Из книги композитора Свиридова и писателя Полякова

Из книги Георгия Свиридова (родился 16.12.1915). Я выписывал то, что мне представлялось любопытным, тем самым раскрывая как-то и себя, хотя не со всем был согласен (в частности, меня отталкивали его религиозные взгляды). Поэтому не поленился просмотреть прочитанное. Возможно, такой «двойной проход» даст мне самому больше пользы, чем поспешный переход к чтению новых книг. Жаль, что я это стал делать поздновато, хотя и раньше использовал прочитанное в своих беседах, лекциях…

Читая предисловие Белоненко, приятно было узнать, что у меня с композитором обнаружилось некоторое перекрывание интересов. Он внимательно читал … от «Записок» Глинки, «мемуаров» Берлиоза до дневников Чайковского, «Хроники  моей жизни» Стравинского. .. «Воспоминаний» “Testimony” Шостаковича.  Свиридов не сомневался, что литературная обработка последней принадлежит Волкову, но не видел в этом ничего предосудительного, так как эта практика имеет давнюю историю и право на существование. Он отказался подписать письмо, осуждающее В. , но для себя извлек урок. Свои записи предпочитал вести собственноручно, чтобы потом не было кривотолков об их происхождении.
Как-то один очень известный композитор назвал «Патетическую ораторию» С. , получившую ошеломляющий успех, «творческой неудачей» и статья уже лежала в газете «Правда» (вечная проблема ревнивых гасителей чужих талантов из узко-групповых интересов), чтобы завалить ее на комитете по Ленинским премиям. Но на прослушивание пришел Суслов, предупрежденный, что музыка плохая, и с удивлением отметил «а ведь это хорошая музыка».
Шостакович был среди осудивших С. Художественные миры Ш. и С. Стремительно удалялись друг от друга на далекие расстояния.  «Встречи и разрывы великих людей всегда в высшей степени знаменательны, это поистине вехи на пути духовного развития народов и Здесь совсем иная мера вещей. Искусство - часть духовного сознания Народа и когда перестает им быть, становится  «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа не понимают сущности, сакраментального смысла искусства. Нет гения беспочвенного. Имя С. присвоено малой планете.
 С. Был одно время руководителем союза композиторов. Потом он критиковал деятельность союза. Кто-то почувствует в этом  скрытую обиду. Но есть и нечто иное. Он впервые описал механизм «административно-командной системы в сфере искусства. Ему. Едва ли не единственному удалось отразить качественное перерождение союза, где личные интересы руководства были возведены в ранг государственной худож. политики. Как это похоже на науку с ее могучими чиновниками (и партийными руководителями). С. Никогда не состоял в партии, был родом из   крестьян . Он боялся, что в результате перестройки крестьян опять оставят без земли. Он ненавидел дух торгашества и власть денег (воротил Уолл-Стрит, которые принесли нам прихватизацию через свою паутину зла).  Он был человеком с чувством национального достоинства.  Он усиленно интересовался мемуаристикой.

