Набожное безверие и верующее безбожие

Фрагмент из книги "В плену у Воланда или сны Маргариты"

Поворот государства к церкви в год 1000-летия Крещения Руси я принял на ура. Советские люди с доверием, то есть предельно не критически отнеслись ко всем утверждениям о величайшей роли Православия в истории России, начисто забыв или сознательно проигнорировав уроки и предостережения великих писателей и историков – современников и очевидцев реальных свершений церкви в пору ее расцвета и загнивания.
Разумеется, хорошего и полезного было немало.

Никто не станет отрицать положительное значение православных монастырей, довольно изолированных общин, на поприще, вот ведь парадокс, централизации русских земель, укрепления духа и сбережения сил, особенно в эру Сергия Радонежского. При жизни Преподобного Сергия число монастырей упятерилось. Это были твердыни духа, силы с их подвижниками и богатырями, хозяйственно-экономической самодостаточностью и служением общему делу на основе пользы, бескорыстия и трудолюбия, сохранения и преумножения духовных накоплений и знаний.

Или вот тоже… Очищающее таинство литургии и храмово-общинного единения. Духовно-эгрегориальная энергия тысяч чистых и верящих в добро русичей, помогавшая сокрушить врага в видимой и невидимой сече. Просветляющий опыт бескорыстных старцев и скромных праведников…

Увы, все это ушло, отлетело, кануло, и даже миллион новых храмов не залатает этой бреши, покуда вместо святых провидцев Радонежского, Саровского, Кронштадтского из келий и пустынь мы видим и слышим погрязших в лицемерии и пьянстве владельцев джипов и усадеб, исповедников мафии, безакцизных лицензиатов «монастырского винокурения» и фигурантов половых скандалов…

Вот так, мало-помалу восторг сменило разочарование, чреватое презрением, которого лично я не желал и всячески отгонял, но «пастыри», в большинстве своем, не менялись в лучшую сторону. Почему так случилось?
Начну с того, что почему-то с годом легализации Церкви (1988-м) совпало начало форсированного геноцида, дегенерации и криминализации общества, нации, империи. Нет, это не обвинение, - банальная констатация факта. Да и то лишь для тех, кто не осознает, что искусственная религиозность вовсе не панацея от бед, так что не стоит кичиться ее "стажем".
Возьмем такой аспект: церковь и державность. Бесспорно, социа¬лизм не жаловал церковь. Но державность при нём была наивеличайшая. И в заложники граждан могучего СССР могли захватить лишь в поделках кино-фантазеров (опять же из Прибалтики). Вспомните-ка год 1980-й. Фильм «Москва слезам не верит» с вызывающей - тогда - улыбку репликой: «Террористы снова захватили самолет». Мы смеялись над абсурдом. Фраза была  непонятна, не вызывала боли, ибо то был чуждый парадокс запредельной буржуазной реальности...
 
Но это ж был проклятый, нецивилизованный "застой". И вдруг всего  через 7 лет - шокирующий захват «Семью Симеонами» пассажирского самолета - уже нашего. Помните всенародный траур по убиенной стюардессе? Сейчас тогдашний шок стал повседневной нормой быта. Всего за десятилетку терроризма его школяры стали академиками. И в убогой, всеми презираемой «эрэфии» появились такие мировые рекорды, как захват террористами городов.

