Дедушка Абдулла
Из немногих сохранившихся документов, стало известно, что все темниковские князья происходят от уже известного нам князя Саид-Ахмета и его потомка князя Бихана. В родословных татарских князей, хранившихся в архиве Саровского монастыря, это описано следующим образом: "Князь Бихан роди князя Хану-бека, Хану-бек роди князя Худай-Бердия, Худай-Берди роди князя Касима, Кутая, Мурата.
Князь Кутай роди Седихмета (Саид-Ахмета), князь Седихмет роди Акчуру". Эта родословная составлена в 1712 г., и кое-что здесь неточно. Князь Седихмет – не отец, а дядя князя Акчуры, и княжил он на Конялской мордве после отца Акчуры – князя Адаша, однако ввиду того, что Седихмет остался бездетным, княжение после него в соответствии с грамотой Великого Князя Василия III Ивановича перешло к князю Акчуре. Приведем текст этой грамоты: Василий - Божию Милостию Государь Всеа Руссии и Великий Князь и притом приложена печать красного сургуча. Подлинную читал секунд майор князь Леонтий Девлет-Кильдеев. Засвидетельствовали и подписались: Антип Петров сын Мазырин. Титулярный советник князь Егор Тимофеев Девлет-Кильдеев. С подлинною грамотою свидетельствовал Уфимской первой расправы расправный судья титулярный советник Дмитрий Милеев. С подлинною сверял в должности секретаря коллежский регистратор [подпись неразборчива] [1. Оп. 16. Д. 813. Л. 79].
Д.М. Исхаков, В.В. Первушкин и С.Л. Шишлов допускают, что «мещерские князья» из московско-рязанских договорных грамот являлись «мордовскими» князьями. Они подчеркивают статус этих князей – он был близким к удельным князьям, ибо «грамоты жаловальные мещерских князей» хранились вместе с договорными грамотами великих князей и жалованными грамотами удельным князьям.
А.Х. Халиков в книге «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения», изданной в 1992 г., написал о формировании вокруг г. Темникова («Тумень – тысячный») в середине XV века Темниковского княжества, где сидели вассальные Москве князья Седиахмет, Адаш, Кугуш, Кудеш, Еникей, Акчура.
Абдулла - по Русски, означает, верный слуга Аллаха.
Все было прекрасно в молодости. Были и доходы. Было и здоровье. И красив, и силен был Абдулла Кудяков, как ни кто другой. Одно только не вязалось с его образованностью и красотой. Не имел он дворянского происхождения. Все было деньги. Дом. Уважение. А этого не было. Точнее оно было. Но по законам Российской Империи, его следовало подтвердить. А многие документы в семьях были утрачены, и еще множество разных «крючков» сотворили казенные люди.
В далекие уже для нас с вами времена. Царствования Екатерины Великой. Под мощными и методичными ударами Русской армии, пал Крым. Как и во всем тогдашнем жестоком мире, пленных стали вывозить в Россию. Янычар, поселили за Доном. Невдалеке от города Азова. Это место янычары назвали Бата. Отчизна. В последствии Русские переиначили это название как Батайск. Гарем одного из ханов - кочевых народов Крыма, поселили, не доезжая нынешнего Новочеркасска, хуторок так и по сей день называется Хатунок. (Хатун – женщина, жена).
Все это естественным образом осложнило процесс поиска документов. Причина была в родстве Кудяковых с Ширинами.
Армянам, крымским , вначале не повезло. Чем - то они не понравились Императрице. И решила она их отправить в Уфу. Но на их счастье заступилась, за своих соплеменников , бабушка А.В. Суворова. Вот и живут с тех пор рядом с Ростовом. – на - Дону, потомки тех самых Армян.
Села Чалтырь, Самбек и красный Крым. Должен заметить, что Ханских детей и их мужскую родню поселили не в Сибирь, а недалеко от Москвы. Здесь нужно пояснить. Россия. Это страна, которая обязана своей историей и благополучием не Европе, не Америке, а как ни странно той самой Золотой Орде. В легендах о Тархани есть такой вариант, что часть населения была взята из Крыма.
