11. Кобзарь. Украинский Фронт

© Dmitry Karateev & Constantin Mohilnik

Видавничий Гурт КЛЮЧ


Фрагмент исследования УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ


11. КОБЗАРЬ

І сурмить Україна: Тарас!
І шепоче дівчина: Шевченко...
(„Журавлиння“, Марійка Зів’яла)


На львовском интернет-форуме национально свидомые бойцы 4-го Украинского Фронта набрасываются на самого батька Тараса не только за его временами русский язык, но и за... некоторую российскость. Например, заглянув в книгу галичанского писателя Тимка Падуры, Тарас наткнулся там на „Песню запорожца“ и заворчал в том смысле, что её герой так же похож на запорожца, как он, Тарас, на китайского богдыхана.
Как не понять обиду галичан на „нашего Пророка и гения“, которого они вовсю издавали и популяризировали в Австро-Венгерской Украине, в то время, как в Российской империи принимались циркуляры, ограничивающие употребление украинского языка, а если „Кобзарь“ и издавался, то лишь в урезанном виде.
Однако критик Добролюбов* писал о Шевченко как о русском народном поэте, дескать: какая разница, откуда русский – из Пскова или из Полтавы.
А поэт Некрасов написал на смерть Шевченко:

Так погибает по Божьей милости
Русской земли человек замечательный.

Сам же Тарас Григорьевич не сказать, чтобы так уж ненавидел Россию. Но, конечно, и нежности особенной к ней не испытывал. Как-то не ощущал. В „Кобзаре“ читаем:

Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями,
Бо москалі – чужі люде,
Роблять лихо з вами.
Москаль любить жартуючи,
Жартуючи кине;
Піде в свою Московщину,
А дівчина гине...

И здесь дивчина и есть Украина, а солдат москаль – слуга Московщины. Заметим, что в „Кобзаре“, этом Шевченковом диване**, ни разу не встречаются слова „Россия“, „Русь“ и „русский“. Только „Московщина“ и „москаль“. Один раз – „кацап“. Родину же он зовёт то Украйной, то УкраИной. Один раз – УкрАиной. Слов „украинец“ и „украинский“ „Кобзарь“ не знает. А Московщина для него воплощена в петербургском Медном Всаднике:

А він руку простягає,
Мов світ увесь хоче
Загарбати. Хто ж це такий?
От собі й читаю,
Що на скелі наковано:
П е р в о м у – В т о р а я
Таке диво наставила.
Тепер же я знаю:
Це той  П е р в и й, що розпинав
Нашу Україну,
А  В т о р а я  доконала
Вдову, сиротину.

Супруга Николая 1-го, принявшая участие в выкупе Шевченко от пана, изображена в поэме „Сон“ с беспощадным презрением. Говорят, что сам император, читая „Сон“, весьма веселился и ничуть не обиделся на свой карикатурный портрет, но так прогневался за жену, что немедленно упёк сочинителя в солдаты. Российское царство, его цари и царицы для Шевченко – однозначные чудовища. А его панславизм был вовсе не тот, что в Москве у Хомякова и Аксакова, а тот, что в Праге у Коллара: „Из Руси отлил бы я голову, телом были бы Ляхи, плечами и руками Чехи, Сербию разделил бы я на две ноги, меньшие ветви, Вендов, тех и других Лужичан, племя Хорватов, Силезцов cделал перстами. Словаков растопил бы я в одежду и оружие. Перед сим божеством вся Европа пала бы на колена, и оно, облаков превыше, одним шагом своим поколебало бы землю“ . Вот и Тарас пишет в предисловии-послесловии к поэме „Гайдамаки“: „Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, нерозмежованою останеться навіки од моря і до моря – слав’янська земля“. Заметим, что сама поэма – весьма свирепый эпос об антипольском восстании. Но с мечтою об этом славянском рае Кобзарь, будучи „в доброму гуморi“, обращался именно к полякам, готовый им – и своим – всё простить:

Отак-то, ляше, друже-брате,
Неситії ксьонзи, магнати
Нас порізнили, розвели,
А ми б і досі так жили.
Подай же руку козакові
І серце чистеє подай!
І знову іменем Христовим
Ми оновим наш тихий рай.

