Слишком поздно театральная постановка

Действующие лица:

Майя Алексина - 24 года, медсестра городской больницы
Света Воронская – 24 года, врач, подруга Майи
Александр Алексин, 26 лет, брат Майи
Ираида Алексина, 46 лет, мать Александра и Майи, актриса
Артур Самыкин, 25 лет, жених Майи


                Действие I

               
                Явление I

   Темно. Видно только окно, за которым падает пушистый снег. Звучит грустная музыка. Постепенно светлеет. В полумраке видна обстановка квартиры, на переднем плане – елка, вокруг которой разбросаны коробки с игрушками, серпантин и елочный дождь.
   Входят Майя и Артур.
Майя: (кричит) Мама! Саша! Эй, кто дома?
Голос из-за двери: Ну, конечно, я!
   В комнату въезжает брат Майи, он на инвалидной коляске.
Саша: Привет!
Майя целует его, Артур пожимает руку.
Артур: (шепотом) Ираида дома?
Саша: Нет, Леди Макбет отбыла на бал
Артур: Тогда я остаюсь. (снимает пальто)
Майя: (раздеваясь) Давайте ужинать. Артур, помоги мне.
Артур: (смеется) Форменная эксплуатация! (подмигивает Саше) Тебе придется поскучать в одиночестве. (Обнимает Майю и они уходят на кухню).


                Явление 2

   Обстановка та же. Саша остается один около елки. Смотрит в сторону кухни, откуда слышен смех.
Саша: Повезло Майе! Поженятся ли они? Скорее бы уже!
   Один за другим вынимает из коробки елочные шары и вешает их на елку, приговаривая: «Поженятся… Не поженятся… Поженятся… Не поженятся… Поженятся… Не поженятся…»
   Увидев, что выпало «не поженятся» берет шарик из другой коробки.
- Поже…
   Неожиданный резкий звонок в дверь. Саша отдернул руку, шарик упал на пол, разбился.

               
                Явление 3

   Саша открывает дверь. В комнату входит Света.
Саша: Ты!
Света: Я… А это… это ты…
   Обходит комнату, поправляет скатерть на столе, трогает елку. Замечает осколки на полу:
Света: Что это?
Саша: Я шарик разбил.
Света: Надо убрать. А Майя дома?
Саша: Она на кухне (Света идет к двери) Не ходи туда! (Света оборачивается) Не надо, она с Артуром. Садись.. вот, посиди со мной.
   Света садится. Оба молчат. Из кухни слышен смех.
Саша: (неожиданно) Скажи, тебе нравится Артур?
Света: (прикуривая) А тебе?
Саша: Я первый спросил!
Света: (немного помолчав) Я его ненавижу!
Саша: Почему?
Света: А я   в с е х  мужчин ненавижу!
Саша: Но почему?
Света: Ты же знаешь!
Саша: А если не знаю?
Света: Знаешь…
Саша: (берет ее за руку) Скажи, я хочу услышать!
Света: (громко) Нет! (тише) Саша, я не могу… Прости…
Саша: (целует ее руку) Извини…
Света: Саша, пожалуйста, отпусти меня
Саша: Я не могу тебя отпустить…
   Звучит тихая, грустная музыка.

                Явление 4


   Те же лица. В комнату входит Майя, следом за ней Артур. Света резко встает с дивана.
Майя: Ой, какие люди! Привет!
Света: Привет! (обнимает Майю). Слушай, где у тебя веник?
Майя: На кухне… а что?
Света: Я возьму (идет на кухню)
Майя: Зачем тебе… (видит осколки на полу) Ой…
Саша: Это я шарик разбил.
  Появляется Света, аккуратно подметает осколки.
Майя: Мне почему-то так грустно стало…
Света: Нашла из-за чего переживать! Давайте ужинать.