Дальше сам С. Я пропускал многие положительные характеристики из записок С., которые меня не удивляли и другим не так много добавили бы. Нам стоит принять эту информацию к возможному исправлению или хотя бы к сведению. Мне вообще нравятся социальные высказывания математиков и композиторов за их умный, четкий и эмоциональный язык, что само по себе  весьма поучительно. Полезно, сообразуясь с этой и другой информацией, подкорректировать свои представления о представителях нашей элиты, часто однобоко захваливаемой.  С другой стороны, это яркая иллюстрация сложности взаимоотношений в творческом мире вообще (обостренная конкуренция, которую еще
предстоит преодолеть человечеству, в частности, изучая опыт предыдущих поколений).
Почему такое унижение забытого поэта Кольцова А.В. (какая у него красота, неподдельность, простота и вместе с тем изысканность речи- тронули меня до слез, - надо бы и мне почитать, Б.З.) . Вместе с тем восторженно приветствуется Светлов, писавший на совершенно испорченном русском языке. Претенциозные глупости и совершенно ничтожные мысли Вознесенского возводятся в ранг большой поэзии. Эти высказывания эксперта приоткрывают новую сторону узаконенной табели о рангах (Б.З.).
Когда слушаешь «Катерину Измайлову» Шостаковича, приходит в голову мысль о какой-то  удивительной неправде этого произведения. Поистине ужасающее впечатление производит язык оперы. 
Иногда приходит в голову мысль, что  умело и даже безукоризненно выполнить музыкально-технические моменты менее интересно, чем не столь совершенное, но живое произведение.
Художественная среда («свой круг») явление на редкость «косное», высокомерное, живущее в сознании своей «избранности»  (как в науке, Б.З.). Эта среда безо всякого интереса относится к народной жизни , что глубоко укоренилось в сознании так называемой «музыкальной интеллигенции» с большим количеством пены, что пришло на смену «народной идеи» великой русской литературы и искусства, идущей еще от Пушкина (когда народ рассматривался как высший судья поступков человека. Большинство произведений, создаваемых в наши дни - суррогат искусства. Такая философия нужна тем людям, которые несут в себе мысль о неравенстве людей, об избранности для власти.
На смену героям революции, гражданской войны, героям последующей эпохи, не описанным в литературе отчасти показанным в музыке, стихах…) , героям войны и послевоенных лет, показанным мало, пришел «герой-ничтожество», благополучный, полусытый, чрезвычайно самодовольный нуль, развращенный во всех смыслах человек. Потеряно чувство общности между людьми (разделяй и властвуй). Есть лишь «чувство локтя» у маленьких групп, желающих обособиться, самим себя же «привиллегировать», отделиться от народа, и разделить его, себя же во что бы то ни стало возвысить, но не в одиночку,  а «кучно», группой. Мир искусства якобы умный, а на деле глупый, мелкий, ничтожный.
О Твардовском: полное отсутствие авторского эгоизма, растворение себя в народной стихии, без остатка. Это достойно лучших мыслей Л.Толстого - редчайшее качество.
Кармен, простое, элементарное по существу, по идее. В этой элементарности заключена потрясающая сила. Однако найти подобную элементарность - удел высшего гения. Пышный Вагнер утерял силу в этой самой пышности.
Прокофьев так и остался  композитором, которого я не смог полюбить. Он казался мне всегда немного игрушечным (избалованная муза!) , не настоящим, паяцем с клюквенным соком вместо крови. В самом деле - в нем есть нечто от скомороха….в «Александре Невском», где есть все, что угодно, кроме Александра Невского (так же как в «Иване Грозном» нет самого Грозного).  Ничего нет более ненужного, чем эта механическая трескотня, чрезвычайно мало содержательная. Пустота и духовная ничтожность, в которой и собственно даже «красоты» осталось мало.
Таков  же и Стравинский… Про «Мимолетности» Прокофьева Свиридв говорил,  что они гениальны и называл П. великим фортепьянным композитором ХХ века.
Импрессионистам, которых я любил, кроме Пикассо (хилый мальчик на шаре) и др. Это мне всегда не нравилось своей холодной измышленностью, бездуховностью, бессердечием,…
Чуждым и противным моему существу. Брак и Пикассо чужды красоте человека, красоте природы. Они певцы мертвого мира. Это искусство распада и разложения, но не гнилое -
там нечему гнить.
 Николай Алексеевич Клюев - гениальный поэт, автор стихов неописуемой красоты и силы (надо бы почитать, Б.З.).
Пустозвонство государственное , оно вышло из моды, зато вошло в моду пустозвонство лирическое,  «интимное»…абсолютно не содержащее ценной информации, ценных, глубоких человеческих чувств.
О сухости современной музыки, огромное количество виртуозов. Это давно уже стало ближе к спорту и далеко от искусства, выражения духовного облика мира.
Борьба - есть крайняя степень несвободы. Даже борьба за свободу. Свобода - отсутствие напряжения,  естественность речи, простота, доброта.
Есть непонятность того, о чем говорится, хотя бы язык был понятен. Не так-то просто понять самые простые вещи.
Вспомнил, как я увидел Шостаковича в Лондоне.  В нем ничего не осталось от Ш. Это был живой труп с бессмысленными глазами. Мы обменялись несколькими малозначительными фразами. Говорить с ним было не о чем и незачем, он смотрел сквозь собеседника.
Однажды. Это было в Ленинграде у нас дома он сказал про себя: «моя жизнь (или мой девиз, или мое правило, что ли) - одиночество на людях (тогда мы были в хороших отношениях).
В.Л.Гинзбург читал мне мысли Эйнштейна, весьма посредственные и убогие. Ложь, Бездушие  - непомерное, вместо духовного созерцания, ремесленно-научное толкование мира, совершенно плоское, жалкое, пустое. Чрезмерная звуковая сложность - это очень часто маскируется недостаток внутреннего содержания (как в науке, Б.З.).
Театр современный, его катастрофическое падение связано с тем, что во главе его стал не художник, не творец, а организатор, посредник между автором, актером и публикой. Этот маклер стал тираном, навязавшим свою волю (часто бездарного человека), подменил собою автора. Продажность буржуазного типа (гениальные холуи), напротив, называется «свободное творчество».
В 1991 : В наше время Россия опускается еще на один порог преисподней. Теперь она поставляет для значительной части мира хорошо обученную музыкальную прислугу.
Маяковский : сколько злобы к людям в его произведениях, он истекал ею. Вспомним . о чем он писал: «Карьерист», « Подлиза», «Сплетник», «Бюрократы». Все поэты - «бездарные». Есенин - «подмастерье». Рабочие : Фоскин, Присыпкин,  Двойкин, Тройкин … Рабочий, который захотел вырваться из общежития (разновидность будущих лагерей), объявляется сразу «Клопом» клеймится всячески.  «Пора по стенам музеев пулям тенькать». Советская буржуазия наиболее злобная из всех, может быть только не злобнее американской….
Что бы ни говорили, при всех его ошибках, у этого человека была великая, возвышенная душа.      

