Из Максима Горького
Корреспондент мой сообщает , что старая интеллигенция держится в стороне от революции. Это ложь . Он знает, что «старая интеллигенция» …шла против революции, поддерживая идейно и физически бывших хозяев страны , врагов рабочих и крестьян , что она …и по сей день работает на врагов советской власти… Он уже забыл о том, что самодержавие Романовых, искусственно и при деятельной помощи церкви , задерживало умственное развитие крестьян, и он не хочет ничего знать о современных школах крестьянской молодежи , о сотнях тысяч крестьян в средних школах, техникумов , агроинститутах , в вузах …
Я: Романовы и их министры брали взятки от шинкарей, наживавшихся на спаивании народа . (Победоносцев…)
С удовольствием обнаружил у Горького (24т статиьи и речи) описание радости
воздействия на аудиторию, родственную тому, что испытывал я на своих успешных
лекциях, в том числе и в Египте, но у Г. выражено сильнее:
"Приходишь в эту аудиторию безграмотных людей, и казалось бы -- ну что такое?
Ну, вот сидят разные серые люди. И первое впечатление невыгодно для них. Сидят
и смотрят на тебя как бараны на новые ворота. Но пройдет несколько минут,
полчаса, и вдруг вы чувствуете и вы видите по лицам, по глазам страшное
напряжение внимания. Вам кажется, что из вас вытягивают всю вашу энергию, вс
ваши знания, все ваши силы. Это начинает возбуждать так, что с ними говоришь и
легче, и проще, и горячей, чем с людьми интеллигентными.
Комментируя высказывание в книге Богданова: "Половое влечение, чистое,
незатуманенное, природное" свойственно мухам, крысам, лягушкам, мещанам,
собакамивсему зоологическому миру.
Рабское существование под властью морально разложившегося класса. Миром
правят преступники, и преступность их столь очевидны.
Возмущает цинизм, с которым гг. капиталисты разрывают Китай, и -- какое
презрение возбуждает эта "Лига" лицемеров всех наций.
Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н.-Новгород -- Горький. Это очень
неловко и неприятно.
Каждый из нас -- ученик множества людей.
"Красота -это простота, четкость, ясность". Это относится
и к физике, что надо будет проповедывать в предстоящей командировке. Г. еще
пишет об отрицательном отношении иностранцев к России : "Все они -- а
особенно англичане-- страдали и страдают той ограниченностью разума, которая
вежливо именуется "национальной гордостью.
"...в практике жизни, в ежедневной свирепой борьбе за удобное
существование человек становится все более жестоким и страшным, все менее
человечным." Г. выписывает слова рабочего: Я бы не хотел лучшей жизни для себя,
в смысле пищи, одежды и жилища, нет, я здоров, могу обходиться самым необходимым,
скромно одеться и покушать, вот и все, но мне хотелось бы подучиться немного,
чтобы то, что накопилось в душе, могло свободно вылиться в слова, а эти слова
мои и мысли и чувства прочли бы окружающие и может быть нашли бы в них что
нибудь интересное. А вот крестьянин 23-х лет:
Люди жизни несчастливой, жизни темной, сиротливой,
Вам я братски посылаю песню легкую мою.
Я пою цветы и травы, дев и женщин смех лукавый,
Радость жизни-- нашу юность --нашу родину пою!
О тоске нам много пели, скорбь и горе надоели,
Все на свете надоело тосковать и унывать,
Надоело спорить, злиться, сердце хочет веселиться,
Руки тянутся к работе -- счастье новое ковать.
Г. протестует против постановки "Бесов" Достоевского в Худож.театре:...
произведение это... многими из лучших людей России...рассматривалось как
прочие темные пятна злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской
литературы. Очевидно господин Немирович знает, что есть публика, которой
забавно будет видеть ...на таких дьяволов революции.... Ведь глядя на них,
очень легко, удобно забыть, что есть люди честные, бескорыстные... и вот
Худ. театр послужит этой нужде -- поможет дремлющей совести общества заснуть
крепче....
Г.,отвечая на критику литераторами подобных высказываний, как зажим свободы
слова.., пишет: каждый раз,когда я слышу такие объявления о свободолюбии,
мне хочется спросить: "А вы от чего желаете освободиться? Не от всех ли
обязанностей человека и гражданина?"
Мне протест Г. напомнил чувства возмущения Ерофеевым, описывающим свехмерзости
с нечистыми целями
Он побывав на выставке картин Врубеля "Принцесса Греза" и "Микула" и еще
чьих-то, критикует художника. " ...исполнено грубо, с ясной претензией на
оригинальность, но без вдохновения, с намерением произвести впечатление,
сразу поражающее, но без средств к этому. Так испортил Врубель красивый сюжет
Ростана (перед этим он мастерски и трогательно его кратко пересказал), и не
менее удачно он испортил былину о Микуле....". Кстати, сегодня же я по
телевизору послушал кусочек передачи "Культурная революция" с бывшим
министром культуры Швыдковым. А там какой-то режиссер критически отзывался о
ситуации в нашей культуре, когда СМИ выпячивают порой бессодержательных,
индивидов (например, ничего не поставившего режиссера, в то время как в
провинции много действительно заслуженных творцов, не попадающимх на экран),
проявивших себя лишь на тусовках.... Это звучало хорошо, но мне хотелось
сделать поправку: иногда должности режиссеров по всей России распределяются
не без мощной поддержки узко-групповой паутины связей, что помогает делать
звездами одних в ущерб другим. Так что здесь надо анализировать ситуацию в
культуре (и науке) аккуратнее. Продолжу цитирование Горького "О, новое
искусство! Помимо недостатка истинной любви к искусству, ты грешишь еще и
полным отсутствием вкуса. ... М.Врубель приделывает Демону каменные крылья...
