Так начинается дом

    20.11- 65г.  - Вот уже два дня, как я перешла в бригаду «мужиков». Эта бригада занимается кладкой фундамента. Короче, копаем, делаем подвалы. В первый день я швыряла досочки – кривые и тонкие, годные на дрова,  ребята жгли в траншеях  палки, которые я подтаскивала. Они укладывали их, как следует, обливали соляркой и поджигали. Пламя, яркое и почти жидкое, тонкими струями охватывало костёр. Кругом стлался дым, ел глаза, волосы пахнут гарью и ночью чувствую этот запах… Потом размягчённую землю будем копать, сначала отбивать бляшечки земли кайлой и ломиком, потом выгребать лопатой.
      А сегодня я подносила каменщикам кирпич и раствор. Самый ценный – трёхчетвертной кирпич, кирпич-вальс. А у меня в животе вальс. С чего бы это? Я же была у женщины из своей прежней бригады, она меня накормила, хлебчик был свежим, маргарин так и таял на нём… Ладно, в воскресенье нагоню!
   28.12.-65г.  – Вечер в очень оригинальной обстановке. Мастер попросил меня подежурить в доме, где сырые углы в некоторых комнатах на четвёртом этаже. Их сушат самодельными обогревателями  это спирали на четырёх ножках – «козлы». Вот мне и нужно было ночевать в этом доме, присматривать за «козлами», чтобы не было пожара. Обзавелась я лампой-переноской, так в одной из комнат стало светло. Сижу на фуфайке на полу, передо мной стул вместо стола. На подоконнике еда: булка, колбаса и халва. Эх, и попишу же я сегодня ночью! И письма, и «Благовещение» своё, и циклы доделать надо. За работу!
      Ночь. Я одна на весь дом. Брожу ощупью по чердаку. Оттуда спускаюсь в нужные квартиры – они в разных подъездах. Понемногу сохнет потолок. Главное, больше не капает, сантехники поставили в краны новые сальники и ушли. Сейчас два часа ночи. Сделала очередной осмотр, вдруг слышу - внизу стучат. Бегу к первому парадному, от которого у меня есть ключ. Отпираю. Оказалось, электрик шёл с дежурства, решил взглянуть на «козлов» Теперь тихо. Согрелась я.
        Как интересно! Люди будут жить в этой трёхкомнатной квартире (сейчас она такая просторная, пустая, с ярким полом),  они навезут мебель, может быть, приедут с детьми… Они никогда не узнают, что я провела здесь ночь, ела, пела, свистела, танцевала, глядя на свою точёную чёрную тень на белой стене и… писала. А не оставить ли им записку? Дурь.
     5.01- 66г. – Сегодня мы копали траншеи для нового фундамента. Сначала выбросили золу от пожога – оттаяло хорошо, стали копать. Мороз сильный. От нашей талой земли поднимается мутный белый пар. Встаёт солнце, оно красное. Не к добру. Пока всходит – самый холодный момент. Сейчас, наверное, -50, не меньше, до восхода было -48. Отлетают в сторону комья дымящейся земли над траншеей с горсткой людей. Так начинается дом.
       А «тринадцатый» заселили. По вечерам в нём светятся окна, это тот самый дом, в котором я дежурила ночью. Радует это. Я изолировала трубы в его подвалах, когда работала в бригаде с женщинами. Это мой первый дом! В окнах уже шторы, занавеси. Кое-где свисают сеточки с продуктами из форточек. И, главное, вечером светится. Значит – живу! Хорошо!
       5.02 – 66 г. – Я в «Наде». Это наша будка-бытовка. Влюблённый крупно написал это имя белой краской на стене, обращённой к улице. Ему - «Надя», а мне – «Надежда». Дни, когда я могу здесь писать (суббота, воскресенье) стали самыми счастливыми для меня.