Надо сказать, что Антон Рубинштейн - сам очень талантливый и очень самоуверенный композитор, начал свою деятельность в России, как в дикой, варварской, музыкально -необразованной стране  .Подобный взгляд мог, естественно,  у него сложиться потому, что он Россию не знал и не имел желания узнать. Он чувствовал себя единственным проводником европейского музыкального образования и винить его за это особенно не приходилось. Это придавало ему вес в собственных глазах и при дворе его точка зрения разделялась полностью.
Разговаривали с Нейгаузом о пианистах. Я спросил его мнение о тогдашних виртуозах. Он сказал: «это же торгаши». Между прочим, речь шла о его учениках. Хвалил же одного Рихтера. Он под конец жизни совершенно разрушился как личность. Хвалит все, что угодно, вступал в деловой альянс с откровенными негодяями, позволяя спекулировать своим именем. Думая (о наивность!), что он заставляет служить их себе; он сам стал слугой грязнейших людей.

Вождем и организатором Октябрьского переворота называется Троцкий. Деятели верхушки государства охотно или неохотно признавали верховенство Троцкого. Их соединяло чувство нац. Солидарности, которое было исключительно сильным. Несмотря на прокламируемый ими интернационализм, под фальшивым знаменем которого гнездилось адское нац. высокомерие,  почти нескрываемое презрение к России, имевшей несчастье подпасть под гнет этой беспощадной, ужасающей деятельности.
 Ужасные годы после смерти Горького, недолгая (1936-1934гг) его попытка  поднять значение и роль творческой интеллигентности, отмена ЛЕФ’а и РАПП’а, возвращение в литературу писателей, ошельмованных ими и другими троцкистскими организациями. Наступило совсем другое время. Руководство Ленинградского Союза Композиторов: председатель Фингерт, отв.секретарь -Иохельсон, второй секретарь - Кессельман, организационный секретарь - Круц. Слова : Россия, Русский не существовали. Впервые я услышал это слово в названии пьесы Симонова «Русские люди» уже во время войны, когда потребовалась (и обильно!) кровь.
Руководители СК - олигархия, или мафия.
Пастернак: «Гений - не что иное, как редчайший и крупнейший представитель обыкновенных, рядовых людей времени. Гений ближе к этому обыкновенному человеку, сродни ему, чем к разновидностям людей необыкновенных из толпы окололитературной богемы. Гений- это количественный полюс качественно однородного человечества. Дистанция между гением и обыкновенным человеком воображаема, вернее - ее нет. Но в эту несуществующую дистанцию  набивается много «интересных» людей, выдумавших длинные волосы, скрипки и бархатные куртки. Они-то и есть явление посредственности.»

