Сценарий ответ за жизнь

ИНТ.КВАРТИРА.ЗИМА. ВЕЧЕР

ЕЛЕНА МАЛЬНИКОВА сидит одна в тишине с бокалом снотворного в руках. Она устала от преследований незнакомца, решается на отчаянный шаг. Случайный телефонный звонок выводит её из равновесия, а настырный стук в дверь знаменует приход её очень энергичной подруги СНЕЖАНЫ. Умилённая картиной снегопада за окном, Елена решает отложить расправу над собой.

ЕЛЕНА
(монолог)
Я, Елена Мельникова, обещаю, что ты больше никогда не найдёшь меня, не причинишь мне боль. Чтобы меня отыскать, тебе придётся умереть. А ты этого никогда не сделаешь, ты ценишь свою мизерную жизнь. Ты рождён убивать, рушить людские судьбы, уничтожать безжалостно ростки жизни. Ты свою миссию пытаешься довести до конца, дождаться благодарности, славы. Ты неуловимый ни для кого, защищён от человеческих проклятий, холоден к слезам и мольбе. Ты сильный, очень сильный. А к тому же ещё и умный. Этот бокал я поднимаю за тебя.
(телефонный звонок)
Это не он. Не может этого быть.
(глядя на снег за окном)
С днём рождения, Елена.

Приходит СНЕЖАНА

СНЕЖАНА
Так, я не поняла, почему ты ушла так рано с работы, а ко мне не зашла, не объяснила.

ЕЛЕНА
У меня просто разболелась голова



СНЕЖАНА
Говори, я всё выдержу

ЕЛЕНА
Ничего не случилось

СНЕЖАНА
Тебе сорвали урок эти монстры?

ЕЛЕНА
Нет, сегодня всё обошлось

СНЕЖАНА
Не поняла, я тебе подруга или где?

ЕЛЕНА
Чай будешь?

СНЕЖАНА
Я сама заварю, а то он у тебя солёный будет, смотри какие мокрые щёки от слёз, а ведёт себя как каменная леди.

ЕЛЕНА
Может, ты ко мне переедешь? Будешь обо мне заботиться.

СНЕЖАНА
С радостью, мне, понимаешь, надоело общежитие, так и протыняюсь всю жизнь, а собственного угла иметь не буду. Вот только если мне ученики подарят.

ЕЛЕНА
Не дождешься.
(смеётся)

СНЕЖАНА
Это точно, только больничный заработаю, и тот государство будет платить. Я в этом году так сердце подсадила.

ЕЛЕНА
Принимай лекарства



СНЕЖАНА
Не поняла, а я что делаю? Каждый день на взрывчатке сижу, никакая валерьянка не помогает.

ЕЛЕНА
Говори, что уже натворили архаровцы.

СНЕЖАНА
Не поняла, значить я рассказываю, а ты от жилетки отказываешься.

ЕЛЕНА
Не обижайся, у меня просто ничего не произошло, а у тебя эмоции хлещут через край.

СНЕЖАНА
Значит, я снова трепло, а ты молчунья. Ну мы и подруги, дополняем друг друга.

ЕЛЕНА
Они собираются подорвать школу, и об этом тебя уведомили?

СНЕЖАНА
В этом году этого не произойдёт, они не начали ещё изучение химии

ЕЛЕНА
Значит, мы в безопасности.

СНЕЖАНА
Не факт. Сегодня на уроке я описываю красоту весны, говорю, что весной слышны птичьи трели. Потом замечаю, что один тянет руку. Ну, думаю, дополнить что-то желает. А он, задрав нос, отвечает:»Снежана Давыдовна, птицы не поют, они зазывают самок для спаривания». Я говорю: «Не поняла. Откуда ты это взял». А он смотрит на меня высокомерно, словно на какой-то антиквариат, и говорит:»По телевизору показывали». Что мне оставалось делать?
(смотрит на Елену)
Пей чай, чего ты, я не поняла, чего снова ревёшь.

ЕЛЕНА
Пошли в бизнесмены.

СНЕЖАНА
Слышу предательские мысли. Учительницей родилась, учительницей умрёшь.

ЕЛЕНА
Меня учишь, а сама где-то браслет взяла

СНЕЖАНА
Спонсор подарил. Прицепился вчера на улице, золотые горы предлагал, а когда узнал, что я учительница, то убежал не прощаясь. А утром принёс эту гуманитарную помощь. Он мне похвастался, что с детства любит помогать обездоленным собачкам и кошечкам.