               
                Явление 5


   Те же лица. В комнате накрыт стол. Света, Майя, Артур и Саша за ужином.
Майя: Все-таки я взяла подработку…
Артур: Но ты и так много работаешь!
Саша: Да, ты совсем не отдыхаешь!
Майя: Нам нужны деньги.
Саша: Зачем? Твоего заработка вполне хватает.
  Майя смущается.
Света: Не обошлось здесь без вашей Ираиды!
Саша: Она опять просит у тебя денег?
  Майя молчит.
Саша: Скажи! (не добившись ответа, обращается к Свете) Скажи ты!
Света: (прикуривает) Я-то скажу! Ираида у нее вечно деньги выпрашивает! То у нее банкет, то премьера, то в гости идет, то в ресторан… А Майя молчит… И дает!
Саша: (возмущенно) Да… Это единственное, чего от нее можно ожидать! Зачем, Майя, зачем ты даешь ей деньги? Ну скажи, она тебе когда-нибудь их давала? Поддерживала тебя? Ведь не было такого! Не было! Да она… Да она за всю жизнь не дала тебе даже контрамарки! А возишься с ней… К чему? Она бы с тобой так не возилась! (тише): Я понимаю, мне молчать надо… я же сам… Но вот тебе наглядный пример: случись что, она уйдет и даже не вспомнит ни о чем, кроме себя!
Майя: Я знаю это, но ничего не могу поделать. Отказывать ей нелегко, ты же знаешь! Да и вообще, деньги нам не помешают. Я же не собираюсь все отдавать Ираиде! Да и работа не сложная.
Артур: А что за работа?
Света: Патронаж за тяжелобольными.
Саша: Тебе еще не надоела эта сплошная больница?
Майя: Не говори так! (после недолгого молчания) Я уже была у одного пациента… Бедный! Он давно уже совсем не может вставать с постели! И у него нет никого из родных, никто не может даже забрать его из больницы! Ужас какой… Ведь за ним совершенно некому ухаживать…
Саша: Да, ты права – я не имею права так говорить… Ведь ухаживаешь и за мной, хотя я для тебя только лишняя обуза…
Майя: (с ужасом) Ты что? Какая еще обуза? Ты мой брат и я люблю тебя! И перестань говорить глупости! А то… (шутливо) а то сейчас пойдешь мы посуду!
Все смеются
Саша: Ну, тогда я молчу!
Артур: (смеется) Ну, ладно, так и быть – посуду вымою я!
Майя: Я помогу.
   Артур и Майя собирают тарелки и уходят на кухню.

                Явление 6

   Обстановка та же. Саша и Света вдвоем.
Саша: Ты останешься?
Света: А Ираида придет?
Саша: Нет.
Света: Тогда останусь…
Саша: Это хорошо!
Света: Ты думаешь? Почему?
Саша: А ты помнишь, как мы всегда болтали по ночам?
Света: Помню… А почему ты решил, что сегодня все будет также?
Саша: А почему нет? Что с тобой, Света? Почему ты такая?
Света: Да потому, что тогда все было по-другому! А сейчас все изменилось!
Саша: А все-таки? Время прошло? Или еще что случилось?
Света: (прикуривает) Что случилось – ты знаешь…
Саша: (грустно) Да понял я – не дурак! Ты боишься меня, боишься того, что со мною случилось!
Света: Ты имеешь в виду… аварию?
Саша: Ну да! Ведь ты совсем по-другому относилась ко мне, пока я не был инвалидом!
Света: Саша, Саша… пожалуйста, не надо!
Саша: Что с тобой, Света? Чего ты боишься? Почему не можешь сказать то, что я хочу услышать?
Света: Что я должна сказать?
Саша: Я люблю тебя и не боюсь сказать об этом. Что же ты молчишь? Ведь… (заглядывает ей в глаза) Ведь ты не разлюбила меня?
Света отворачивается и молчит.

                Явление 7

   Обстановка та же. В комнате только Майя и Артур. Майя подходит к елке и вешает на нее игрушку. С другой стороны подходит Артур. Они разговаривают, украшая елку.
Артур: Я давно уже сделал такой вывод и вот теперь говорю: нам пора пожениться!
Майя: Что? Повтори!
Артур: Я делаю тебе предложение. Выходи за меня замуж!
Майя: Ты меня любишь?
Артур: Конечно, милая! Я тебя очень люблю! Разве я когда-нибудь забывал сказать тебе об этом?
Майя: И я тебя люблю! (обнимает Артура, они целуются). Но скажи, как ты представляешь себе нашу совместную жизнь?
Артур: Она будет чудесна!
Майя: (смеется) Я не сомневаюсь! Но скажи, какое место в ней ты отводишь Саше?
Артур: Саше?.. А что Саша?
Майя: Ну как… В твоей квартире придется сделать небольшую перепланировку… Или мы будем жить здесь? Здесь ему, конечно, привычнее, но Ираида… Я думала, ты захочешь, чтобы мы переехали к тебе… и вообще…
Артур: Подожди… ты что, хочешь сказать… он будет жить с нами?
Майя: Ну, естественно… Артур, ты удивлен? Почему? Неужели ты… ты ведь не думал, что я брошу его?
Артур: Майя, но это… (смущенно) Понимаешь… Твой брат, безусловно, хороший парень… но я… Я  женюсь на тебе, а не на нем!
Майя: То есть… ты не хочешь, чтобы он жил с нами?
Артур: Ну как тебе сказать… не то, чтобы я…
Майя: (резко перебивает его) Говори прямо!
Артур: Нет! Извини, он твой брат и я не хочу тебя обидеть, но… В общем, я так не могу!
Майя: Но я не могу бросить его!
Артур: Я понимаю, вы с детства вместе… Но ведь все сестры когда-нибудь выходят замуж и живут отдельно.
Майя: Но ему нужен постоянный уход!
Артур: Пусть об этом позаботится Ираида!
Майя: Она не будет этого делать…
Артур: Она же мать!
Майя: Ты же ее знаешь…
Артур: Это потому, что ты живешь здесь. А так у нее не будет другого выхода!
Майя: Ты все это серьезно?
Артур: (раздраженно) А ты думала, я шучу?
Майя: Нет… но… я думала, ты не такой… неужели я ошибалась?
Артур: Да о чем ты говоришь?
Майя: Я тебя люблю. Но я люблю и Сашу и не могу бросить его (отворачивается от него, помолчав, решительно продолжает) И я не выйду за тебя замуж, пока ты не изменишь свое мнение…
   Сцена постепенно погружается в темноту.