Периодом духовного подъема была и война со всеми ее ужасами….замечательны бессмертные, гениальные произведения Шостаковича этого времени, памятники эпохи. Он слышал это время.

Мысль художника должна быть не то чтобы проста, она должна быть открыта, не зашифрована. Иной раз огромные усилия надобно применить, чтобы разгрызть орех, внутри которого ничего нет или гнилая паутина. Чем глубже мысль, тем естественнее стремление творца выразить ее яснее, доступнее для людей. И наоборот, чем мельче мысль художника, тем естественнее желание украсить ее эстетическими завитушками. Прокламируемый интерес к «сложному» заменяет собою интерес к глубокому. И делается это сознательно!
По молодости лет мне казалось, что резкая критика формальных тенденций в искусстве была неверным шагом. Но теперь я вижу, что дело обстоит не так просто. Новые тенденции несут несовместимость с классикой, открыто враждебны самому духу классического искусства.
После Октября  борьба с русской культурой велась под лозунгом «борьбы против самодержавия», с которым механически объединялась вся русская культура, включая ее высочайшие художественные образцы. …Для иных революция оказалась средством захватить теплые места, а захватив их, они стали толковать революцию уже с позиций охраны своих привилегий.
Союз композиторов превратился в кормушку и гигантскую организацию самопропаганды и творческого самоутверждения для его энергичных руководителей-функционеров. Это переродившаяся организация, которой управляют ловкие дельцы, требующие себе непомерных почестей. Это кормушка для бездарностей, как говорят приезжие иностранцы, которых знакомят с этой диковиной.
Немалый вред хоровому искусству нанесли деятели экстремистского (троцкисткого) толка,
Требовавшие упразднения хора вообще. Под видом борьбы за культуру будущего эти люди активно боролись с нашей национальной культурой, желая лишить народ веками созданных сокровищ искусства, колонизировать его под видом «европеизации». Подобные люди на деле не любят не только Россию и ее высокий народный дух, они не любят никакой национальной культуры. Презрение  и  ненависть двигали  этими деятелями, вполне достойными презрения.
 В их руках вся мировая музыкальная антреприза и образование : (консерватории и музыкальные школы), где они унижают отечественную культуру. Все это великолепно, по-военному организовано, дисциплина железная и беспрекословная, порядок абсолютный, беспощадность как в… Работают в редакциях десятки лет люди опытные и умелые, но их опыт и умение направлены не на благо,  а во вред нашей культуре.
Именно Рахманинов подвергался всяческим унижениям, поношениям, назывался как угодно, вплоть до «фашиста», вплоть до полного запрещения. Неприятие основ творчества Рахманинова и Мусоргского. Дух их творчества. Его основа, посыл, вот что было есть и будет ненавистно критике. Вот почему эта музыка будет всегда отвергаться, ибо она содержит в себе иное понятие о жизни, иную нравственную идею. Все это преодолела музыка Р., показав свою неимоверную живучесть. Мы имеем пример того, какая судьба ждет иной раз русского композитора, если он не боится в своей музыке быть русским в глубоком смысле этого слова.
Оперные театры поделили на сферы влияния (как дети «лейтенанта Шмидта» в романе «Золотой теленок».
О фольклоре. Журнал «Советская музыка» особенно усердствовал к варварскому безответственному отношению… за этим видно сознательное желание оплевать, унизить свое.  Почему я ушел из журнала СМ.…  Затхлый, спертый воздух царит в журнале. Полное презрение к русской музыке, к ее традициям. Неспособные объединить вокруг журнала разные точки зрения, эти люди сами берут на себя, мягко выражаясь , судить, выносить приговоры, писать «исторические» обзоры, которые мало соответствуют истине и говорят лишь о предвзятости, необъективности, а подчас и о малой компетенции их авторов.
 О Маяковском: человек, который написал : «Я люблю смотреть, как умирают дети», - не может быть назван человеком. Это выродок. Только однажды М.  поднялся в высоту несравненную в стихах о Революции, в РОСТ’е, в самоотречении. Здесь он велик. 
Советская интеллигенция представляет, в значительной мере слой микроскопической буржуазии (по покупательным возможностям). Это свирепый и злобный тип буржуазии, полагая весь смысл жизни в комфорте европейско-американского типа.
Заметки Пастернака, внешне справедливые,  не лишены желания творческого самоутверждения путем умаления и устранения поэта, которого он считал своим главным литературным конкурентом. Разумеется, не все в творчестве Е. стало народным, но у Пастернака не стала народной ни одна строка. Это месть Сальери Моцарту, та щепотка яду…
…Поступки его героев направляются только авторской волей, в них нет самостоятельной жизни. Это человек не знающий сомнений, так же как Мандельштам и его супруга.
Судьба коренной нации мало интересовала Пастернака. Она была ему глубоко чужда и винить его за это не приходится.. он был здесь в сущности чужой человек, дачник с жаргоном представителей узко-нацистской диктатуры, которая называлась диктатурой пролетариата. И пробуждения национального сознания они боятся - панически, больше всего на свете . Маяковский и Пастернак были «своими»  людьми среди представителей
этой диктатуры. Они в сущности  - не народные поэты, не люди народного сознания (интеллигентская каста».  Стих Цветаевой косноязычен… строй чувств вздернутый, истеричный.