ЕЛЕНА
А, может, он с серьёзными намерениями.

СНЕЖАНА
Не поняла, у меня что ноги от ушей растут или я похожа на красавицу?

ЕЛЕНА
Если он остановился, значит, ты ему понравилась.

СНЕЖАНА
Был у меня такой же, говорил, что любит, а сам швырял тетради с окна, так как с них я не вылизала. Сначала сочувствовал, а потом превратился вы быка с красными глазами, подбегал к пачке тетрадей и рвал их неистово. А я потом красней на работе.

ЕЛЕНА
Становись домохозяйкой.

СНЕЖАНА
Не поняла, я же жить без приколов не могу. Помнишь, как в известной книге сказано: Всё прекрасное достается нам ценой великого страдания. Так. Страдание у нас есть, осталось дождаться только прекрасного. А кстати я у тебя заночую, не против?

ИНТ.УТРО ЭТОГО ДНЯ.КЛАСС.ВОСПОМИНАНИЕ.

Елена проверяет дневники. Замечает один очень подозрительный, в средине у него очень много записей красной ручкой, а на последней странице отпечаток детской ладошки красного цвета. Она начинает искать подсказку местонахождения пропавшего ребёнка так, как делает последние несколько месяцев. К тайным посланиям похитителя она привыкла. На обложке Елена замечает наклейки, а среди них затерялась газетная вырезка с фотографией какого-то здания. Она разыскивала мальчишку, который проучился в её классе два месяца, а потом исчез, на смену этому пришли тайные послания.

ЕЛЕНА
(размышляет)
Что делать? Что это означает? Дом, здание, вызов родителей в школу. Кажется, этот дом и школа связаны, но как? Записи просты, не подозрительны. Иллюха, где ты? Так. Записи в дневнике сделаны разными людьми, как-то небрежно, на скорую руку. Стоп.А эту запись мог сделать ребёнок, может, Илюха. Дай Господи, чтобы он был жив.
(всматривается в фотографию на обложке)
Уверена, что он я где-то видела здание, но где? Илюша, прости, снова подсказки этого подонка для меня не понятны. Где ты сейчас? Мне так стыдно, я обещала тебе помочь, а теперь уже почти год я трачу на безрезультатные поиски. Какая же я…

ИНТ.ГРЯЗНЫЙ ПОДЪЕЗД.КВАРТИРА ИЛЬИ.ВОСКРЕСЕНЬЕ.МАЙ ПРОШЛОГО ГОДА.ВОСПОМИНАНИЕ.

Елена пришла домой к ИЛЬЕ, желая узнать, почему его не было в школе. Мальчишка смотрел волчонком на гостью. То что открывалось взгляду учительницы в квартире не вызвало позитивных эмоций (обшарпанность, бедность, вонь).

ЕЛЕНА
Где твоя мама?

ИЛЬЯ
Пьяной валяется на соседней улице, стемнеет, пойду заберу.

ЕЛЕНА
Что ты говорить такое?

ИЛЬЯ
А вы думаете в сказку попали?

ЕЛЕНА
Если тебе плохо живется, давай соберём комиссию и лишим твою маму родительских прав.

ИЛЬЯ
Я её ненавижу, но она моя мать, к тому же я не хочу терять квартиру

ЕЛЕНА
Если тебя отправят в интернат, квартира должна остаться за тобой.

ИЛЬЯ
Угу, она пропьёт её или государство заберёт.

ЕЛЕНА
Но и так нельзя ничего оставить. Потом может быть ещё хуже. Я хочу тебе помочь.

ИЛЬЯ
Вы для меня чужой человек, хоть и добрый. Я вам не верю, мне нужно только выжить. Все взрослые так говорят.

ЕЛЕНА
У меня никого нет. Я потеряла маму, сестру, чувствую себя одинокой, естественно я хочу о ком-то заботиться. Не забывай, что по закону я за тебя отвечаю. О каких взрослых ты говоришь? Ты от меня что-то скрываешь?

ИЛЬЯ
Оставьте меня в покое.
(хлопает дверью и рыдает за нею)

Елена выходит с подъезда через какое-то мгновение слышит голос Ильи, оборачивается, но замечает только машину, которая уезжает от подъезда с большой скоростью.

ЕЛЕНА
У меня видения или галлюцинации.