                Действие 2


                Явление 1

Та же комната, но нет елки. В комнате Майя и Света.
Света: Ты хорошо подумала? Точно решила?
Майя: Да.
Света: Но зачем, Майя, зачем?
Майя: Так надо.
Света: Ты же не любишь его!
Майя: Он хороший… Мне его жалко…
Света: (прикуривает) Майя, Майя, что же ты делаешь? Лучше бы ты выходила за Артура!
Майя: Лучше бы! Но Артур поступил так ужасно!..
Света: Пожалуйста, Майя, не делай этого! Пожалей себя! Ну, зачем тебе в семье два инвалида? Ладно, я понимаю, Саша твой брат, но зачем тебе выходить замуж за Андрея?
Майя: Он любит меня.
Света: Но это вовсе не значит, что ты должна быть с ним.
Майя: Светочка! У меня нет другого выхода! Я не могу жить с Ираидой, но не могу бросить Сашу, а значит, не могу выйти за Артура! На квартиру у меня денег нет. Идти в общагу с Сашей невозможно. А Андрей – единственный, кто не будет плохо относится к Саше, потому что сам находится в таком же и даже в худшем положении.  Вот так…

               
                Явление 2
 
   
   Обстановка та же. В комнате Саша. Он печально смотрит в окно. Звонок в дверь – пришла Света.
Света: (сразу, с порога спрашивает) Ну, что мы будем делать?
Саша: Ты о чем?
Света: Ей нельзя выходить за него!
Саша: Все произошло так быстро… Я вообще ничего не понимаю. Да где она нашла этого Андрея?
Света: Помнишь, она нам про пациента рассказывала? Ну, за которым ухаживать некому? Вот это и есть Андрей!
Саша: Что-о?
Света: Да, Андрей ее жених.
Саша: Так он… ну… я имею в виду…
Света: Он совсем не встает с постели.
Саша закрывает глаза и несколько раз ударяется головой об стол.
Саша: Ну почему? Почему? Зачем ей это? Неужели не могла выйти за нормального парня?
Света: Она считает… (молчит)
Саша: (торопит ее) Что?
Света: Да ничего… (прикуривает)
Саша: Что теперь будет? Что будет?
Света: Я не знаю… Может, она справится с этим…
Саша: (удивленно смотрит на нее) Ты о чем?
Света: Я хочу сказать… удивительно, но она может выйти буквально из любой ситуации! Может абсолютно все! Даже справиться с любой неудачей! Мне даже кажется, что к неудачам она относится легко.
Саша: Может быть… А ведь об одной ее неудаче ты совсем ничего не знаешь!
Света: Не может быть! О чем ты?
Саша: Институт…
Света: Ну, скажешь тоже! Я все знаю об этом.
Саша: Ну, что ты знаешь?
Света: (удивленно) Все просто – Майя не выдержала экзамена.
Саша: Вот и нет! Она справилась блестяще!
Света: Ну, как же? Что ты такое говоришь?
Саша: Майя все сдала. Сдала на отлично, как и ты. На этом этапе осталось трое конкуренток: ты, Майя и еще одна девчонка. Но у той отец был главврачом и она шла вне конкурса. Остались двое: ты и Майя…
Света: Саша, послушай…
Саша: Не перебивай! И вот председатель комиссии вызвал Майю и ей объяснили ситуацию: из вас двоих могли принять только одну. Не знаю, наверное, он просто хотел намекнуть на взятку, но Майя поняла по-своему и отказалась от места, забрала свои документы. И тогда приняли тебя. А всем остальным, включая и тебя, Майя рассказывала, что провалилась на последнем экзамене.
Света: (удивленно) Саша… Неужели это правда? Этого не может быть!
Саша: Майя просила, чтобы я не говорил тебе. Она всегда искренне радовалась твоим успехам и хотела, чтобы ты никогда не узнала об этом…