Например, поэзия Бродского - только ритмическая, без мелодии. Без гармонии. У него совсем нет свежести. Все залапанное, затроганное чужими руками, комиссионный магазин, «качественные», но ношенные вещи, ношенное белье,  украшения с запахом чужой плоти, чужого тела, чужого пота. Нечистота во всем. Нет свежей женщины, … Нет никакой свежести в языке, и это даже не язык, а всегда жаргон - местечковый, околонаучный, подмосковно-дачный.
Ахматова- нечто надутое, театральное, неимоверно злобное, завистливое. Поношение Блока,
Есенина, Маяковского. Возвышение Мандельштама (?), Бродского (на этой паре и въехала в славу). В ее поэзии есть нечто противное здоровому мироощущению.
По радио выступал Бродский  под титулом «великий русский поэт». Нечто невообразимо надутое и грязное, исполненное непомерных претензий. Один из участников передачи характеризовал его в качестве нового …пророка.
Татьяна Толстая, внучка Алексея Толстого : лучшая литература  - это создающаяся за рубежом.

В судьбе Маяковского и Цветаевой, прекрасных поэтов, отразилась их собственная судьба судьба избранных людей).  В судьбе же Есенина отразились миллионы судеб.
Эрмитаж  - музей в своем роде уникальный. Нет нигде в мире худож. музея, где наряду с пр.  было бы искусства своей страны.

Дирижер Рождественский - король халтуры, как его называют в Европе). Какая-то природная, органическая бездарность, отсутствие фантазии и это у диижера с огромным опытом, неуклюжесть в пользовании инструментами.
.
Шкловский с трибуны съезда заявлял, что Достоевский, наша величайшая гордость, должен быть судим как изменник. Факты из биографии знаменитого Шкловского: эсер , на войне сражался против советской власти, потом был в ЧК, сражался за советскую власть, и всюду  - судил, убивал.

Эксплуататоры стали мудрее, добрее. Беда только, что эксплуатируемые при этом теряют облик человеческий. Искусство париев по мысли хозяев жизни должно нести им одуряющий обман; выдавать правду за неправду, рабство за свободу, зло за добро (я это по Орвеллу на зываю ИНОЯЗом, Б.З.). Такое «искусство», «балдеж» для роботов в обилии производится теперь во всем мире.