В конце-концов -- что все это уродство обозначает? Нищету духа и бедность
воображения? Оскудение идеализма и упадок вкуса? Или простое оригинальничанье
человека, знающего, что для того чтоб быть известным, у него не хватит таланта,
и вот ради приобретения известности творящего скандалы в живописи?... Искусство
(я: И НАУКА) прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком
велико и важно для того, чтобы в нем могли иметь место "чудачества"... Задача
искусства облагородить дух человека... и чтобы служить этим благородным задачам,
оно должно быть ясно, просто и поражать ум и сердце. Отвечает ли творчество
господина Врубеля этим задачам? Нет, ибо оно темно, туманно, претенциозно,
полно какой-то бравады над истинным искусством.... Я профан, да. Мое мнение --
мнение одного из публики, и против него стоят мнения профессионалов (Я:
Поленов...) оценивавших... как гениальные вещи. Но их мнение ни меня, ни
кого из той публики, которая ищет в искусстве веяния духа святого, вдохновения
идей, отдыха от суровой действительности, ни к чему не обязывает. Исскусство
существует не для художников, а для жизни, и не художники сделали гениями
Рафаэля... Я внимательно слушаю мнения ..., Поленова,... и в заключение говорю:
странно мне читать и слушать все это...".
"О, новое
искусство! Помимо недостатка истинной любви к искусству, ты грешишь еще и
полным отсутствием вкуса. ... М.Врубель приделывает Демону каменные крылья...
В конце-концов -- что все это уродство обозначает? Нищету духа и бедность
воображения? Оскудение идеализма и упадок вкуса? Или простое оригинальничанье
человека, знающего, что для того чтоб быть известным, у него не хватит таланта,
и вот ради приобретения известности творящего скандалы в живописи?... Искусство
(я: И НАУКА) прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком
велико и важно для того, чтобы в нем могли иметь место "чудачества"... Задача
искусства облагородить дух человека... и чтобы служить этим благородным задачам,
оно должно бытьясно, просто и поражать ум и сердце. Отвечает ли творчество
господина Врубеля этим задачам? Нет, ибо оно темно, туманно, претенциозно,
полно какой-то бравады над истинным искусством.... Я профан, да. Мое мнение --
мнение одного из публики, и против него стоят мнения профессионалов (Я:
Поленов...) оценивавших... как гениальные вещи. Но их мнение ни меня, ни
кого из той публики, которая ищет в искусстве веяния духа святого, вдохновения
идей, отдыха от суровой действительности, ни к чему не обязывает. Исскусство
существует не для художников, а для жизни, и не художники сделали гениями
Рафаэля... Я внимательно слушаю мнения ..., Поленова,... и в заключение говорю:
странно мне читать и слушать все это...".
Комментируя высказывание в книге Богданова: "Половое влечение, чистое,
незатуманенное, природное" свойственно мухам, крысам, лягушкам, мещанам,
собакам и всему зоологическому миру.
Рабское существование под властью морально разложившегося класса. Миром
правят преступники, и преступность их столь очевидны.
Возмущает цинизм, с которым гг. капиталисты разрывают Китай, и -- какое
презрение возбуждает эта "Лига" лицемеров всех наций.
Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н.-Новгород -- Горький. Это очень
неловко и неприятно.
Каждый из нас -- ученик множества людей.
Нужно, чтоб 160 черепов (с мозгами -я) явились более или менее равносильными
и равноценными аккумуляторами самой мощной энергии, созданной человеческой
природой..- той энергии, которая постепенно открывает и покоряет воле своей
все другие энергии космоса. (Я: Это напоминает мои 6 млн. тонн мозговой
материи).
О командирах говорится много, а армии не видно.
У нас за20 лет нашелся, кажется, один поэт, который понял "Гренада моя!", но
не нашлось поэтов, которые бы воспели героику китайской Красной армиии т.д.
Очень равнодушна эта лягушачья поэзия... Перед нами (1935 г.) небывалая по
размаху война, которую организует сволочь всего мира, выродки истории,
паразиты, которым не откажешь в иезуитской талантливости, наблюдая их подлость,
бесчеловечие и цинизм. Мотивы обороны не волнуют поэтов. .. Друг друга
ненавидеть умеем -- это унаследовали у мещанства, а углубить и расширить
ненависть на весь мир, враждебный нам,-- не удается. Принципы эстентики
превосходно сливались бы с политической целесообразностью. .. Если человек
говорит искренно, это почти всегда достаточно красиво. .. Писатели наши
продолжают относиться к действительности с равнодушием, которое мне непонятно,
и я склонен оценивать равнодушие это как признак какого-то серьезного
заболевания ожирения, что ли? .. А ведь какие богатейшие темы для сатиры,
для юмора дают современные подлецы.
Г. еще
пишет об отрицательном отношении иностранцев к России : "Все они -- а
особенно англичане-- страдали и страдают той ограниченностью разума, которая
вежливо именуется "национальной гордостью.
Свидетельство о публикации №209071500635
проявлением английского достоинства сегодня являются футбольные погромы.
Владимир Середа 15.09.2009 07:36 Заявить о нарушении