Идеалы и выгоды в науке и жизни

Каждый раз, когда я вспоминаю об Ижевске и особенно когда приезжаю сюда (на этот раз накануне Дня Победы), меня охватывает чувство благодарности. В Отечественную войну Ваш город спас своим оружием страну, а значит и я обязан Ижевску счастьем своей жизни (и радостью открытий в квантовой теории, в частности). И надо же было богатой Германии польститься на относительно бедную нашу страну (после интервенции и гражданской войны, братоубийство в которой щедро финансировалось из-за рубежа (предпосылка ГУЛАГа), экономической блокады. Это злое дело не принесло выгод развитому миру, а лишь породило на долгие годы опасности вплоть до уничтожения), броситься отнимать то немногое, что у нас было, запланировать уничтожение 90 млн. населения для удобства управления, а остальных с той же целью превратить в полуграмотных рабов. Но вместо этого Германия, хотя и при меньших абсолютных потерях, имела убитого чуть ли не в каждой семье и раздел страны почти на полвека. То был великий социально-исторический урок человечеству. Все более ясно становится невыгодность аморального (антиидеального) поведения и на государственном уровне.

Я благодарен и этому университету, который в трудное для науки время взялся издать мою пятую книгу "Новая азбука квантовой механики". Нашей дубненской школе удалось совершить прорыв в понимании этой "антиинтуитивной" (по мнению нобелевского лауреата Гел-Мана) дисциплины. Элементы новой квантовой грамоты мы теперь распространяем по России (чему очень поможет УдГУ) и миру. Кстати, одну из наших книг уже издали в Германии, а в десятках европейских научных центров и университетов, мы уже повышали квалификацию (и немецких) профессоров, и авторов учебников по квантовой физике. Это, хотя и микропример, но правильной "эксплуатации" России Европой: обмен продукцией высшей технологии. Бор, Гайзенберг, Шредингер и др. -- подарили миру основы квантовой науки, наши отечественные математики Гельфанд, Левитан, Марченко, Тихонов, Фаддеев и др. дополнили ее второй половиной -- обратной задачей, мы извлекли физическую суть из их математического аппарата, и с помощью компьютерной визуализации, сделали понятней "колдовское (по выражению Эйнштейна) исчисление".

Я признателен за приглашение выступать в УдГУ и публикацию [1,2] моих докладов на предыдущих конференциях (в значительной степени дополняющие данный), за возможность выйти за рамки узко специальных моих интересов. Мне хотелось сказать о том, как выгодна ориентировка на идеалы, что мы теряем от неверия в идеальные решения. Даже просто подумать об идеалах -- это приблизить к ним нашу реальность.

Скоро 2-е тысячелетие новой эры сменится третьим. Это также настраивает на разговор о больших проблемах и на чистые помыслы. Удивительно, как непомерно мало внимания уделяют глобальным проблемам шесть миллилрдов человек на земле, от качества взаимодействия которых зависит их благополучие и даже жизнь. В России, правда, сейчас происходит всеобщее разобщение отдельных лиц и групп. Но это плохая основа для оптимальной стратегии, даже с точки зрения естественного человеческого эгоизма. Хотя природа создала нас заботящимися о себе (инстинкт самосохранения и т.п.), но эгоизм может быть примитивным (личным, узко национальным) или, наоборот, разумным. Я бы ввел понятие радиуса разумности эгоизма. Как ни парадоксально, в пределе глобального радиуса разумности эгоизм переходит в свою противоположность -- альтруизм (гармоничное сочетание личного и всеобщего благополучия). Здесь как в точных науках переход к пределу помогает выявить новые неожиданные стороны проблемы. Со сменой тысячелетий мы из великого ХХ-го вступаем в ХХI век, который ЮНЕСКО объявила веком образования -- хорошая тема для обсуждения в нашей аудитории. Представляется, например, очень интересной модель всеобщего высшего образования на Земле. Кстати, японцы давно поговаривают об этом в их отдельно взятой стране. Сейчас 40% выпускников японских школ поступает в вузы. Высказывалось мнение, что в войне 1905г. победу им обеспечил японский учитель (когда у нас только отменили крепостное право, они уже ввели всеобщее начальное образование). России же всеобщее высшее еще нужнее, чем Японии. В наших условиях постоянной географической, климатической (ледовой и пр.), политической "блокады", расширение и углубление образования необходимо для сокращения отставания, облегчения восприятия новых технологий и идей.