Фильм «Броненосец Потемкин», объявленный  (я привык верить печатному слову) заранее гордостью советской кинематографии, вызвал полное разочарование.  Было очень скучно, не жалко тех, в кого стреляли, так как мы не успели полюбить их заранее. Лет через 30 я снова захотел посмотреть эту «гордость». К этому времени я уже многое знал и думал, что по-другому буду смотреть фильм, но он произвел совсем не художественное впечатление. Его грубый натурализм (убийства, черви…) отталкивал и был мне противен. Что касается публики, то она никогда не ходила на эту картину.  И вот в конце 1978г. я во Франции слушал лекцию с диапозитивами об этом шедевре только уже не всех времен и народов, а советского кино. Более пяти минут на экране показывались знаменитые черви в мясе крупным планом. Около пяти минут профессор говорил о новаторском изображении старой России, которую символизировали тухлое мясо и черви. Он говорил с восторгом и упоением. Тут я понял, почему картина считается гордостью нашей кинематографии.
Я отрицаю художественную ценность Эйзенштейна.

За последние годы написано огромное количество слов о музыке.  Обилие бессловесной, бестекстовой музыки особенно располагает к этому. Тысячи людей занимаются ее толкованием. Мусоргский называл их «музыкальными цадиками». Чем более суха, неэмоциональна и безобразна музыка, тем больший простор она дает этим толкователям... Весь этот пышный словестный набор часто прикрывает полнейшую чепуху, пускает пыль в глаза доверчивых простаков.

Чего только стоят некоторые оперы и балеты, идущие на сцене Большого Театра (НЭПовский коллектив типа театра Мейерхольда, созданный для постановочных  его  экспериментов одного режиссера),  в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку. Кто же  пойдет работать в этот … лабаз, где запросто тут же опозорят навеки (судьба Есенина) и после убийства ошельмуют.

Продажность, оказывается прекрасно соединяется с талантом. Из Достоевского: «Всемирный Ротшильд воцаряется над человечеством все сильнее и тверже и стремится дать миру свой облик, свою суть.

Братья Бурлюки (футуристический салон) после революции уехали, кажется в США, где имели ряд собственных доходных домов. Это были весьма зажиточные буржуа, которые прикармливали молодого Маяковского, весьма активно его обрабатывая и ориентируя, всемерно рекламируя его талант и сделали, надо сказать, ему большую славу.. Но они же и погубили его в конечном итоге!

Вкус - это соединение простоты и выразительности, драматизм без крика, сердечность, душевность без сентиментальности, страдание души без «фразеологизма», скорбь без   нытья, естественность в произношении слова, чувство меры во всем.

Стихи Маяковского, так же, как и поэзия Ахматовой и других избранных» поэтов, дышит лютой сословной ненавистью к простонародному, переходящей у Мандельштама  в ненависть ко всему русскому… с нечеловеческой злобой. Иногда вдруг - хорошие мысли. «Избранный» человек «избранной» нации. С этим жил. За это ценят его ныне живущие, подобные ему.  (не знаю как О.М., но мемуары его супруги производят угнетающее, злобное впечатление, Б.З.).

Ни один композитор в истории не насаждался так как Шостакович. Вся мощь государственной пропаганды была направлена на то, чтобы объявить его величайшим музыкантом всех времен и народов… Но, несмотря на это насаждение «квадратно-гнездовым» способом, народным художником он так и не стал, хотя при всем при том, при отборе от него останется много хорошей, а иногда и прекрасной музыки.
 Он занимал место первого музыканта… Ни о какой критике его музыки нельзя было даже помышлять. Премьеры его сочинений , далеко не всегда удачных, художественно полноценных (особенно под конец жизни, когда он продолжал беспрерывно писать, но не создал ничего интересного). Все это - не более чем музыка хорошо набитой руки. Лишенная ценного тематического материала, сделанная по болванке, по стереотипу.  Это был культ личности не меньший, чем культ Сталина, правда в небольшой, но глобально насаждаемой области.
Организовано общество охраны памятников старины - эта воистину опереточная организация, которая не охранила ни единого здания от продолжающегося разрушения.
 Закон об охране памятников - филькина грамота. Теперь дошла очередь  до разрушения литературы, музыки.