Но что поделаешь – прожил человек в Московщине большую часть жизни, волей-неволей заговорил по-московски и по-московски же написал дневник  и повести. Но Русской Идеей так и не вдохновился.
А если украинец, живущий в России, не становится носителем Русской Идеи, то не быть ему и русским, а быть по гроб инородцем. Не по крови, а по выбору. Такой выбор – удел немногих. Потому большинство украинцев хотят стать и становятся в России великороссами. А от Украины остаётся у них „комплекс малоросса“ – стремление по капле или сразу выдавить из себя „хохла“.
Не всегда так было. Ещё в XVII - XVIII веках украинцы являлись в Москву иноземцами-учителями: обучали древним языкам, философии, богословию, стихосложению – всем славяно-греко-латинским премудростям. „Бывало, что и учеников призывали с юга. Это было прямое переселение южноруссов или “черкасс”; на Севере оно часто так и воспринималось, как иноземческое засилие. В истории духовной школы Петровская реформа означала именно “украинизацию”, в прямом и буквальном смысле”****. На природных московитов просветители поглядывали усмешливо, как на дикарей, которых ещё долго отёсывать, чтобы хоть говорить научились как в Киеве. Отёсывали-отёсывали, пока не перетесали настолько, что уже через век новые пришельцы с Украины уже не были в России чужеземцами, а стали просто провинциалами, поспешно рядящимися в столичное.
Ох и не любил Тарас выслужившихся в столице земляков-перевертней*****:

Україно! Україно!
Оце твої діти,
Твої квіти молодії,
Чорнилом политі,
Московською блекотою
В німецьких теплицях
Заглушені!.. Плач, Украйно!
Бездітна вдовице!

Т.е. цветы Украины, облитые московским чернилом и заглушённые московскими же плевелами, погибают, осиротив мать Украину.
Ну и кроме того, не в характере Тараса взять да влюбиться в Россию. Был он не влюбчив, а можно сказать, вненавидчив. И право, не стоило бы галичанам слишком серчать на „батька“: такой уж у него был нрав – жидов не любил за еврейство, ляхов – за католичество, москалей – за империю, своих – за приспосо****ство, а всех сразу – за всякое не чуждое им человеческое:

Мені здається, я не знаю,
А люде справді не вмирають,
А перелізе ще живе
В свиню абощо та й живе,
Купається собі в калюжі,
Мов перш купалося в гріхах...

Правда, в другом настроении у Тараса Григорьевича то:

Хрущi над вишнями гудуть, -

a то:

Хлюпочуться качаточка
Помiж осокою.

Прямо как о нём писал Достоевский: „Он был сентиментален. Он был зол и сентиментален“*******.
Скажут:
- Ну, ладно, это его личные особенности. А при чём тут Украинский Фронт?
Скажем:
- Ну, допустим, ни при чём! Но отчего же лет битых полтораста так ведётся, что где об Украине – там и о Тарасе?
Иные говорят даже: несправедливо к неньке, что такой при ней батько. Люди это чувствуют.
Авторам случилось застольничать со старым учителем из Гадяча, который так и объяснял школьникам, что Шевченко – фигура вымышленная. И приводил доказательства: день рожденья Кобзаря – 9 марта, день смерти – 10 марта. Только сутки прожил крепостной младенец, окрестить его успели Тарасом, а крёстным родители пригласили своего пана Энгельгардта. Был тот пан большой затейник и стихотворец. И выдумал он, что Тарас не умер, а стал панским казачком, увлёкся рисованием, учился в Петербурге, выкупился на волю и сочинил книгу „Кобзарь“. А на самом деле пан её сам и сочинил. Школьники спрашивают:
- Как же так, Марко Степанович? А письма, а дневники, а воспоминания современников, а музеи, а могила в Каневе?
Махнёт рукою седой учитель:
- Могила могилой, её не будем трогать, хотя – кто ещё там зарыт, науке неизвестно. А картины с письмами и мемуарами – это всё литературно-художественная мистификация. В ней участвовали трое талантливых людей: сам пан Павло Энгельгардт, поэт Василий Жуковский и художник Карл Брюллов. Это в Петербурге тогда модно было. Другие трое Козьму Пруткова придумали, и тоже с портретом, с мемуарами, с похоронами, даже со спиритическим сеансом. Но скажу вам в утешение: нашего придумали раньше. И Украина, вообще, во многом опережает Россию.

