Дежа Вю

19-какой то год…
        Поезд Гагра-Челябинск, разговор между сыном и отцом во время проезда по Ростовской области:
-Папа! Смотри! За окном…  Такие канавки там… это овраги? Бывшие реки, да? Их не стало, а там где они жили - … это овражки, да? Ну, скажи! – глаза мальчика светились неподдельным восторгом.
- Сынуля… Андрюша… Тот самолет… - отец сидел неподвижно и глядел в новую  только что открывшеюся реальность.
- Папа! Смотри, как красиво! Овражки-овражки!!!
- Он разбился в море. Там где мы купались.
- Кто?
- Самолет. Упал в море. По радио только что передали. А я хотел, чтобы мы самолетом домой. Но билетов не было. Их раскупили … мертвецы. Но они тогда об этом не знали. И мы могли бы быть мертвецами. Да… Сын?! – очнулся от забытья отец.
- А мы где сейчас? Все еще Ростовская область, да? Смотри! Опять овраги! Большие!! Бывшие реки, да? Это – реки-мертвецы! Овражки-овражки!!! А я её никогда не увижу? Никогда-никогда?!
-Ты о ком, сын?
-Иришка… Они с мамой взяли билеты на самолет.
                *   *   *
- Мама… Самолет перестал гудеть!
- Я знаю…
 - Мы умрем, мама? Навсегда умрем? А это больно?!
- Нет. В самолете не больно… Я люблю тебя, доча. Иришка! Так тебя ведь папа назвал. Я бы дала тебе другое имя…
- Там море внизу! Так близко! Смотри, мам! Не бойся, я умею плавать!
- Самолет не умеет плавать. Я тебя обниму, можно?
- Мама!!!! Я же хотела прожить эту жизнь с начала до конца! Я хотела быть бабушкой!
- Доча! Мы умрем… Не говори…  Нет, скажи мне…
- …Мама! Где мы?!
                *  *  *
        Пермь, настоящее время. Ночью выпал снег. Как и все девственное и чистое, снег падал под неочищенные от вчерашней слякоти ботинки. Человек по имени Андрей смотрел под ноги. Искорки снежинок казались ему россыпью алмазов. Набережная Камы, поднятая высоко над полоской берега напоминала белый коридор, ведущий в белую комнату. Черные воды реки там, внизу, напоминали черный путь в черную заводь. «Да…- грустно подумал человек – по весне Кама напоминает спящую красавицу. Напрасно ждала богатыря. От отчаяния сама разбила стеклянный гроб изнутри! М-да…» Потом вспомнились недавние похороны отца, бессмысленные слезы последнего осеннего дождя. Человек вдруг улыбнулся: память работала в обратном направлении. Так было здорово путешествовать семьей! Особенно на Черное море. Гагры, Пицунда с ее сосновыми берегами. Сосны ли это были? У сосен не такие длинные иголки…
       Казалось, снег звенел под ногами. Человек обернулся. «Ого, да я – первопроходец! - усмехнулся он, увидев цепочку своих следов, - а если я остановлюсь, то мой след тоже. Пока я не соизволю идти дальше!» Сняв перчатку, человек протер глаза щепоткой снега. Ночь выдалась непростой, мучили какие-то странные сны. В итоге пришлось встать с постели и включить компьютер. Виртуальный мир, кто от этого свободен? Разве какая-нибудь деревенская бабушка с мудрыми, как у ребенка глазами. … Да…  Хорошо, что сегодня не на работу!
      Снились какие-то бегущие пейзажи, поля, пересеченные глубокими оврагами. Такими же огромными, как те, что изрезали Пермь вдоль и поперек. Из далека-далека проявился портрет из  детства: «Иришка, кажется, звали ту девочку. Пляжную безбашенную подружку. Отец тогда спровоцировал наше знакомство, завязав знакомство с ее мамой, береговой соседкой и, как выяснилось, нашей землячкой. Удивительно, когда люди из одного города встречаются и знакомятся за три тысячи километров от дома!» Человек вздохнул и продолжил прокладывать свой белый путь.
                *   *   *