Света: Какой кошмар! Почему ты не рассказал мне раньше? Почему я сама не догадалась? Это же… Значит, я училась, выучилась на врача, а она осталась медсестрой… Майя! Почему они вызвали ее, а не меня?
Саша: Это случайность. Она никогда не жалела об этом.
Света: Все равно… Она принесла такую жертву… ради меня! Принесла в жертву себя, свою карьеру! А я… Что я для нее сделала? Что могу сделать? Вот есть бы судьба предоставила мне возможность спасти ее от какой-то беды; самой, вместе нее понести какую-то жизненную кару… тогда бы я искупила это!
Саша: (задумчиво) Беда ждет Майю через день… Но ты не можешь ей ничем помочь. Никто не может.
   Оба молчат. Слышно, как тикают часы.
Света: (внезапно вскрикивает) Я могу! Я знаю, что надо делать!
Саша: Что?
Света: Ну, конечно же! (нервно ходит по комнате, прикуривает, останавливается напротив Саши) Мы должны пожениться!
Саша: Что?!
Света: Саша, я… мы должны пожениться! Ты же хотел… делал мне предложение… Я согласна! Все будет хорошо! Я заберу тебя к себе, буду о тебе заботиться! Слышишь? Я буду твоей женой! Только так мы спасем Майю… Ты согласен со мной?
Саша: (помолчав) Нет.
Света: (удивленно и разочарованно) Как… Почему?
Саша: Я так не могу… Мне жаль тебя, я не могу так поступить с тобой.
Света: Жаль меня? А Майю? Ее ты не жалеешь?
Саша: Конечно, жалею, но это другое дело. Она моя сестра и все равно будет заботиться обо мне… а ты – тебе будет слишком тяжело. И я не хочу причинять тебе столько боли. Я слишком люблю тебя!
Света: Не надо, не говори мне об этом… (молча курит, потом подходит к Саше, встает на колени рядом с ним и берет его за руку) А ты помнишь, помнишь, как все начиналось… у нас?
Саша: Я все помню… Помню, как ты впервые пришла к Майе и я увидел тебя… вы  еще в школе учились. Что со мной произошло! Я не мог тебя забыть! Ждал, когда подрастешь, закончишь школу. Мы стали видеться все чаще и чаще, и полюбили друг друга! А Майя ничего не знала – к тому времени она уже начала работать, целый день ее не было дома…
    Я думаю, она до сих пор так ничего и не узнала… ведь все закончилось, закончилось сразу, как только я попал под машину. Нет, ты не сразу бросила меня… Старалась помочь, постоянно приходила в больницу, устраивала консультации с лучшими врачами, занималась со мной… но как только стало ясно, что все бесполезно, что я навсегда останусь инвалидом… сначала ты стала приходить все реже и реже, а потом и вовсе перестала приходить… пропала на месяц, а может два… А теперь тебе больно говорить о нашей любви, я вижу…
   Но я люблю тебя и не осуждаю… ты поступила правильно! Ты не должна губить из-за меня свою жизнь!.. Даже ради Майи я не позволю тебе этого сделать… Ты выйдешь за другого – здорового и красивого, родишь ребенка…
Света: (перебивает) Никогда, никогда я не выйду за нелюбимого! А не полюблю я никого другого, я их всех ненавижу! Ненавижу за то, что они красивые и здоровые, за то, что могут ходить… Все они, кроме единственного человека, лучшего на свете; кроме того, кого я любила всегда… и люблю!
Саша: Света… Светочка… не может быть!
Света: (сквозь слезы) Да, я не забыла тебя. Ты зря так думаешь! И я хочу выйти за тебя замуж… не потому, что так я могу помочь Майе, а потому… потому, что я люблю тебя! Да, люблю! Теперь я не боюсь сказать об этом! Я тебя люблю! И пусть это будет наша свадьба!

