Тайное чудо. Борхес. Книга Вымышленные истории

Уникальность Борхеса в том, что он не просто мастер короткого рассказа, но еще и умудряется вместить в один – сразу несколько. При этом «составные» частички прикрепляет он очень гармонично друг к другу, так что они становятся узором одного полотна и в их содержании начинаешь прослеживать тайные взаимосвязи, на первый взгляд невидимые, но безусловно присутствующие, которые порой можно уловить лишь по наитию.

В рассказе «Тайное чудо» Борхес соединяет воедино сразу 4 истории:
1-ая – пророческий сон Ядомира Хладека, еврейского философа, автора «незавершенной трагедии «Враги»,
2-ая – история, являющаяся содержанием этой трагедии,
3-я – 2-ой сон Хладека, в котором он получает Божий ответ на свою молитву с просьбой дать ему год на завершение «Врагов»,
Ну и наконец 4-ая история – собственно события, произошедшие с Хладеком в его жизни.

Когда я читала 1-ый сон Хладека о незаконченной шахматной партии, то невольно вспомнила теорию Гитлера о двух противоборствующих расах – евреях и немцах (арийцах), одна их которых должна победить. Действительно, эта «шахматная партия» длится уже не одно тысячелетие, с тех самых пор, как немцы вообще стали осознавать себя нацией, а евреи, как «богоубийцы», были подвергнуты с их стороны (и прочих христиан из язычников)угнетению и преследованию.

Интересно также, что сон действительно оказался пророческим. Потому что в нем, Хладек несется под ливнем по пустыне и не может вспомнить ни шахматных фигур, ни правил игры. Исполнение пророчества заключается в том, что Хладек так напуган предстоящей ему казнью, что забыл обо всем на свете, даже о своем незаконченном произведении, т.е. «шахматной партии», которая казалось бы, была на данном отрезке его жизни – смыслом и оправданием его существования. И пока он парализован этими мучениями, страхами, он проигрывает.

Сама же трагедия «Враги» – и есть та неразрешимая шахматная партия, которую Хладеку предстоит одолеть.

2-ой сон Хладека использован как ответ на молитву. Борхес придумывает (а, возможно, и заимствует) символ, будто сам Бог заключен в некой букве, которую безуспешно ищут люди многие века. И кто обнаружит ее, тот найдет Бога. Борхес  хорошо знаком с каббалой, хранящей, помимо всего прочего,  и знания о еврейской букве «вав», которой Бог создал Вселенную. Поскольку Хладек - истинный сын еврейского народа (а во сне он вообще первенец) Бог открывается ему сразу, в то время как другие люди (например, человек в очках) даже потеряли зрение в тщетных поисках.

Но главное даже не это, а то, как гениально Борхес описывает «остановку времени», словно он видел всю эту картину наяву, словно сам был ее свидетелем.

«Мир застыл. Винтовки были нацелены…но люди…остались неподвижными…Рука сержанта замерла, не окончив жеста….»
И вообще потрясающе: «На одну из каменных плиток двора падала неподвижная тень пчелы»! Вы когда-нибудь видели тень пчелы?
«Воздух стоял как нарисованный»! По-моему гениально.
А далее «До него (Хладека) не доходило ни малейшего шума из окаменевшего мира Время остановилось»!

И далее идет прозрение Хладека: «Прошел еще «день», прежде чем Хладек понял. Он просил у Бога год для окончания своей работы: Всемогущий дал ему этот год. Бог совершил ради него ТАЙНОЕ ЧУДО: его убьет в назначенный срок немецкая пуля, но В ЕГО МОЗГУ от команды до ее выполнения пройдет год. Растерянность сменилась изумлением, изумление – смирением, смирение – страстной благодарностью.»

Поразительно, что произведения Борхеса, который верующим человеком не был, стали для меня как бы прологом веры.

И именно рассказ Борхеса «Тайное чудо» стал для меня в свое время иллюстрацией к словам Иисуса (Евангелие от Луки, 18:27): «Невозможное человеку возможно Богу.»


Рецензии