Продолжение:   12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА   http://proza.ru/2009/07/11/88


*  Известный по Достоевскому как Г-любов
**  Так назывались на Востоке собрания стихотворений
***  Верхом без седла
****  Перевертень (укр.) – оборотень, выродок, отступник, ренегат
*****  «О литературной общности славян», Ян Коллар, Прага, 1837
******  Отец Георгий Флоровский
*******  “Братья Карамазовы”



Kнигa УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ:

ВВЕДЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/14/58
1. ЕВРОПА, АЗИЯ, ДИКОЕ ПОЛЕ   http://proza.ru/2009/07/08/809
2. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ  http://proza.ru/2009/10/30/1417
3. ГУСЬ БЕЛЫЙ   http://proza.ru/2009/07/17/367
4. ПЕРЕД ФРОНТОМ.  http://proza.ru/2009/11/03/239
5. ЭПОС – ХРОНОС – ЭТНОС   http://proza.ru/2009/07/26/130
6. THESAU-РУСЬ   http://proza.ru/2009/06/26/317
7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА – РУСЬ-УКРАИНА   http://proza.ru/2009/07/14/274
8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ http://proza.ru/2009/07/30/97
9. ГЕТМАН МАЗЕПА   http://proza.ru/2009/07/19/309
10. ПОЛТАВСКАЯ ПОБЕДА – ПОЛТАВСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/20/52
11. КОБЗАРЬ   http://proza.ru/2009/07/15/129
12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА   http://proza.ru/2009/07/11/88
13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ   http://proza.ru/2009/06/28/56
14. ПРИТЧА О ДВУХ ЯБЛОНЯХ   http://proza.ru/2009/10/30/1437
15. РУССКАЯ ИДЕЯ   http://www.proza.ru/2009/10/17/627
16. РУСЬ БЕЗ РУССКОЙ ИДЕИ   http://proza.ru/2009/11/02/1116
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО  http://proza.ru/2009/11/04/177

Фрагменты и примыкающие главы:

17. КОРСУНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ. К 1020-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ http://proza.ru/2009/06/29/98
18. ПОСЛЕДСТВИЕ СТИХИИ   http://proza.ru/2009/06/25/1124
19. ПАМЯТИ КОБЗАРЯ   http://proza.ru/2008/01/12/27
20. ОПЕРАЦИЯ “ВИСЛА” http://proza.ru/2009/06/28/46
21. ВЕТЕРАНЫ    http://www.proza.ru/2008/04/02/656
22. ЗВОНОК ПОДРУГИ ИЗ КИЕВА - МАЙДАНУ 2004 http://proza.ru/2008/02/01/74
23. СМЕРТЬ ВОРОНА http://proza.ru/2009/05/05/37
24. СПОР СЛАВЯН  http://proza.ru/2009/04/17/283
25. ВСТРЕЧА С РУССКОЙ ИДЕЕЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ КОНОТОПСКОЙ БИТВЫ    http://proza.ru/2009/11/06/297
26. ЛЮБИМАЯ СТОЛИЦА   http://proza.ru/2009/11/08/190
27. ВЕЛИКО-МАЛО-РУССКАЯ ДУША  http://proza.ru/2009/11/14/244
АННОТАЦИЯ  http://proza.ru/2009/11/13/101


Рецензии