Если не претендовать на большую точность, в принципе недостижимую в социальных вопросах, естественно распространить на все общество и на государственные отношения выводы о сокращении брака в пять раз (!) при повышении общего образования у рабочих на пять классов (Лит.Газ. 70=е годы). Будь наш народ на пять классов образованнее перед Великой отечественной войной наши потери (брак не только производственный, а и политического, военного руководства и исполнения) в войне составили бы 5-8 млн. вместо 25-40 (Пример планирования сразу десяти прорывов, все из которых провалились с большими потерями из-за боязни командующих прогневить руководство реальными запросами необходимых средств для прорыва вместо, втрое меньшего числа операций, но успешных. Это влияние невысокого уровня культуры взаимоотношений снизу доверху. При более высоком качестве коммуникаций солдат и командования не позволило бы бросать людей под прямой огонь в лобовых атаках когда не надо.) . И наоборот, будь мы на два класса менее грамотны, скорее всего проиграли бы войну. Не выдержали бы вдвое больших потерь. Дополнительное пятилетнее образование сократило бы в пять раз потери с обеих сторон в Афганистане и Чечне, а то и вообще позволили бы избежать вооруженного конфликта (качество межличностных, межгрупповых и межгосударственных коммуникаций).

Для повышения качества окружающей социальной среды мало образования отдельных слоев в стране или отдельных народов в мире. Сейчас население Земли обладает шестью миллионами тонн мозговой материи -- настоящего чуда природы. Ничего совершеннее, ценнее этого вещества во вселенной нам пока не известно (не сравнить с алмазами, нефтью, золотом и пр., из-за которых люди из-за своей социальной недоразвитости все еще воюют). И с этим несметным богатством мы обращаемся крайне бесхозяйственно. Лишь ничтожная часть мозговой материи имеет доступ к информации. Вместо того, чтобы насытить эту сверхматерию информацией, чтобы она занималась максимально продуктивной творческой деятельностью, которая бы принесла фантастическую пользу всем, мы допускаем миллиард безграмотных на планете ! В России сейчас ручным трудом занято около 50\% населения, что тоже говорит не в пользу компетентности организаторов нашего общества.

Впрочем, это естественный ход событий : всегда происходит отставание от имеющихся возможностей и общество по социальному принципу Ле-Шателье сопротивляется собственному обновлению. Все же, при всех этих торможениях, действует закон экспоненциального прогресса человечества. Уже сейчас есть возможности обеспечить каждого на земле любой информацией (осуществить право на информацию) для радикального решения хозяйственных и социальных проблем. Сказочные же перспективы будущего характеризуют, например, идеи довести элемент электронной памяти до размеров в сотню атомов, когда все написанное человечеством за всю историю письменности можно было бы уместить на одной дискете !

Помнится до перестройки стоимость обучения в нашей стране одного школьника в год составляла в среднем порядка 50 рублей. Пусть это составляет сейчас 200 $. Значит среднее образование обходится в 2000 $ и для подъема на этот уровень всех неграмотных на земле потребуется ничтожная сумма в два триллиона $ (Малость этой суммы следует из сравнения с в 2 раза большей суммой, затраченной США по признанию президента Буша, только на противостояния СССР. Это яркий пример глобального просчета., учитывая, что выигрыш неизмеримо превысит затраты. На такую сумму миллиард получивших квалификеацию рабочих дали бы прибыли всего за пару месяцев работы ! За двадцать лет эта сумма была бы в 100 раз больше. Насколько культурнее, комфортнее духовно стал бы наш мир при фантастическом производственном выигрыше (в частности, во много раз снизилась бы преступность и вообще ненужная социальная напряженность).