   … Ирина снова подошла к белой стене, напоминавшей густой, почти резиновый туман. Никогда не удавалось преодолеть больше двух-трех шагов. Что-то выталкивало назад, как соленое море незадачливого ныряльщика. Ирина знала, чтобы глубоко нырнуть, надо прихватить с собой камень. Но как поступить с этим белым маревом вокруг? Нет таких камней, чтобы нырнуть горизонтально! Да и вообще камней тут нет. Есть только странные сны. Они всегда имели продолжение: странная чужая жизнь не заканчивалась. И, казалось, прошла целая вечность. Белый туман вокруг иногда менял фактуру и казалось, что сквозь него проступают образы будущих снов. Сегодня стены искрились россыпью мелко набитого стекла. Как первый снег! «Мама, где ты, мамочка…»
       Сколько времени прошло с момента катастрофы, девушка не помнила. Но она уже не была той 7-летней девочкой. Наверное, она старела во сне? Да, сны были очень реальны!
Ей снились вещи, которые никак не могли бы присниться ребенку. Вполне взрослая жизнь, иногда даже счастливая. Ирина вздохнула и легла на белый пружинистый туман.
                *   *   *
        Тропинки первопроходцев сошлись и два человека подняли взгляды навстречу. Перед Андреем остановилась невысокая черноволосая девушка. Снежинки искрились в прядях и казалось, что  на самом деле она - заблудившийся в зиме эльф. Бледность по-детски нежного лица… Да, точно – эльф!
- Привет… - попытался изобразить улыбку Андрей, - сегодня первый снег. Красиво.
- Привет… Да, красиво. Но я ненавижу зиму. И белый цвет.
- Да… Но почему?
- Я обязана отвечать? А вдруг ты маньяк какой-нибудь. Гуляешь тут один…
- Почему я – маньяк-то? Просто плохо спалось… Решил поутру прогуляться. Что бы сны растрясти.
- Сны? И что тебе такое сниться, что надо растрясать?
- Чаще сняться путешествия с отцом. Юг, море… А лето ты тоже не любишь?
- Лето я как раз люблю, - улыбнулась девушка, меня зовут Ирина. А тебя?
- Андрей… Ирина… Распространенное, но красивое имя. А как тебя зовут друзья?
- Зачем тебе? Хочешь в друзья?
- Нет, просто так спросил. Извини.
- Иришка.
- Здорово! Когда мне было лет7-8 мы с отцом ездили в Гагры. И, представь только, случайно познакомились на пляже с земляками. Вернее, землячками. Тоже из Перми. .. Мама и дочь. Девочку звали Иришка и мы играли, бесились… Жаль, они погибли потом. Разбились на самолете. Мы с отцом тоже могли разбиться. Только билетов не хватило. Поехали поездом… Что с тобой?!!
      Ноги девушки подкосились и Андрей едва успел ее подхватить. Присесть было негде, снег присыпал скамейки. Андрей вздохнул сел на ближайшую, посадив Ирину на колени. Девушка была без сознания. Безвольно откинула голову на его плечо. Искорки снежинок на ресницах. Андрей вдруг понял, насколько вокруг тихо. И этот снег, как туман. Белые, отгородившие реальность стены…. Зыбкие стены снов.
      Ирина открыла глаза. Глядя куда-то перед собой она прошептала:
- Мне снилась твоя история… Будто я играю на пляже с мальчиком. А моя мама о чем-то разговаривает с его отцом. Мальчика звали, как тебя. Странно. Сегодня все необычно, с самого утра все как-то не так. Я вышла прогуляться с предчувствием: что-то произойдет, очень важное для меня. Какое-то освобождение от чего-то…

                *   *   *

     Что-то разбудило Ирину. Протерев глаза, она оглянулась: белые стены вокруг будто стали прозрачными, утончились. Девушка с трудом  оторвалась от зыбкого пола. Поднялась и без тени сомнения, не боясь ничего,  шагнула сквозь белое марево. Падая в пустоту, прикрыла глаза.
     Снег, настоящий снег падал на лицо, ресницы. Ирина открыла глаза: совсем рядом участливое лицо. Такое знакомое по бесконечным снам лицо… Андрюшка…
- Мне снилась твоя история…


Рецензии