Абдулла, не боялся ни какой работы. После одной из войн, в которой ему пришлось участвовать, весь израненный и потоптанный конницей, вернулся он в родную Тархань. Сабельные и пулевые ранения напоминали в сырое время года о былых победах и поражениях . От Русского царя, -Абдулла , получил несколько наград, и приличное вознаграждение. Вернувшись в Тархань, загрустил лихой драгун. А тут еще и весна нагрянула. И как положено в это время года, начал Абдулла заглядываться на девчат. А девушки в Тархани, были - одна лучше другой. Но как то вечером , проходя мимо княжеского дома Енгалычевых, услышал Абдулла прекрасный голос. Голос лился как колокольчик, как звонкий весенний ручеек. Девушка пела на родном Татарском языке, песню о весенней поре. О лесе, в котором пчелы собирают сладкий мед, поют птицы, о ландышах, запах которых дурманит разум и вселяет надежды. Грустные нотки сменялись игривыми и даже очень смелыми. Она пела, о возлюбленном, пришедшем с войны. О том, как ее любимый примчится на вороном жеребце и увезет ее в сказочную степь. Там в степи - весной цветут красивейшие, разноцветные тюльпаны, алые маки. Конь мчится по ковру из разноцветных тюльпанов и … взлетает высоко в небо. А там в низу промелькнула речка Цна , потом Волга и … И вдруг песня оборвалась. Девушка исчезла из окна, а удивленный Абдулла, так и остался стоять среди широкой улицы, перед княжеским домом.
Долго не мог прийти в себя молодой парень. Кто это спросил Абдулла у проходившего мимо купца. А ты что не знаешь, с удивлением спросил тот! Но потом , извинился. Да , пока ты был на войне. У князя младшая дочка подросла, и такая красавица. Умна, образована, добра ко всем, обходительна. Старый князь в ней души не чает. Он ее в Петербург собирается отвезти в Смольный. Там таких прелестных девушек учат и выводят в люди. Ну, а тебе Абдулла , пора жениться. Смотри, какие девушки вокруг. Но Абдулла. Ничего не сказал в ответ. А пошел тихо к своему дому. Всю ночь ему не спалось. В его голове бесконечно звучала девичья песня. Слова , которой запали в душу молодого парня. И он в такт этой мелодии повторял про себя слова известной песни, которую пела незнакомая ему девушка. Весь следующий день, Абдулла ходил сам не свой.
Куда бы он не шел. Ноги сами несли его к княжескому дому. Так прошла неделя, началась вторая. Все домашние переполошились. Все спрашивали, не заболел ли ты ?
Абдулла был умнейшим человеком. Знал несколько языков. Умел читать на старо Арабском. Наизусть знал каждую Суру из Корана. Кроме этого дара молодой человек имел недюжинную силу. На войне саблей, на полном скаку мог разрубить противника до пояса. На спор, останавливал на полном скаку коня и валил его наземь. Поднимал и мог нести мешок с пшеницей на одной руке. А в гневе, кулаком сбивал коня с копыт.
Смелости ему , то же было не занимать. Вот и пошел Абдулла к князю Енгалычеву, свататься. Князь с уважением принял юношу. Выслушал, но отказал.
Так бы наверно все и закончилось ничем, как это уже много раз происходило в этом подлунном мире. Если бы не сама девушка. Она была очень решительна. И любила своего избранника, почти как любят самого Аллаха. Молодые встретились и решили бежать. И убежали бы, но князь прознал про их планы и помешал.
Долго длилось заточение. Долго пересылали друг другу весточки молодые влюбленные. Что только не изобрел для этой цели Абдулла. Да и Сахиб, от него не отставала. Князь Гафур, не выдержал первым. Он позвал Абдуллу на встречу за селом. Долго и обстоятельно разговаривали два очень умных и тактичных человека. В конце , беседы крепко пожали друг другу руки и разошлись в разные стороны. А на утро, юная Сахиб исчезла.