О поразительном непонимании человеческой ценности говорит отсутствие учета населения Земли, в то время как технические возможности позволяют иметь в компьютерной памяти для каждого характеризующую его основную информацию. Память для этого стоила бы до смешного мало: несколько миллионов долларов (правда, немного дороже обошлось бы обновление данных). Зато мировая социальная статистика поднялась бы на невиданный уровень. Человечество, наконец, узнало бы само себя. Дешево бы стоило обеспечить и доступ каждому к компьютеру (пусть один PC на 5 человек) да еще соединить всех сетью, достаточной для оптимального обеспечения основных информационных нужд (возможно объединив компьютеры с телевизорами). По грубой оценке нужна ничтожная для планеты сумма (особенно при учете дешевизны массового производства) порядка триллиона долларов. В США 40% людей имеют уже компьютеры, но они много бы выиграли, если подобное положение было и в других странах (в России сейчас около 2% -- 3 млн. штук).

В ближайшее время не трудно было бы общими усилиями установить и затем поднимать минимум образования и медицинского обслуживания на планете, что также потребовало бы ничтожной доли дохода населения (Давно уже возникла прекрасная идея о дифференциальной ренте, вот и нужно, чтобы страны с более удачным для развития георасположением, климатом и т.п. вносили в это благородное дело больший вклад, отчего сами только выиграют от качества окружающей социальной среды и возможности больше получить от более развитых.). Существенно, что капиталовложения в подьем нижней части социальной пирамиды (мировой, государственной, местной) как правило, во много раз эффективней затрат на очень расточительное улучшение условий для тех, кто занимают места у ее вершины (см. рис. в [2]).

Когда-то Сократ сказал о предметах роскоши: "Однако сколько есть вещей на свете, в которых я не нуждаюсь" ! Правда, до сих пор подавляющее большинство стремятся к возможно большему богатству и власти, но со временем это может сильно измениться. Похоже, что это просто проявление "комплекса голодного и угнетенного". Кто с детства испытывал лишения, даже когда становится богатым, по инерции продолжает набирать про запас то, в чем уже по существу не нуждается. Но и тем, кто был всегда обеспечен, большинство обездоленных диктует господствующую в обществе систему ценностей, отчего трудно уйти (пока только удается лишь подобным Сократу). То же касается и власти. Кто вырос в тяжелых условиях произвола со стороны власть имущих, естественно стремится приобрести влась (лучше самому проявлять произвол по отношению к другим, чем подвергаться произволу других). Но излишки богатства и власти ведут к большим потерям в истинных ценностях (духовный микроклимат, свобода общения и др. -- имеется непрерывный спектр от потери социального комфорта до террора). У окружающих неоправданные богатство и власть вызывают по меньшей мере отрицательное отношение. Идеальным представляется предельный переход к ситуации, когда все будут богатыми и все "премьер министрами" [1]. Хотя это бесконечно сложная задача многих тел (социальная), но на пути ее постепенного решения нас ждут фантастические достижения, как у нас в физике

Мне кажется, что стоит подумать о развитии в обществе "коллективной совести" -- чувства классового и пр. самосохранения. Прочитав сотни мемуаров представителей бывшей российской элиты, я обратил внимание, что почти никто из них не отдавал отчета о доле своей (и своего класса) вины в подготовке произшедшего. Ведь предпосылки революции создали не большевики, для которых она явилась неожиданностью, а верхушка тогдашней социальной пирамиды России (и мира), доведшая страну до неустойчивого состояния безмерными социальными градиентами. Правда, потеря воли у верхов защищать прогнивший строй, чувство необходимости перемен -- это были зачатки коллективной совести, но реальных своевремменных постепенных преобразований по демократизации общества не делалось. Интеллигенция и пр. мирились с нелепой государственной политикой, направленной, к примеру, на сохранение неграмотности в сельской местности, помех детям "низшего сословия" посещать школы. Позаботился бы царский режим в свое время о демократии, мог бы удержаться, как некоторые европейские монархии, но не понял собственной выгоды в заботе о других и погубил себя. Получается так, что царь как бы сам себя с семьей расстрелял, не позаботившись своевременно об укреплении режима, демократизовав его. То же относится и к правителям прежнего режима в СССР, и к авторам тотальной прихватизации. Самоутешение "законностью" не избавляет от ответственности перед обездоленными (законы ведь создают сами нарушители законов совести). Эту социальную азбуку нужно всегда иметь в виду.

