Ухтинские залепухи

ЗАЛЕПУХИ ОТ КУЗЬМИЧЕВА
Начальник отдела кадров филиала «Севербургаз» Николай Викторович Кузьмичев, прежде чем занять свою нынешнюю должность в 2000 году, много лет отработал в бурении. Начинал, как все, помбуром, потом чуть меньше десяти лет трудился буровым мастером, строя скважины на месторождениях Приполярного Урала. Последние годы перед назначением в кадры провел на инженерных должностях в Управлении. Николай Викторович - хороший рассказчик. Его истории не претендуют на оригинальность, но они просты и не нагружены фальшивой мажорностью и украшательством. Многие, возможно, даже не заметили бы их как сюжет в силу обычности обстоятельств. Впрочем, они и не имеют сюжета, скорей это забавные зарисовки, сделанные с натуры, при активном авторском участии в событиях. Их еще называют «залепухи».

КЛЮКВА

- Работал у нас дизелист Миша Готра - сейчас он на пенсии. Были у него некоторые странности. Одна из них такая: в лес Миша ходил в каске, как и на буровую. Естественно, над ним любили подшутить, причем, как это часто бывает в мужском коллективе, не всегда безобидно. Как-то после ночной смены ребята позвали его за клюквой. Ягода росла везде, но всем хочется покрупнее. Дизелист согласился и ушел в красный уголок, где ребята велели их ждать. А буровики тем временем завалились спать - за клюквой они и не собирались. Шутка, прямо скажем, дурацкая. В общем', Миша досидел до обеда и, никого, не дождавшись, обиженный, отправился в столовую. Там ребята ему говорят: «Ты нас не так понял, мы сейчас за клюквой собираемся. Ты с нами?»

- Идите теперь сами, я без вас обойдусь. - Ну, как хочешь.
Ребята двинулись в одну сторону, а Готра каску на голову и - в другую. Через час возвращается, ставит у меня в вагончике ведро с клюквой, да крупной, как черешня, я такой никогда не видел, Повезло человеку.

Через какое-то время приходят остальные ребята. Тоже с клюквой, но, конечно, не такой. Увидели ведро и давай Мишу пытать: «Где собрал?» Готра неопределенно показывает куда-то в угол вагончика - там, а где точно, не говорит. Это была его маленькая месть.

Отработали смену, утром в столовой тема продолжается: «Миша, признайся, где ягоду набрал?» Тот молчит. Разговор услышал наш слесарь. Он вчера на охоту ходил, и говорит: «Я его каску в леске, на развилке видел». Ребята сразу слесаря окружили: «Объясни-ка поточней». Пока суть да дело, Готра схватил два ведра и из вагончика выскочил. Одним словом, когда буровики пришли на то болотце, Миша уже второе ведро добирал, Ягодник был небольшой, им мало что досталось. А богатое место находилось прямо около дороги, в двадцати метрах. Как раньше никто не увидел?!

ЗАБЛУДИЛСЯ

Есть люди, которые совершенно не умеют ориентироваться на местности. Мы их по одному в лес старались не отпускать. У нас был один такой - турбинист Толик. Может, он на работе слух потерял, может, от природы был тугим на ухо. Если его звали издалека, Толик отзывался, но шел в противоположную сторону. Есть в тайге такое явление  - обратное эхо. Звук от деревьев отражается, и нужно хорошо прислушаться, чтобы понять, откуда он доносится. Раньше говорили: леший водит.

Как-то и я заплутал в лесу. Стояла глубокая осень. С утра ушел на охоту. Возвращался к вечеру, и на лес опустился такой густой туман, что в десяти метрах ничего не видно. Я мужиков предупредил, если долго не вернусь, постучите кувалдой по вышке - металл вибрирует, и звук далеко разносится. Они стучали. Но туман звук скрадывает, короче, пошел вроде на звук, да профили-просеки перепутал. Вскоре понял: заблудился. Но не паниковал, знал, что все равно выйду - если не к своим, то на «жуликовский повал» - туда, где заключенные лес валили. Так и вышло. Километров тридцать лишних отмахал. В вагончик пришел уже за полночь. В этот день я трех глухарей подстрелил, а они осенью жирные, тяжелые. Так на буровую только одного дотащил - самого худого.

НА ДОРОГЕ

На буровой смех и слезы часто соседствуют. Запоминаются, как правило, случаи нестандартные, которые, в свою очередь, вызваны халатностью или недосмотром. Иногда подводит техника. А на Севере, где до ближайшего жилья иногда десятки и сотни километров, последствия такого недосмотра бывают самыми трагичными.