ИНТ.КЛАСС.УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ.МАЙ ПРОШЛОГО ГОДА ВОСПОМИНАНИЕ.

Утром Илья не явился в школу, Елена обеспокоилась и решила снова его навестить, вдруг что-то случилось. Когда она пришла по адресу, то дверь никто не открывал, только по истечении определённого срока дверь открыла пьяная МАТЬ. Разговор не дал никакого результата, вот только СОСЕДКА пролила свет на запутанные события.

ЕЛЕНА
Здравствуйте, я классный руководитель вашего сына…

МАТЬ
У меня нет сына…

ЕЛЕНА
Как же так, я вчера приходила к вам, я с ним разговаривала.



МАТЬ
У меня нет сына
(захлопнула дверь)

СОСЕДКА
(осторожно открывая дверь, произносит)
Они его продали

ЕЛЕНА
Как?

СОСЕДКА ЗАХЛОПУНАЛА ДВЕРЬ.

ИН.ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ.ПОСЛЕ РАЗГОВОРА С ПЬЯНОЙ МАТЕРЬИ И СОСЕДКОЙ.
После невнятного разговора, Елена идёт за помощью в милицию, но натыкается на непонимание. Участковый не проявляет никакого участия.

УЧАСТКОВЫЙ
Вы говорите про своего ребёнка?

ЕЛЕНА
Нет, он мой ученик.

УЧАСТКОВЫЙ
Что вы желаете сообщить?

ЕЛЕНА
Я Вам уже второй раз объясняю. Пропал ребёнок, его украли. Мать продала своего сына, а теперь уверяет, что у неё нет сына.

УЧАСТКОВЫЙ
По какому адресу это произошло?

ЕЛЕНА
Улица Пушкина, д.5,кв.24.

УЧАСТКОВЫЙ
Там живёт семейка пьяниц, у них нет ребёнка.

ЕЛЕНА
Тогда кого всё это время я обучала в школе. Привидение?

УЧАСТКОВЫЙ
Как фамилия этого мальчика?

ЕЛЕНА
Эта женщина назвала его Дёминым Ильёй, а личное дело она пообещала привести позже, в связи с междугородним переездом у них потерялись некоторые документы.

УЧАСТКОВЫЙ
Фамилия жильцов на улице Пушкинской- Леоновы.

ЕЛЕНА
Тогда, что это за ребёнок, который просидел у меня в классе полгода, а потом исчез?

УЧАСТКОВЫЙ
Не знаю, может, племянник приезжал?

ИНТ.КВАРТИРА ЕЛЕНЫ МЕЛЬНИКОВОЙ.ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА.

Глубокой ночью, после длительного просмотра телевизора, молодые подруги продолжили разговор.

СНЕЖАНА
Давай погадаем. Я знаю, где классно ворожат, правда это на выселках города. Я договорилась на субботу. Готова тебе обои даже поклеить, только пошли.

ЕЛЕНА
(долго отказываясь вначале)
Читая подтекст твоих слов, понимаю, что придется брать лижи. Дорога не близкая.

СНЕЖАНА
И карту.

ЕЛЕНА
Я вот подумала, а зачем нам ворожея. Я даже знаю, что она скажет.

СНЕЖАНА
Что?

ЕЛЕНА
Что мы безнадёжные холостячки, что наследства и не ждать и такое и всему подобное.

СНЕЖАНА
Холостячки… Я не поняла. А помнишь, как мы в молодости парней отметали направо и налево… Помнишь, как мы с тобой познакомились?

ЕЛЕНА
Как я могу забыть тот день, когда я сидела на лавочке, никого не трогала. И вдруг подходишь ты со своим кавалером, рассматриваешь меня, потом начинаешь убеждать спутника, что тебя нужно бросить только из-за того, что у тебя некрасивые ноги. Потом ты подходишь ко мне, заставляешь меня встать, наклоняешься к моим ногам, внимательно их рассматриваешь и продолжаешь убеждать кавалера, что вот за таким идеалом необходимо гоняться. Сумасшедшая.

СНЕЖАНА
Не поняла. Это я сумасшедшая. А сама. Не ты ли предложила потом померить размер груди. Не ты ли пыталась поднять свитер.

ЕЛЕНА
Я.А не надо было меня провоцировать. Кстати, именно это помогло тебе избавиться от воздыхателя. Представляешь, какую цену я за тебя заплатила.