Я был на открытии памятника жертвам ГУЛАГа в Магадане и думаю, что пора возводить подобный миллионам, погибшим от недоедания и недолечения при нашем режиме. Судя по статистике смертности, цифры здесь не меньше сталинских. Причем, многие сейчас и не подозревают о том, что погубили тьму народа. По подсчету [2] менее 100 тысяч $, даже полученных "по закону" (практически все в стране, кто стал богаче при спаде производства в несколько раз, отняли свои доходы у малоимущих), убивают одного россиянина. А у нас (по свидетельству "Новой газеты", "АиФ") к такому доходу приближаются, к примеру симпатичные ведущие телевидения, не говоря уже о настоящих новых "русских" (Получается, что Чикатило бледнеет перед многими представителями новой элиты. Но губятся не только люди, но и образование (треть учащихся выброшена из школ, часть даже на помойки) и наука.). В свете этого иначе воспринимаются нападки телевидения на Лукашенко, пытающегося воспрепятствовать принципу распределения доходов "по близости к кормушке". Частично это относится к нашим сатирикам (Хазанову, Задорнову, одесским джентельменам, Жванецкому, Петросяну и даже Евдокимову), выполняющим социальный заказ новых "русских" веселить их насмешками над теми, кто не преуспел в условиях неморальной конкуренции (Сюда бы я отнес и анекдоты о чукчах, перед которыми мы все очень виноваты.), не упоминая причины опускания людей на дно.
.

Расхожая "аксиома" о том, что богатые -- хорошие, трудолюбивые, а бедные (люди, страны) -- плохие, ленивые и сами виноваты в своих бедах (пусть сами вытаскивают себя из ситуации, в которую попали), больше уводит от истины, чем отражает ее. У непрерывно ограбляемого, действительно, меньше стимулов трудиться.

Кстати, ситуация в нашей стране -- это контрастная копия происходящего в мире (распределения между странами). США раздали многие триллионы долларов, получив за эти бумажки от бедных стран реальные ценности да еще по несправедливым ценам (Бумажки эти как сверхвыгодный заем с отрицательной процентной ставкой из-за инфляции, а чаще вообще не возвращаются назад, оставаясь в мировом обращении. А полученные США ценности остаются бесплатным подарком. И таких "хитростей" у богатых стран очень много.), а всепроникающее как гравитация поле мировых социальных напряжений распространяется даже на американские внутрисемейные отношения. И это не единственные потери (см. выше о признании президента Буша).

Сейчас модно критиковать Кубинский строй, но было бы справедливей отмечать и прекрасные стороны их революции, как достижения мирового класса в образовании, медобслуживании, спорте (в расчете на душу населения). Надо учитывать сверхтрудные условия блокады, осуществляемой США. Когда трудности Кубы и Чили (при Альенде) приводят как доказательство несостоятельности социализма, нужно отметить, что это не был "чистый" эксперимент, а искаженный влиянием внешнего негативного экономического и политического поля. Интересно, что сами США во внутренней политике "идут верной дорогой к социализму", постепенно устраняя недостатки рассовых отношений, неравенство мужчин и женщин и т.п. Здесь у них из собственного горького опыта появилось уже понимание выгоды справедливости.

