Тотмин Н. Я

Тотмин Николай Яковлевич родился 19.12.19 года в селе Усть-Яруль Красноярского края, в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку, два курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб. Работал в колхозе.
В РККА с 1939 г. В 1940 г. окончил Батайскую военную школу пилотов им. Героя Советского Союза Серова. Служил в 15-м истребительном авиаполку.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был летчиком 158-го истребительского авиаполка Северный фронта. Летал на И-16
 4.07.41 г. совершил лобовой таран.
Утром старшина Тотмин первым поднялся в воздух для отражения налёта вражеской авиации на аэродром Рожкополье. Набрав высоту, он обнаружил восемь бомбардировщиков Ju.88, которые уже заходили в атаку на стоянку самолётов. Тотмин бросился им наперерез и с первой же атаки подбил ведущего. Строй «юнкерсов» распался. Продолжая атаковать, Тотмин поджег второй бомбардировщик и хотел его добить, но в это время сзади появились истребители сопровождения.
Оставив повреждённый бомбардировщик, Тотмин развернулся и пошёл в лобовую атаку. В последний момент фашист хотел отвернуть в сторону, но Тотмин, накренив свой истребитель, крылом срезал плоскость «мессершмитта». Тот, кувыркаясь, упал на окраине аэродрома и сгорел.
От удара И-16 потерял управления и вошёл в штопор. Тотмин попытался выпрыгнуть, но поток воздуха помешал этому. Тогда он руками выбросил купол парашюта за борт, и тот вытащил его из кабины на высоте 50 м.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: «Несколько подробнее мне хочется рассказать о подвиге девятнадцатилетнего комсомольца-сибиряка Николая Тотмина: его таран - это наивысшая форма героизма. В жестоком бою в районе Рожкополья с двенадцатью вражескими самолетами Тотмин израсходовал весь боезапас. Можно было попытаться уйти от противника, и никто не упрекнул бы его за это. Но Тотмин рассудил иначе: он должен драться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И комсомолец пошел на лобовой таран! Такого в истории мировой авиации еще не было. Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и советский истребитель врезался в неприятельскую машину. Тотмин каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте. Нетрудно представить себе даже неосведомленному человеку что такое лобовой таран. Это - верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счет жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернет первым, возможность столкновения велика. Тотмин же шел именно на лобовой таран и сделал все возможное, чтобы противник не уклонился от удара.
Любой прием воздушного боя требует от летчика отваги мужества и мастерства. Но таран, тем более лобовой, предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования. Воздушный таран - это не только молниеносный расчет, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учел, да и не мог учесть враг, так как он имел о нашем народе, о нашем строе весьма смутное представление. И не случайно за всю войну ни один вражеский пилот не отважился на таран.
Так что же: трусили гитлеровцы? Уверен, причина тому не отсутствие бойцовских качеств у противника. Дело гораздо тоньше. Гитлеровские летчики, особенно их старые кадры, были не из робкого десятка. На советско-германский фронт нацисты послали не желторотых птенцов, а опытных и жестоких бойцов, уверенных в себе и в своей технике. Но отвага отваге рознь. Одно - отвага профессионального убийцы, выполняющего чужую волю, в руках которой он лишь пушечное мясо, и совсем иное - отвага советского человека, прекрасно осознающего те высокие цели, ради которых он идет в бой. Только такие чувства рождают настоящий героизм, не знающий предела. И только такой героизм всегда побеждает, даже если человек и гибнет, ибо сама смерть его есть победа[1]».
20.07.41 г. Тотмин сбил ещё один самолёт противника.
22.07.41 г. старшине Тотмину Николаю Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
23.10.42 г. старший лейтенант Тотмин погиб в воздушном бою в 18 км севернее города Тосно. Его самолёт упал в болото на оккупированной территории.
Всего он совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боёв, в которых лично уничтожил 7 немецких самолетов.
«Многие годы точное место гибели Тотмина никто не знал. В преддверии 50-летия Победы активизировали работу поисковые отряды. Огромная работа, проведённая поисковыми отрядами, позволила установить место гибели многих защитников Отечества, перевезти их прах на родину, дала возможность людям поклониться родным и близким.
В конце Марта 1994 года в Красноярский краевой военкомат поступила телефонограмма от главного специалиста по поисковой работе Ленинградского областного комитета по делам молодёжи И. Г. Прокофьева: "В Тосненском районе Ленинградской области поисковой группой найдено место падения самолёта и останки Героя Советского Союза Тотмина Николая Яковлевича, уроженца села Усть - Яруль Ирбейского района Красноярского края. Просим разыскать родственников и передать эту информацию. Возможно, они захотят приехать или даже забрать останки для захоронения".
К телефонограмме прилагался ответ Центрального архива Министерства обороны на запрос руководителя историко - поискового центра "Судьба", в котором сообщалось, что проведена работа по установлению фамилии лётчика, погибшего на самолете "Киттихаук" с мотором АС-42-35048.
Место падения самолёта указали жители посёлка Гладкое. Оно представляло собой воронку диаметром 2 х 2 метра, заполненную водой. Рядом находились покорёженные части самолёта. Воронка была разрушена, так как после войны эта территория распахивалась тракторами для лесопосадок. Останки погибшего пилота встречались по всему периметру воронки. Всё указывало на то, что самолёт упал с большой высоты на твёрдый грунт с рабочим двигателем. Об этом же свидетельствует положение и состояние двигателя в воронке, а также оторванные лопасти от вала винта. Из личных вещей лётчика обнаружены: фрагменты офицерского ремня, крючки от парашюта, части кожаного реглана.
В ходе тщательного исследования архивных документов установлено, что Старший лейтенант Тотмин Николай Яковлевич, пилот 158-го истребительного авиаполка ПВО на вышеуказанном самолёте сбит в воздушном бою в районе Тосно 23 Октября 1942 года. Приказом ГУФ КА № 01210 от 5 Декабря 1942 года Старший лейтенант Тотмин Николай Яковлевич исключён из списков Красной Армии. Извещение выслано в Красноярский краевой военкомат» [2]
В Усть-Яруле установлена мемориальная доска. Именем Героя были названы улицы в Красноярске, Усть-Яруле и в селе Ирбейское.
Герой Советского Союза (22.07.41). Награждён орденом Ленина.

Литература:
1. Буров А.В. Огненное небо. - Л.: Лениздат, 1974.
 2. Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.: Воениздат, 1962.
 3. Достоин звания героя. - Красноярск: Красноярское кн. изд., 1975.
 4. Иноземцев И.Г. Воздушные тараны в небе Ленинграда. -Л.: Знание,1970.
 5. Красноярцы - Герои Отечественной войны. - Красноярск, 1959.
 6. На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993.

Примечания:
 [1] Новиков А.А. Указ. соч. С. 79.
 [2] http://airaces.narod.ru/all9/totmin.htm


Рецензии