Но и эти рекорды мгновенно превратились в обыденные нормы. Возникли даже свежие профессии: российский заложник (раб) и захватчик российского заложника (раба). Причем в числе захватчиков - для вящего унижения - аборигены жалких народов (даже из Африки), про которые "совок" если и слыхал, то исключительно, как о выклянчивающих бесплатную подачку от Великого Старшего Брата.
Помянем и прочие,  наряду с "реабилитацией" религии, "завоевания" капитализма... Так, если раньше за какой-то мелкий должок-грешок стыдились и морду-то набить, то теперь за него "включат счетчик" и вытрясут все: от квартиры до... жизни.  Убивают за любой пустяк. Поскольку отнять жизнь - нормальное наказание за проступок. Дисциплинирует отменно. И с этим все смирились, приняли, как норму! Тем более что некогда всесильный КГБ разгромлен, милиция – в треморе, и помочь людям уже не в силах. Да и как же иначе при демократическом-то праве на свободную торговлю оружием и наркотиками?! Вы рады? Это ведь сколько же «прогрессивных ступеней» вверх к свободам цивилизации от рутинного "совкового" страха запустить... петарду? И от почтительного благоговения перед милиционером с кокардой, но без дубинушки-демократизатора!

А чего стоит появление миллионов тех, о ком мы при социализме либо не знали, либо слышали исключительно в теле-сюжетах о за¬гнивающем Западе? Подчеркиваю: счет на миллионы! Речь о Беженцах. О Бомжах. О Безработных. О Беспризорниках. О Шарлатанах, Комбинаторах, Экстрасенсах. О Проститутках, Рэкетирах, Наркоманах, Мафиози. О Нищих, Голодающих и Умерших от Голода. О Жертвах Войн на территории бывшего СССР. О сектантах (от мунистов до сатанистов). О Сифилитиках… Об Обжуленных вкладчиках... Всех их стало больше, чем в самые раздрайные годы Гражданской войны и НЭПа! Ах да: плюс Десятки миллионов Беззарплатников - не имеющий прецедентов всемирно-исторический нонсенс «этой страны»! Наконец, 10 миллионов жертв демографического косы. Слов не подобрать от возмущения и скорби.

А церковь со спокойной совестью умиляется восстановлению (за неправедные миллиарды) принципиально невосстановимого Храма Христу Спасителю, закрывая глаза на уничтожение и гибель тысяч действительно уникальных памятников культуры, книгохранилищ, музеев и менее престижных церквей на периферии… А многие, чего уж греха таить, батюшки деловито, не отягощая совесть размышлениями, отпевают пристреленных бандитов, отпускают грехи их покуда живым коллегам и принимают из рук "вампиров" дары и подношения!..

А  еще бы не забыть, что на фоне множащихся храмов и процветающего клира, лучшие  в  мире (и бесплатные недавно) Образование и Медицина превратились в Гога и Магога, беспощадно гонящих вон от себя стомиллионную бедноту, обрекая ее на безграмотность, угасание от пустяковых болячек, первобытных эпидемий и... конечную гибель. А многие служители культа якобы ничего такого не замечают, самозабвенно собирая копеечки за продажу священной утвари и писаний. Вместо того чтоб вступиться за эти Действительно Великие завоевания социализма, они хают и клянут только его "злодейства". А тем часом наших самых красивых девушек вагонами, как овец, вывозят в закордонную бордельную неволю. Мужиков же спаивают и волокут в рабство! Зато сытые наши святейшества разговясь трапезничают на святотатственных банкетах, поминая невыносимые преследования «добрых» кулаков, помещиков и нэпманов.

Стойко замалчивается и то, что кости пропавших без вести приватизаторов-собственников квартир гниют без погоста и отпевания. Хотя до приватизации просто быть не могло всех этих зверских убийств сотен тысяч (!) на квартирно-обменном фронте. Как не было и нынешнего разгула безнаказанной и публичной жестокости! Никто бы 20 лет назад не поверил в такое будущее Перестройки. И в том же 1991-ом заикнись Ельцин с танка лишь о сотой части всего, что нам подарит его правление, гаранта просто бы снесли в дурдом - высший, кстати, круг изуверства «безжалостного» КГБ. Зато сейчас, с одобрения власти беспрепятственно торжествуют все либертарианские (свободолюбивые) маразмы маркиза де Сада. Причем в космическом масштабе. Казалось бы, вот где возвысить пастырский глас…
Однако, шиш - святоши-конформисты предпочитают не ссориться с либералами-правоборцами.