                Явление 2

   Обстановка также. Света и Саша обнимаются. Внезапно в комнате появляется Майя.
Майя: Нет!
Саша и Света оборачиваются.
Майя: Света, ты не можешь этого сделать!
Света: Ты давно здесь? Что ты слышала?
Майя: Только зашла… Света! Ты не должна этого делать! Саша, ты не можешь ей этого позволить! Это будет большой ошибкой!
Света: Ты не поняла…
Майя: (перебивает ее) Поняла: ты делаешь это для того, чтобы я не вышла за Андрея. Но уже поздно… Мы поженились час назад!
  Майя в слезах выбегает из комнаты. Слышно как хлопнула входная дверь. Света бросилась за ней.
Саша: Света!
Света: (подходит к нему и целует). Я знаю, о чем ты подумал… Не бойся, я не оставлю тебя. Мы поженимся, обязательно! Я догоню Майю и все ей расскажу… Я люблю тебя!
Света уходит. Звучит тихая грустная музыка.

               
                Явление 3


   Обстановка та же. Саша один в комнате.
Саша: Света… она сказала, что любит меня! И мы поженимся! А что я могу сделать для нее? Что я могу дать ей? Я должен доказать свою любовь, должен сделать что-то… что-то невозможное! Я должен догнать ее! Света! Светочка, я люблю тебя! Подожди меня! Я иду к тебе!
   Саша опирается на стол, встает с кресла, делает шаг, еще шаг, еще… и у самой двери падает на пол и лежит неподвижно лицом вниз…
   Звучит музыка, сначала тихо, потом все громче и громче.


                Явление 4


   Обстановка та же. Саша неподвижно лежит у двери. Входят Света и Майя.
Майя: (кричит) Саша!
   Света подбегает с Саше, переворачивает его на спину, проверяет пульс.
Света: Саша, Саша, милый, вставай! (плачет) Ну, прошу тебя! Ну, давай, пожалуйста! Саша!
   Майя медленно садится и закрывает лицо руками. Света плачет, обнимая Сашу.



                Действие 3


                Явление 1


    Темно. Освещено только окно, за которым падает снег. Звучит грустная музыка. Постепенно светлеет. В полумраке видна обстановка комнаты, на переднем плане – елка, вокруг разбросаны коробки с елочными игрушками, серпантин, елочный дождь. Майя и Света наряжают елку.
Света: Помнишь, тогда, год назад все было точно также. Елка, игрушки…
Артур: Да… Но тогда был Саша… Скажи, ты действительно любила его?
Света: Я и сейчас его люблю… И не выйду за другого. Не хочу, чтобы было, как у тебя…
Майя: Да, теперь я поняла, что  ты была права – ухаживать за братом и за чужим человеком – совершенно разные вещи, даже если твой собственный муж…
Света: Ты могла бы уйти от него.
Майя: Я не могу его оставить… ведь он совсем один, родных у него нет.
Света: Можно найти хороший интернат…
Майя: Но на платный не хватит денег, а что творится в социальных – ты знаешь. Да и не могу я предать человека, который мне доверяет.
Света: Из всех нас только Андрей и Ираида нашли свое счастье. И как только она умудрилась в шестой раз выскочить замуж?
Майя: Хорошо, что она больше не живет здесь.
Звонок в дверь.
Света: (удивляется) Ты кого-нибудь ждешь?
Майя: Нет…


                Явление 2

 
    Обстановка та же. Света открывает новую коробку с елочными игрушками и достает стеклянный шарик. Майя открывает дверь и вскрикивает от неожиданности. В комнату входит Артур, в руках у него букет цветов. Света уронила елочный шарик и он со звоном разбился.
Артур: Майя, Майечка… прости меня.. Я понимаю, прошел целый год! Помнишь, год назад в этот день все было точно также, мы с тобой наряжали елку и я… Я все понял! Я не могу без тебя! Я люблю тебя, дорогая, прости меня! Ради тебя я готов на все, готов вместе с тобой заботиться о Саше! Ну, скажи что-нибудь! Не молчи… Я пришел к тебе… прости меня!
Голос из-за двери: Майя! Подойди ко мне… Майя!
Артур: Кто это?
Майя: (отворачивается от него, грустно) Ты пришел… но пришел слишком поздно!..
Майя выходит из комнаты. Света, присев на корточки, пытается подобрать осколки. Артур стоит с растерянным видом, опустив букет вниз. Постепенно темнеет и сцена полностью погружается в темноту. Освещенным остается только окно, за которым падает пушистый снег. Звучит тихая грустная музыка.



               



         


Рецензии