СНЕЖАНА
Да, этим ты и купила мою дружбу.
НАТ.ЗАГОРОДНАЯ ДЕРЕВНЯ.ДОМ ГАДАЛКИ.УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ.

Елена и Снежана утром отправились на поиски местонахождения гадалки. Дорога оказалась сложной, запутанной, но в конечном итоге они нашли нужный дом ВОРОЖЕИ.После гадания они уже в сумерках добираются домой. Опоздав на электричку, решаются добираться домой попутными машинами. В единственной машине, которая остановилась, сидело двое молодых людей (ПАША и ВИТАЛИЙ) После эмоционального разговора, молодые люди соглашаются подбросить их до города.

ЕЛЕНА
Ты уверена в том, что ты делаешь?

СНЕЖАНА
Я точно знаю, что её дом находиться на самом краю деревни.

ЕЛЕНА
Может, у кого-то спросим?

СНЕЖАНА
Я хочу идти по велению своего сердца. Я хочу, чтобы меня привела судьба, ведь на неё я сегодня буду гадать. Если я сама найду дом ворожеи, то я поверю её гаданиям.

ЕЛЕНА
Может, мы встали не на той станции?

СНЕЖАНА
Нет, я убеждена, что это там. Пошли.

Они нашли избушку, со временем пришло время гаданий, первой ворожили Снежане.

ВОРОЖЕЯ
Про что желаешь узнать?

СНЕЖАНА
Не поняла, а что для бабы главное в жизни. Конечно же, любовь.



ВОРОЖЕЯ
Любовь у тебя будет, милая. Да вот только ты сама будешь виновата в том, что потеряешь избранника. Ты не сможешь в неё рассмотреть суженого. Судьба рядит тебе в женихи тихого и спокойного, а ты всё егозой по жизни скачешь. Доиграешься.

СНЕЖАНА
Дуреха я?

ВОРОЖЕЯ
Карты молчат. Пелена накрыла будущее. Ничего не вижу. А вот, вот, идут из будущего тени… Тебе уготована болезнь тяжкая, но ты сильнее её будешь. Над тобой рок нависает, карты тебя предупреждают. Но ты счастье своё найдёшь. Не сейчас- позже.

СНЕЖАНА
На пенсии что ли?

ВОРОЖЕЯ
К тебе вернётся тень из прошлого.

СНЕЖАНА
Чёрт знает что?

ВОРОЖЕЯ
Не имеешь ты власти над своей жизнью, русокосая.

СНЕЖАНА
Что-то вы, бабушка, путаете! Какая я вам блондинка!!! Вот Ленка блондинка так блондинка!

ВОРОЖЕЯ
Карты видят всё. Доля её сильнее твоей, перед картами затмилось твоё будущее, а вот её…


ЕЛЕНА
(недоумевая)
Что? Это моё будущее? Я и гадать не сбиралась… Шутите, бабушка, да… Может, картам деньги нужны, чтобы лучше рассмотрели…

ВОРОЖЕЯ
Не шути, красавица. Душа твоя помощи просит, гаснет во тьме. А ты? Посмотри мне в глаза, скажи прямо, что душу твою тайна не гложет… Молчишь! Честная. Не в ладах ты со своим прошлым, поэтому у будущего иметь не будешь.

ЕЛЕНА
Пошли отсюда, Снежана.
(кладёт деньги на стол)
Вот вам деньги за работу.

ВОРОЖЕЯ
За такую горечь деньги не возьму. Возьму ровно столько, чтобы купить новые карты. Старые истощили себя, засохла их магия от вещания твоей судьбинушки.

СНЕЖАНА
(выйдя во двор с подругой)
Куда мы теперь. Темнеет.

ЕЛЕНА
На перекладных, но домой.

СНЕЖАНА
Ленка, а это правда?

ЕЛЕНА
Не смей меня ни о чём спрашивать. Ты в этот бред поверила, не смей его даже обмусоливать. Нашла тему для беседы в вечернее время на безлюдной дороге.

СНЕЖАНА
Да гиблое дело ждать электричку.
ЕЛЕНА
Что будем делать. Заночуем здесь? Но тогда утром здесь найдут две большие ледышки. У меня зуб на зуб не попадает.

СНЕЖАНА
Я тоже замёрзла. Пошли на трассу, может повезёт поймать машину.

ЕЛЕНА
Ты много денег взяла с собой. Не ближний свет до города. Без денег мы далеко не уедем.

СНЕЖАНА
Пошли, а там разберёмся. Может, за рулём будет сидеть мой любезный и нежный очкарик, который уготован мне судьбой.