Еще бы: диссиденция, на критике КГБ нажившая в "совковые" времена политический (и денежный) капитал, отчего-то  поголовно выжила в «чудовищных» чекистских застенках. Правда, в порожденном их стараниями «правовом» обществе миллионы гибнут в бездне кримразборок и национально-гражданской резне. Правозащитники  ж,  мило лобызаясь с попами, вовсе не внемлют стенаниям и мольбам несчастных. Фи: у господ Якуниных ибн Адамычей есть куда более доходный, а потому достойный сочувствия и нуж¬дающийся в правозащите объект: обиженные бандиты-убийцы, беспомощ¬ные маньяки-чикатилы, бесстрашные фанаты "белых братств" и черно-белых магий и славные боевики-сепаратисты из "горячих точек". Плюс рэкетиры, киллеры… Слова эти пришли к нам из импортных детективов и реактивно воплотились в отечественных вымогателей, наемных убийц... Но первые лица РПЦ расшаркивались перед допустившими все эти безобразия монстрами демноменклатуры (типа Собчаков) и отравляли жизнь редких праведников, вроде митрополита Иоанна.

К счастью,  до людей помалу доходит-таки, что частная (и единственная!) Жизнь человека - Твоя Жизнь - важнее и дороже всего. Она - главное богатство. Степень ее социальной защищенности - вот сверхзавоевание, по которому следует судить о достоинствах строя. Высокая цена, то есть надежная охрана Твоей Жизни перевешивает все иллюзорные блага «демократии» - свободы сильного и богатого унижать и убивать слабого и бедного?
Чем же все-таки объяснить нынешнюю аврально стахановскую религиозацию России? Очевидно, корни ее - в стабилизировавшихся на протяжении веков типах вероотношения. Их несколько. И зачастую они взаимопереплетены:

Религиозное попугайство. Включает особей любого склада, породненных погоней за модой. Самая летучая, переменчивая категория, чутко реагирующая на малейшие сиюминутные поветрия. Разделяются на «флигеров»:

«Органические флюгера» (био-машины) - толпа серых убожеств. Послушные рабы дисциплины и повелений того, кто сегодня в силе. Ханжи и хамелеоны не по убеждению, а по массовому внушению. Вчера подобные им рукоплескали подвигу Данко и Прометея. А нынче ничтоже сумняшеся их распнут или сожгут. Завтра же - при перемене течения - покаются в очередном (и перманентном) своем заблуждении. Но они ни в жизнь не опознают себя в этой категории, попеняв любому другому, что это он - из переметышей. От них - вакханалии бунтов и разрывная лютость толпы. Сознательные флюгера (переметыши), чистейшей воды циники и беспринципные конъюнктурщики; именно от таких - все лиха и беды,  финты и перерождения то в «верующих», то в атеистов.

Заморочные «грешники»: несчастные, рефлектирующие самобичеватели.  Замаливают свои пороки и прегрешения на всякий случай, из подспудного страха. Тоже редко расписываются в своей причастности к данному типу. И правильно - их черты разбросаны по другим категориям.

Принципиальные атеисты. Ни во что не верящие и ничего не видящие, кроме материальной природы, реалисты, сырье для прикладной науки, поклоняются материи.
«Атеисты-прагматики». Признающие материализм, но компромиссные к восприятию идеалистического. Честные, не осеняющие себя крестным знамением и любым другим ритуальным символом. По натуре более близки к Богу, точнее его не поименованной Идее, чем все иные, за исключением ревнителей веры. У атеистов часто (но не всегда) более широкий взгляд на природу. Характерно отвержение кумиропоклонства и  любого культа.

Болезненные мистики-фанатики. Их относительно мало. Крайняя разновидность - юродивые. Поскольку редко действуют социально и политически, то до поры безобидны. Однако способны теоретически и пропагандистски подготовить почву более жесткому "пророку".

