихо, крокодил!!!
-Что???- даже удивлённо прокричала Ворчунья и на всякий случай забралась под свой панцирь.
Симка и Нуки ринулись в поиски убежища. Пару раз, столкнувшись, зацепились плавниками, они всё никак не могли отплыть друг от друга.
Проявляя неслыханный героизм, Толкуша выскочила из своего убежища. Одним рывком она толкнула малышей в безопасное место, а сама ринулась в бой с невидимым врагом.
Она стала плавать, сильно виляя хвостом, желая отвлечь огонь на себя.
-Вот плаваю, - храбрилась Толкуша,- никого не вижу, даже бревно, которое всё ближе и ближе ко мне подбирается. Крокодилушка, я не вкусная, я ста-арая уже.
Наконец сообразив, Ворчунья поняла, что в озере нет никакой опасности, поэтому стала медленно подбираться в Толкуше. Подплыв к ней очень близко, положив тяжёлую голову под передний плавник, прошептала щуке-артистке:
-Смотри, он с тебя глаз не сводит.
-Кто?- не поняла Толкуша, но была польщена вниманием, оказанном
ей.
-Крокодил. Смотри, как он хорошо маскируется под сучковатое бревно,- открыто насмехалась Ворчунья.
-Да, да ты права, крокодил всегда притворяется бревном, чтобы подобраться близко к жертве,- умничала Толкуша, (к тому же была права).
-Тут ты милочка права. Вот только крокодилы не водятся у нас. Живут они хоть и в пресной воде, но не в закрытых водоёмах,- возмущению Ворчуньи не было предела.- И охотятся на более крупную добычу, чем рыба.
-Ворчунья, тише, - испугалась Толкуша, боясь, что мальки услышат.
Ворчунья и Толкуша обернулись в поисках мальков. За самым маленькими камешками поднимались два ряда маленьких пузырьков. А за одним из камней были видны усы Симки, которые то и дело вздрагивали.
-Молодёжь, выходи, крокодил уплыл,- решила пожалеть черепаха Ворчунья репутацию щуки Толкуши.
-Кто такой кро-ко-кодил?- в один голос спросили Нуки и Симка.
-Этой мой родственник, он уже уплыл…- растерялась Толкуша, не зная как оправдать недавнюю суматоху.
-Крокодил-это самый древний житель нашей земли. Он похож на большую ящерицу, но больно уж опасную. Он житель теплых стран, любит мелкие песчаные водоёмы, да к тому же не любит жить по близости водопадов,- не знала, как выпутаться со сложившейся ситуации Ворчунья.
-Тогда почему?- не унимались мальки.
-Тихо. Я сказала тихо,- повелительным тоном прохрипела черепаха.- Слышите? Слышите?
-Мы ничего не слышим,- растерялись мальки, думая, что их взрослые водят за нос, а попросту просто обманывают.
-Тишина. Птицы не поют, кузнечики перестали стрекотать,- с наслаждением утверждала Ворчунья.
-И что это значит?- боялась предположить Толкуша, понимая, что снова Ворчунья отобрала внимание мальков от её важной персоны.
-Значит, будет шторм!!!- тихо, но торжественно прошептала черепаха.
-Бежим,- завопил Симка, - на нас начнут падать камни с неба…
Симка засуетился вокруг всех, успев смешно завязать усики вверху своей головы, чтобы хоть как-то обезопасить себя. Ох уж эти сомы. Они только к старости становятся спокойными и степенными, а вот в детстве.
-Симка, ты у нас кто?- возмутилась Толкуша.
-Кто?- не понимал малыш, что от него хотят, но на всякий случай закутался в кусочек водоросли и теперь как озерное приведение носился вокруг своих учителей и друга.
Толкуша продолжала свои нравоучений:
-Ты –сом, а в случае опасности они залегают на дно, усами мутят вокруг себя воду и лежат неподвижно.
Всё, что говорила щука Толкуша, желала всё это ещё продемонстрировать. Единственное, что ей не удалось, так это шевелить усами, так как их отродясь у неё нет. И наглотавшись ила, переспросила Симку:
-Ты всё понял?
-А понял!!!- обрадовался малёк сома.
С этими словами он опустился на дно, покрутился с минуту, укрыл себя водорослями, а потом вскрикнул:
-А что вы так на меня смотрите???
-Симка, сядь за парту, мы продолжаем урок,- степенно и очень важно потребовала черепаха Толкуша.
Окунёк Нуки не смог удержаться от смеха, когда увидел вытянутую мордашку своего друга. Веселье его продолжалось недолго, так как Толкуша резким движением плавника толкнула его к парте.
Прокрутившись в воде, как акробат, Нуки приземлился за парту и стал ждать Симку.
-Ну и ученики нам достались,- возмутилась Толкуша, а сама также попыталась усесться поудобнее, чтобы послушать Ворчунью. По правде говоря, она ничего не знает о шторме.
-Вы заметили, что на улице тихо. Ни птиц, ни кузнечиков не видно? Да так вот. Они чувствуют приближение дождя,- начала повествование Ворчунья, оперев голову на свои передние лапы. От удовольствия она закрыла глаза.
-Она сейчас уснёт,- предположил окунёк Нуки.
-Я всё слышу. Вот ты мне лучше скажи, как мы можем определить, что скоро будет дождь?
-Уважаемая Ворчунья, рыба, когда чувствует приближение дождя, опускается ближе ко дну. Там комфортнее,- высочил с места Симка.
-Почему потемнело резко на улице, вода словно почернела?- задала следующий вопрос Ворчунья.
-Ну почему? Почему? Я знаю, - храбрилась Толкуша, боясь, что о ней вообще забудут.
-Потому, потому, что солнце зашло, лучи не проникают в воду, а донный ил придал тёмный оттенок водоёму, - умудрился ответить правильно Нуки.
-Молодец!- похвалила Ворчунья ученика.
-Молодец!!!- ликовала Толкуша, словно знания мальков- это её заслуга.
-А когда поднимается ветер, то что твориться с водной гладью?- неустанно задавала вопросы Ворчунья, желая, чтобы мальки разбирались сами.
-Вода волнуется,- растерянно ответил Симка, очень уж неуверенный в ответе.
-На ней появляются волны,- уточнила Толкуша. Уж это она точно знала.
-Чем отличается речка от озера?- с большим удовольствие зевая, спросила Ворчунья.
-Тем, что в речке вода движется… речка длинная, а озеро…- взволнованно отвечала Толкуша, посчитав себя ученицей.
-Там есть течение,- уточнила Ворчунья.
-Представьте себе что было бы, когда много рек заключить в большое озеро?- поставила в тупик своим вопросом черепаха.
-…- мальки, переглянувшись, не знали, что нужно ответить.
-Тогда это очень сильно было бы похоже на море. И вот в плохую погоду, при сильном ветре, при различных температурах воды, течениях появляется на морской глади такое стихийное бедствие как шторм,- закончила объяснение черепаха.
-Это… это волнение моря в непогоду,- сделала вывод Толкуша.- Понятно.
-Понятно,- говорили устало малыши.
-По домам, а то я проголодалась,- щёлкнув устрашительно зубами, щука прогнала малышей по домашним норкам.
-Как я устала,- чуть слышно, похоже, уже сквозь глубокий сон, сообщила Ворчунья.
-Ещё бы, - обиженно махнув плавником, Толкуша поплыла домой.
Свидетельство о публикации №209071300757