Вся дворня сбилась с ног. Полицмейстер, взмокший за сутки поисков разводил руками. Один только Гафур был сосредоточен и молчалив. Он думал, как же ему поступить. Ведь царская служба это было его призвание и источник дохода. И мудрый князь решил. В Крыму у него жили родственники. Вот он и написал им.
В письме князь попросил подыскать подходящий дом для двоих молодых. При этом не указывал ни имен , ни фамилий. Просто родственники. Так и оказались Абдулла и Сахиб в солнечном Крыму.
Гафур помогал молодым , как мог. Но и Абдулла был не из бедных. Здесь родились у них двое первенцев Нури и Анфиса. Потом еще двое Омер и Анифе потом была война. И не одна. Но в течении всей довольно долгой жизни, оба , и Абдулла и Сахиб , были верны друг другу. Очень любили своих детей. Дети отвечали им тем же. В доме, вначале в Ялте, а потом в Симферополе ни когда не было слышно громкой речи. Тем более ругани. И Абдулла, и Сахиб, считали это святотатством. А любовь свою они пронесли до самого последнего своего часа.
Историческая справка. Первое известное упоминание тархан братьев Кудяковых относится к 1585/86 году В деревне Тархань проживали служилые татары Баткаевы, Васильевы,Вешняковы, Кудяковы, Михалёвы, Милушевы, Резановы и др. Они издавна проживали на этих землях, были тарханами и вотчинниками бортных ухожьев.
Али Акиш по бабушке Хуснижамаль происходит из мурз Кудяковых (Худяковых), восходящих к служилому татарину Кудяку Килдишеву. В 1629 г. среди темниковских мурз, имевших крепостных крестьян, отмечены Сыряш и Семеняш Кудяковы. В 1675 г. упоминается мурза Айдар Уразов сын Кудяков. В первой половине 18 в. мурзы Кудяковы проживали в д. Тархан Ценского стана Шацкого уезда. В настоящее время Кудяковы известны среди жителей деревень Азеево, Тархан, Бастаново (Рязанская область) и в с.Татарские Юнки (Мордовия). Али Акиш по бабушке Хуснижамаль происходит из мурз Кудяковых (Худяковых), восходящих к служилому татарину Кудяку Килдишеву. В 1629 г. среди темниковских мурз, имевших крепостных крестьян, отмечены Сыряш и Семеняш Кудяковы. В 1675 г. упоминается мурза Айдар Уразов сын Кудяков. В первой половине 18 в. мурзы Кудяковы проживали в д. Тархан Ценского стана Шацкого уезда. В настоящее время Кудяковы известны среди жителей деревень Азеево, Тархан, Бастаново (Рязанская область) и в с.Татарские Юнки (Мордовия)
Русские летописи весьма лаконичны по отношению к изучаемому региону, но они фиксируют точные даты постройки новых городов в 30-е годы XVI века.
В Разрядных книгах XVI века записи о служилых татарах встречаются достаточно часто. Они помогают создать представление об их численности, делении на локальные группы. Служилые «мордовские» князья, мурзы и служилые татары впервые упоминаются в 1519 г. в составе московских полков, направленных к Витебску.
Посольские книги.
В первую очередь это Посольские книги, содержащие дипломатическую переписку с Ногайской Ордой и Крымским ханством. Там имеются сообщения, касающиеся Мещеры, являвшейся погра-ничной территорией. Благодаря этому комплексу документов мы можем выявить отдельные аспекты внутреннего административно-политического устройства традиционных татарских обществ, сохранившихся в том числе и у татар в составе Московского государства.