Сталин упросил Горького вернуться в СССР  для сохранения, сбережения культурных сил после страшного разгрома, учиненного бандой троцкизма. И Горький постарался  выполнить свою историческую миссию. Пусть не все ему удалось спасти, но зверская травля русской интеллигенции была тогда прекращена…

Торжественное ликующее стихотворение Маяковского на смерть Есенина - крокодиловы слезы… только имея синтетическую душу можно так писать.  Не правда ли, очень остроумно…, но ликования скрыть   было невозможно, оно, что называется , перло наружу). И это в тот момент, когда по России прокатилась волна самоубийств  среди молодежи. Помню, что подобный случай был и в нашей Курской школе N4.

Разговор об интернационализме - чаще всего дымовая завеса (ИНОЯЗ), за которой скрывается оголтелый шовинизм, воинствующий и беспощадный.

Стихи Светлова - убогие, заурядные чувства, скверный, ломаный, жаргонный. Плоский язык.

Дети Арбата. Кто их отцы, населявшие Арбат и др. привилегированные, «престижные» улицы Москвы и Ленинграда?  Цель романа - свалить с себя вину за истребление людей на одного человека, которому дети Арбата служили за страх и выгоду, они служили бы за совесть, если бы она у них была.

Набоков - очень словоохотливый автор. Большой цинизм, похожий на снобизм, и преувеличенная какая-то культурность. Все это можно бы объяснить «эмигрантским» положением равно всему чужого человека с психологией изгоя. Его амбиции - главное в писателе, что он талантливо в своем роде и выразил. Много тонкости, наблюдательности, изысканности, но, как ни странно, переизбыток слов, культурных ассоциаций, что делает  эту прозу несколько безвкусной. Новое в нем для русской традиции идет от Марселя Пруста. (Мне Пруст тоже показался утомительно подробным и его мораль несимпатичной, Б.З.)

Сила музыки Мусоргского была почувствована замечательными музыкантами, но среди них не оказалось (кроме Римского-Корсакова) ни единого человека, понявшего и почувствовавшего эту ослепительную Гениальность.
Под воздействием злобного и завистливого П.И. Чайковского сложилось унизительно- пренебрежительное отношение к этому озарению, открытию. Чайковский, Танеев и их школа насаждали бескрылый  музыкальный академизм провинциально-европейского образца.

Жуткой нищетой живут у нас люди - большинство их совершенно задавлены машиной информации (извращенной, Б.З.)  сатанинское оружие…

Выступление по иностранному радио 27.2.1990г  академика Заславской.  Необходим возврат к капитализму, т.е. к власти над миром (паутины)  Банкиров, современного, разбухшего от золота ирода, царящего над миром.

Запись в дневниках Ал. Блока, сделанная во время войны: «Придут немцы, установят порядок…»  тогда немцы многим казались воплощение порядка.

Эпоха Брежневского консерватизма была не так уж плоха. В ней вызревала большая национальная мысль…(…В.Шукшин,…  С.Куняев, …В.Кожинов…). Напротив, 60-70-е годы были очень интересными . Духовная жизнь России ушла в глубину к истокам национальной культуры…

Возвращение государства к капитализму, к «демократии» (раю для богатых, развлекающему их искусству..) обозначает не шаг, а скачок НАЗАД. Можно сказать. Что мечты великих людей об искусстве народном, искусстве возвышенном…всех гениев, презиравших филистерство, сытое, самодовольное мещанство - разлетелись в прах. Мечты о коммунистическом рае выродились в желание мещанского «благополучия» для по существу полуобразованных людей, обывателя и сознание избранности для денежных и политических деляг.
На рынок выброшено сейчас то, что хранилось заветно в душах немногих. Думается в этом нет большого толку. В.Соловьев,…Мережковский, не говоря о Блоке, Гумилеве…Сологубе - эта литература не общеупотребительна. Совсем уж непонятны миллионные тиражи Пастернака, Ахматовой. Тут, как видно, соображения не художественные, а иные играют роль.

У Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Шенберга  музыка бездушных, механических нагнетаний оркестровой звучности, в которой ритм и преувеличенная динамика приобрели самодовлеющее положение. А мелодия превратилась в какие-то короткие огрызки, часто из чужих сочинений.

Интервенты на правах хозяев…а Собственная, подлинная немногочисленная интеллигенция 
Живет на мушке под прицелом журнальных и газетных бандитов, в чьи руки отдана печать страны и все средства массовой пропаганды, направленной на одурение, оглупление народа, особенно молодого поколения, кому  усердно внушается вопиющая ложь под видом правды и истории (я бы сюда отнес даже Познера, Соловьева, Б.З.),  это не жизнь, а «Ночь на Лысой горе» - шабаш зла, лжи, вероломства и всяческой низости (>10 миллионов погибших от недоедания, недолечения, истинный холокост, Б.З.). … Открытые работники служб ЦРУ, вроде дикторов по TV … построенной по типу откровенно фашистскому… Глубокое отвращение и брезгливость  вызывает деятельность руководителей TV типа Попцова и Яковлева, - гигантские провокаторы, чья деятельность является преступлением против человечества.
Идет скоропалительное создание класса паразитов.
Всему миру известно, что демократическая Америка является суперколониальной державой, кровью и деньгами устанавливающей мировое господство,..

Чудовищные передачи о певцах «Битлз». Исчадия ада. Они помогают держать мир в рабстве. Сгнившие на корню молодые ...
 

Из интервью гл. редактора Литературной газеты Ю.Полякеова, чье мнение
в значительной степени совпадает со Свиридовским: «Букеровская премия нанесла ущерба литературе не меньше, чем КГБ»
Считаю, эта премия, в общем-то, к реальной литературе, за редчайшим исключением, отношения не имеет: люди получают премии не за качество художественного текста, не за какое-то художественное открытие, не за умение достучатся до читателя, а за верность определенной тусовке, в основном - экспериментально-либерального направления. Практически все книги, которые были отмечены премией, начиная с первой - «Линии судьбы, или сундучок Милошевича» Марка Харитонова, присужденной в 1992 году, не имели никакой серьезной читательской судьбы. Да, их издали разок, они получили премию и тут же были напрочь забыты. Их больше не переиздают, не читают. А ведь уровень произведения подтверждается, прежде всего, востребованностью. Букеровские же избранники - абсолютно невостребованы.
Дело в том, что условием попадания в орбиту Букера, как правило, становится либо полная аполитичность автора, то есть, демонстративное равнодушие к исторической судьбе своей страны, либо откровенный прозападный либерализм. Писатель, заподозренный в государственно-патриотических взглядах, вычеркивается из списка номинантов еще на дальних подступах.
Кстати, если мы возьмем ту же западную литературу, то увидим, что там практически все крупные писатели - это люди, прежде всего, настроенные патриотически по отношению к своей стране. Так что, Русский Букер не только не помощник отечественной литературе, а скорее такой многолетний, идейный и хорошо подготовленный вредитель, яркий пример манипуляции общественным сознанием, направленной на то, чтобы переориентировать молодое поколение писателей с социально значимых тем, социально зн Для русского писателя всегда наградой была читательская любовь. У нас писателя лаврами увенчивали читатели. И это очень часто не совпадало, между прочим, с официальной оценкой. А здесь есть попытка навязать нам абсолютно чуждую парадигму, когда писателя обществу «втюхивает» какой-то узкий экспертный совет, состоящий из людей, как правило, одного мировоззрения, одной страты, одно тусовки. ачимых идей, на узко…
И таким образом, в стране, где и так кризис чтения (некоторые социологи считают, что катастрофа чтения) еще таким образом и отваживают людей от книги. Это очень серьезный вопрос, а не просто проблема окололитературных проходимцев, которые зарабатывают на этих букеровских финансовых потоках.
Если премию получает Быков за «Пастернака», то почему ее не получает Куняев за «Есенина»? Ведь книга о Есенине гораздо глубже.
Почему среди лауреатов столько эмигрантов? Мы пропагандируем выезд из России? А как же тогда провозглашенная государственная программа возвращения соотечественников в Россию?


Рецензии