Помню, в праздничный день по-моему под Рождество, мы с водителем на вахтовке поехали на Западно-Соплесское месторождение. Выходные дни - дорога пустынна. Мороз -около 30 с ветром. Проехали половину пути, смотрим: навстречу машине, еле передвигая ноги, бредет и машет руками мужчина. За ним, видно, из последних сил, идет женщина. Еще дальше кто-то сидит прямо на укатанной дороге. Мы, конечно, подобрали всех. Хорошо, водитель попался опытный. Выключил печку в кунге - нельзя после сильного охлаждения сразу в тепло, и растирать нельзя. Тут может помочь только постепенное согревание. Мы потерпевших сначала укутали, потом понемногу стали поднимать температуру в салоне. Больше всех досталось той женщине, которая уже не могла идти и замерзала, сидя на снегу. Еще немного, и ее бы не спасли. Мы, само собой, уже никуда не поехали - развернулись и назад.

На буровой пострадавших перенесли в вагончик. Закончился процесс реанимации в бане. Оказалось, связисты с месторождения поехали в поселок. По дороге машина сломалась. Трое людей пошли пешком. Это в кино показывают - герой погибает, а товарища на себе тащит. В жизни не так - кто сильней, тот и выжил. До места по такой погоде, наверняка, никто бы не дошел: впереди было еще километров 20. Нас им Бог послал. Потом я встречал этих связистов не раз. У женщин после обморожения на лицах шрамы остались, мужчина долгое время ходил с черными пальцами.

МЕЛКИЙ ПАКОСТНИК

В каждом коллективе есть свой шутник-балагур. У нас эту роль одно время выполнял машинист ЦА Сергей Дедов. Причем шутки его далеко не всегда были добрыми. Если бы он хоть раз попался во время исполнения своего розыгрыша, быть ему битым. Но Сергею везло - обычно об его авторстве узнавали после того, как проходило первое потрясение, и люди рассказывали о происшедшем, смеясь над собой и друзьями. Его так и прозвали: мелкий пакостник.

Как-то после вахты буровики решили отправиться по смородину. С ними пошли две женщины - повар и лаборант. Естественно, вспомнили про медведей, которые тоже любят побаловаться ягодкой. На что крепкие буровики несерьезно отвечали: «Да мы его в бараний рог согнем». Группа выдвинулась в сторону ручья, где росла смородина, за ними, никем не замеченный, выскочил Дедов. Дальше рассказывает уже он сам. «Я спрятался за кустами. Ребята рядом собирают, разговаривают. Я переломил одну веточку. Половина голосов пропала - прислушиваются. Подождал, сломал еще одну - все замолчали, насторожились. Тут я зарычал, тихонько так, как бы предупредительно. Секунду все соображали, а потом кто-то заорал дурным голосом: «Медведь!» Женщины взвизгнули, и вся толпа напролом через кусты бросилась удирать».

Тем временем на буровой кто-то сказал Кузьмичеву: «В лесу крики какие-то, полезли на полуверх - посмотрим». Забрались на буровую и видят: из леса, испуганно оглядываясь, выбегают ребята. Заскочили в вагончик, похватали ружья и собрались на улице, готовясь идти за медвежьей шкурой. И только тут заметили, что нет поварихи. Всухомятку питаться никому не хочется: ружья на изготовку и бегом назад - спасать женщину из хищных лап. А у кормилицы буровиков, где собирала ягоду, там ноги и подкосились. Присела на бревнышко - смерти ждет, шок у нее. В вагончик бедную женщину буквально под руки привели.

Если бы в этот момент кто-то догадался, какой «медведь» их напугал, Дедову не сдобровать. Но он признался в содеянном только через несколько дней, когда страсти поутихли. А повар, если верить Сергею Дедову, после того случая целый месяц готовила макароны по-флотски - на другие блюда память отшибло.

Это, конечно, только одна его пределка. Были и другие. Например, как-то я нашел в бане под полком флягу с брагой. Дедов упросил сразу не выливать добро и добавил в нее несколько кусочков хозяйственного мыла. Наследующий день моя бригада не вылезала из кустов - выяснилось, что таким образом брага превратилась в очень сильное слабительное.

В другой раз я застал его за странным занятием. В перерывах между работой он с напарником агрегатом перекачивал воду из маленького озерка по соседству с буровой в более крупное подальше. Откачали-таки. Потом надели бродни и прямо руками собирали рыбу, застрявшую в тине. Всю неделю у бригады был разнообразный рыбный стол, и все против обыкновения хвалили Дедова за сообразительность


Рецензии
Круто Сережа, круто

Иван Цуприков   18.07.2009 18:10     Заявить о нарушении