Записи европейских путешественников, несмотря на их краткость и путанность, могут оказаться весьма полезными. Сообщения для второй половины XV века были сделаны А. Контарини, рассказывающем о нахождении в стране московского князя татарина, «который на княжеское жалованье держал пятьсот всадников». Тут, видимо, речь шла о касимовском царевиче Данияре. Практически оба крупных клана Мещеры, содержали конных казаков, которые были готовы к выступлению в любой назначенный день и час. Мурзы Кудяковы. Не были исключением. Этот род относился к клану Акчуры, первый Кудяков Дашк, был внуком Акчуры, и погиб под Москвой в сражении с войсками Лжедмитрия. Родоначальник рода князь Дашк. (? – 1611гг.) «княжил Дашка Кудяков», темниковсковском уделе, жил во второй половине ХVI в.
Его дети ,начале ХVII вв., были помещиками и вотчинниками Темниковского и Арзамасского уездов и
«за службы его жалован был поместным окладом четырьмястами четвертями и с крестьянами». В грамоте боярина и воеводы князя Д.М.Пожарского от 7 августа 1612 г. упоминаются Дашка; и его сын Сюнчалей, где они названы князьями, а два других сына Дашки; — мурзами. В последующих официальных московских документах все потомки князя Дашки; названы князьями. У правнуков Дашки, прозвание через отчество и дедичество их деда и отца становится фамилией. Из документов известно, что Дашка его сын Сюнчалей (1596- ) были участниками Первого ополчения под руководством Минина и Пожарского 1611 -12 гг.
Есть еще одна новость .Она из книги Книга Василия Потто
«Кавказская война.» Том 2. Ермоловское время
Глава 23
(Выдержка)
В ночь на пятнадцатое декабря 1821 года отряд уже подходил к аулам. Было известно, что жители предупреждены, и в русском отряде не могли рассчитывать на неожиданность нападения, а надеялись только на быстроту и стремительность удара. Линейные казаки, имея во главе командира Волжского казачьего полка капитана Вирзилина и штабс-ротмистра Якубовича, действительно, с такой решимостью и так стремительно ударили в шашки на передовые посты кабардинцев, что моментально сбили их и явились перед жителями, совершенно не ожидавшими такого результата. Волжская сотня, есаула Лучкина, и моздокская, хорунжего Старожилова, первые ворвались в аулы. Все, что захвачено вне домов, было изрублено, все, что успело бежать и скрыться в домах, было забрано в плен.
Разорение пустых аулов, конечно, не могло уже произвести большого впечатления на кабардинцев, и Катырев быстро повернул на речку Шагволу к аулам Али-Мурзы Кудякова, но и эти оказались пустыми. Тем не менее, при переправе через реку Урух произошла горячая перестрелка, стоившая кабардинцам двух известнейших предводителей, а русским – храброго штабс-ротмистра Якубовича, раненного ружейной пулей. Отряд пошел дальше к горам, предавая огню и опустошению лежавшие по пути аулы, но кабардинцы сами предупреждали его, истребляя постройки и запасы, и наконец, отняли у отряда всякую возможность кормить лошадей. Восемь дней провел отряд в беспрерывных движениях, и восемь дней довольствовал лошадей жалкой травой, оставшейся еще под снегами. Вдобавок настали оттепели, и снег почти весь сошел; кабардинцам открылась возможность угнать табуны свои в горы, и попытка захватить один из них, десятого января в ущелье Вогацино вызвала только напрасную перестрелку и напрасные потери. Ни одно отчаянное нападение не удавалось: отряд был окружен наблюдательными кабардинскими пикетами и скрытые движения были невозможны. В таких обстоятельствах Сталь решился предписать отряду прекратить военные действия до более благоприятного времени.
Возможно Русским , все таки удалось перетащить на свою сторону мурзу Кудякова, недавно встретил сообщение , что позже 1821 года в Сызрани, где стоял Татарский батальон, командовал некий мурза Кудяков. Вероятно всех кто остался жив в той мясорубке, вернулись в район Мордовии . Я нашел много Кудяковых. Все, почти все они живут в Узбекистане, несколько семей в Крыму, Рязани, С -Петербурге и Москве.
Свидетельство о публикации №209071501108