На меня произвели сильное впречатление "записки о революции" французского военного советника при посольстве в Петрограде Садуля. Не знаю, читал ли кто из присутствующих историков это редкое издание, но для меня оно послужило ключом к новому пониманию критического момента нашей и мировой истории. Я бы вставил выдержки из этих мемуаров в хрестоматии для студентов и даже для школьников. Для меня это явилось откровением. Это беспрецедентный источник информации об одном из самых важных моментов нашей истории. Наверное это был самый информированный человек (только он мог так свободно и искренне общаться с представителями всего спектра политических сил от коммунистов до монархистов). Будучи социалистом (в то время во Франции они входили в правительство) он сочувствовал левым и чуть ли не ежедневно подолгу беседовал с Троцким (с которым даже дружил) и Лениным и в то же время как французский дипломат, пытающийся понять и предложить взаимовыгодные пути выхода из казалось бы тупиковых ситуаций, пользовался доверием и контрреволюционных сил. Он совершенно искренне разговаривал с обеими сторонами. У него был удивительно мудрый подход к революционной России. Какие умные предложения он делал французской стороне, чтобы не ссориться во вред себе с Россией, а помогать ей для собственной же выгоды. Как ясно он видел пути размягчения жесткой политики большевиков, которые оказывается готовы были на далеко идущие компромиссы (на сотрудничество с интервентами и т.п.). Тогда власть имущие на Западе не послушались его советов, которые, как казалось им, противоречили их прямым интересам (классовый обман зрения). Неверие в возможность сочетания интересов бедных слоев России и богатого Запада привело к проигрышу обеих сторон и в ближнем и в дальнем плане. Злые "империи добра" породили себе во вред нашу "империю зла", десятилетиями потом угрожавшую им даже полным уничтожением. Это был пример неумения отделить положительное в революционной России от недостатков: которые они многократно усугубили.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Две тысячи лет человечество учится христианской (религиозной) морали. Многие считают, что с тех пор люди лучше не стали. Я верю в экспоненциальный духовный рост. Но в ХХ веке можно было бы перейти от мифов к признанию, что к идеалам стоит стремиться не под страхом наказаний со стороны сил сверхестественных, или блаженства райского в мире ином, а просто потому, что поступать лучше -- выгоднее. Поэтому рано или поздно мы обречены на успех. Кстати, при всех недостатках перестройки, нужно ценить положительные ее достижения, чтобы планируя исправление первых, не выбросить вместе и хорошее, как уже было у нас многократно при всех революцтонных преобразованиях

В это непростое время полезно сказать, что идеалы нужны нам постоянно в повседневной жизни, что они очень практичная и выгодная вещь. Пусть идеалы недостижимы, но без постоянной ориентировки на них недостижима и "простая порядочность".
ЛИТЕРАТУРА

   1. Захарьев Б.Н. "Информация в наше время" Вестн. УдГУ N6, стр.10, 1994
   2. Захарьев Б.Н. "Индивидуальная теория глобального оптимизма" Вестн.УдГУ N7, ст


Рецензии
Здравствуйте Борис с огромным интересом прочёл вашу публицистику и философию."Сверхматерия" - Вы Совершенно Правы.Я не думаю что этого не понимают те кто имеет возможность менять что-то в этом направлении(это вектор действительный - к настоящему светлому будущему, всего населения,а не лукавый блеф) Причём,ведь в данном вопросе есть возможность и просчитать,пусть с большой погрешностью,перспективы и новые возможности, да и ту же самую "прибыль" А если ещё попытаться просчитатьть, возрастающий в результате этих действий - духовный потенциал людей( это же - супер-сверхматерия),и так называемый "внутренний стержень" и не раскрытую(или использующуюся не в в том направлении) - харизму,там где она есть??? Спасибо!!!

С уважением Андрей

Андрей Чернышёв   27.09.2009 12:01     Заявить о нарушении
Дорогой Андрей Чернышов!

Приятно было найти сочувствующего моему мировоззрению.
Я сам собирался сделать количественные (хотя бы грубые) оценки выгод от хорошего поведения даже богачам. Но все никак не соберусь подумать на эту тему. Если у Вас будут на этот счет свои соображения, давйте обмениваться своими находками. Было бы эдорово найти убедительные аргументы с цифрами, которые привлекли бы людей настолько, что они исправили систему своих ценностей.
Дружески Ваш,
Борис Захарьев

Борис Захарьев   17.09.2009 21:02   Заявить о нарушении