ЕЛЕНА
У тебя большое желание встретить суженого именно сегодня.

СНЕЖАНА
Сегодня или никогда. Я устала его ждать.

Притормаживает жёлтая машина.

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ (Паша)
Сколько стоите, девчата?

СНЕЖАНА
Вы за кого нас принимаете?

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ (Паша)
Ну…

СНЕЖАНА
Мальчик, сколько тебе лет?

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ (Паша)
Молодо выгляжу? Уже 10 лет как совершеннолетний.



СНЕЖАНА
Столько живёшь, а продажных баб в жизни не видел… Да и машина у тебя жёлтого цвета.

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ (Паша)
Чего?

СНЕЖАНА
А вы не знаете, мистер Чего, что если тянет на жёлтое, то это яркий признак шизофрении.

ВОДИТЕЛЬ переходит на крик, Елена пытается оттянуть подругу от машины

СНЕЖАНА
Вот я права, у вас пена со рта брызжет. Сумасшедший.

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ (Паша)
Чего?

СНЕЖАНА
Ничего! Это мой ответ на оскорбление, кинутое мне в адрес.

Машина срывается с места, но через некоторое время возвращается.

СНЕЖАНА
А среди вас есть любезный и нежный?

ПАССАЖИР МАШИНЫ
(тихо)
Есть

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ (Паша)
(потянув в машину Снежану)
Я не нежный и не любезный, но для тебя стану мягким и пушистым.
(небрежно Елене)
Садись.

ВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ(ПАША)
Что вы делали на дороге?

СНЕЖАНА
Возвращались домой.

ПАША
Я бы тебя купил?

СНЕЖАНА
А сколько бы ты дал?

ПАША
Ну…

СНЕЖАНА
Не люблю нерешительных и робких.

ПАША
А сколько бы ты взяла?

СНЕЖАНА
Обручальное кольцо и штамп в паспорте.

ПАША
Так дёшево?

СНЕЖАНА.
Не поняла. Мне в самый раз: оплата с процентами- пойдут дети. Это же гонорар на всю жизнь.

ПАША
Может, и впрямь жениться на тебе?

СНЕЖАНА
У меня документы с собой, а у тебя. Поехали подавать заявление. Завтра будем первыми в очереди.

ПАША
Ну…













СНЕЖАНА
Не говори «ну», дорогой, тренируйся говорить «да», милый. Ты любишь жареную картошку? Да? Буду готовить тебе её каждый день. А ещё нам нужно заехать в магазин, я хочу купить себе комбинезончик, который носят беременные, чтобы нашему ребёночку было комфортно в животике. Представляешь, как мы хорошо будем жить…

ПАША
А ты что шутишь?

СНЕЖАНА
(пренебрежительно)
А ты поверил? Не поняла! Поверил, что готова стирать тебе носки, целовать тебя в носик, когда буду провожать тебя на работу?

ПАША
Ну…поверил…

СНЕЖАНА
И что? Тебе понравилась твоя будущая жена?

ПАША
Понравилась.
(от его слов воцарилась на время тишина)
А ты чем занимаешься в жизни?

СНЕЖАНА
Учитель.

ПАША
Ясно, вы все сумасшедшие.

СНЕЖАНА
Мы не сумасшедшие. Мы- живые, эмоциональные. Первую половину дня мы держим себя в рамках, а потом взрываемся как эмоциональные вулканы.


ПАША
Чёрт, теперь я понимаю, почему я когда-то был влюблён в свою учительницу.

СНЕЖАНА
О! остановите нам здесь.

ПАША
Мы ещё увидимся

СНЕЖАНА
Как придётся

ПАША
А как тебя зовут?

СНЕЖАНА
Снежана

ПАША
Я так и знал

СНЕЖАНА
Правда? И что же?

ПАША
Ты настоящая Снежана- упала как снег на голову.

СНЕЖАНА
Как появилась, так и исчезну.

ПАША
Я тебя найду.

СНЕЖАНА
(оставила фразу без ответа, обратившись к Елене)
Голова кругом идёт, мы так с тобой результаты гадания не обсудили.

ЕЛЕНА
Ерунда. Я не верю ни одному слову. Пошли ко мне.

СНЕЖАНА
Конечно, я должна тебе оклейку обоев.

(Полная версия  сценария  сохранена  на  моём  персональном  компьютере)


Рецензии