       Сейчас уже вечер. Тихо. Никого нет. Я пила чай, жарила колбасу в «Санькиной» самодельной квадратной сковороде, сделанной из куска чёрной жести. Благодать! И странно это. Такое ведь и присниться раньше не могло. Этот вагончик, длинный стол и скамья в центре, в углу – ящики с гвоздями, ножовками, молотками. Тут же солидно стоят толстые кувалды у стены, валяется метла. Сзади меня греет большой «козёл». Там чайник, бачок с водой на табуретке, ведро… А за столом – я со своими тетрадями, бумагами и очками. Сегодня я чистила траншею и всё время напевала Шуберта, самую радостную и счастливую песню из его «Мельничихи». Я подбрасывала снег особенно высоко. Слепило глаза чистое синее небо. Вот эта летящая вверх лопата с рассыпчатым снегом, словно сахар-песок и… Шуберт сделали своё дело – мне хорошо! А завтра я проведу здесь, в «Наде» целый день – никто не будет мне мешать. Чудесно! Это теперь – мой лучший мир.
     5.03- 66г. – Сегодня я насмеялась на работе, даже забыла о головной боли. Стою себе на блоках, сверху вижу траншею, где ещё полыхает пожог. С бровки спускается дяденька, в руке – свёрток. Смотрю на него и думаю: «Ну, бедный «академик» решил выбросить мусор в нашу траншею». «Академиками» мы называем жильцов, которые вселяются в наши дома, мы ведь – «Академстрой». А с мусором у них вечные неприятности из-за «мусорной» машины, которая приезжает слишком рано утром, им лень вставать и вытаскивать на холод свои ящики и вёдра с отбросами, а вечером эта машина она снова появляется рано для жильцов – они засиживаются в своих лабораториях допоздна.
      Итак, мой дяденька что-то долго разворачивает, достаёт и несёт к огню. Батюшки! Да ведь это гусь! Я цепляю очередной блок, а сама свищу Витьке и Кольке – они внизу, показываю глазами на траншею с пожогом. Оба заулыбались, но блок опускается на них, его нужно ставить на место. А я понимаю, что товарищу нужно осмолить гуся, у них ведь в домах электроплиты, хоть готовь птицу с иглами. Бедный «академик» мучается, пихает гуся в огонь, обжигается, брюки испачкал. Я не выдержала. Кричу:
     - Эй, гусь! (я же строитель, мне можно быть развязной!). Вам нужны штыри!
Посмотрел он на меня вверх:
     - А что такое штыри?
     - А вот что, - спрыгнув с блоков, несу ему металлические заострённые пики, которые мы используем
для прогрева почвы.
     Потом я опять вскарабкиваюсь на пирамиду блоков. Ребята кричат:
     - Учи его, Любаша, учи! Ты, видно, старый рыбак. Только к тебе блок плывёт, цепляй!
     - А как поперечину сделать? – это «академик» кричит?
      Ну, я объясняю, что два штыря нужно скрестить с одной стороны и два – с другой, а сверху положить поперечный. Кран тарахтит, но он меня понял. Ещё бы! Академик! Улыбается. Гусь почернел, а я бросаю ему лопату, мол, подгреби жару под него. А сама смеюсь. Вот тебе и электроплита!
     Да, вчера бригадир наш проговорился, что мне к 8 марта вручат Всесоюзную Почётную грамоту. Приятно всё-таки привезти такую память из Сибири! Есть грамота: «Рабочей первого участка за высокие производственные показатели».
        Эх, горы тут можно свернуть. И не скажешь уже, как раньше: «ничего, перезимуем!»
Уже! Уже перезимовала!
 


Рецензии
Квадратную сковородку запомню... с редким удовольствием прочитал. И еще (некоторым оно непонятно): в самых крайних условиях жизни человек может быть счастлив. Храни Вас Господи!


Антанд   09.07.2014 18:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Антанд. Только сегодня прилетела. К сыну в Германию летала, а встретил меня салют- обстрелы и вой сирен!!! СПАСИБО!

Любовь Розенфельд   20.07.2014 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.