«Пророки-мессии». Этим необязательно во что-то верить. Религия для них ширма, как и все, способствующее достижению власти, культа.

Истинные ревнители веры - ретрансляторы Разума Вселенной. Это крайне узенькая прослойка святых по жизни и честных по натуре людей, обладающих нейросоматическими (интуиция великого прозрения) и даже нейрогенетическими (эгрегориальное сознание) способностями.
Вез претензий на концептуальность, смею изложить и свое понимание принадлежности человека к той или иной вере. Определяющие влияния:

1. Географическое. Рожденный в широтах Поволжья наверняка не примет язычества огнеземельцев или таитян. И, скорее всего, не станет поклоняться Кецалькоатлю или Зороастру. Это почти так же тривиально, но закономерно, как то, что папуас с потенциальным даром Ньютона или Ганнибала никогда не разовьется в великого физика или полководца, а, скорее, составит ужин собственного вождя-каннибала. Как таковой,  значим и климат: чукча на 50-градусном морозе физически не воспримет статичной Йоги с позой Лотоса в костюме Адама.
 
2. Национальное. Пожалуй, ясно: туркмену отроду ислам ближе индуизма.

3. Социо-клановое. Здесь немаловажно воздействие таких компонентов ближайшей среды, как семья, род, традиции и привычки двора, школы, круга профессионального и дружеского общения и т.п. Это влияние плотно слито с предыдущим. Несомненно, родня и компания будут давить на выбор традиционной религии (той, что принята и "положена" в этом микроклимате). Разумеется, локальное окружение примется осуждать или даже преследовать любые отклонения от "нормативной" веры предков. В 999 случаях из 1000  уроженец шиитской секты из иракской глухомани будет яро отстаивать фундаментализм и ни под каким прессингом не пристанет к иудейской вере...
 
 4. Личностное. Многое зависит от интеллекта индивидуума, всеядности и широты его интересов. Как ни странно, выдающаяся и энциклопедическая личность, изначально преданная определенной религии, чаще всего служит ей до конца своих дней. И весь свой гений посвящает доказательству «правильности и избранности» этой  веры. А переход из одной религии в другую свойственен, по преимуществу, простым, неискушенным людям. Пленные русские солдаты в Афганистане или Чечне «присягают» Магомету потому, что атмосфера многолетнего бытового окружения и преобладания там уже перечисленных влияний диктуют ему: «Примешь тутошнюю веру, тебе же проще будет выжить." Среди выдающихся умов такие примеры куда как редки. Ведь для оп¬равдания своего "перевыбора" надо перечитать библиотеки канонической богословской и философской литературы, проанализировать, выбрать и суметь логически обосновать смену вероучения. А такое под силу единицам. 

Но, с другой стороны, как же иначе-то выбрать наилучшую веру и доказать, что ты прав? Значительно чаще в каждой религии попадаются менее разносторонние, а просто честные и праведные адепты той религиозной доктрины, которую впитали с молоком матери. На сравнение с преимуществами иных доктрин у них, подчас, нет ни возможностей, ни способностей. Причем даже самые из них одаренные и терпимые, почти сызмальства приобщенные к религии отцов, так и обречены служить ей всю жизнь. В основном, из канонов этой веры они черпают и изыскивают совпадения с личными философскими или научными воззрениями. В других религиях ими выискиваются слабые места для критики, сильные же  интерпретируются в качестве близости  (а то и копирования) к своей вере. И т.д.
 
5. Временное влияние. В 1920-80-е годы, по ряду известных причин, большинство так называемых «совков» являлось «атеистами». Но винить их всех за это с высоты лет - низко и глупо. Далеко не всякий атеист - негодяй и грешник. Напротив, у многих всегда была (и есть) интуитивная вера в Справедливость, Добро и Любовь. Вопрос: зачем им еще навязывать, в подмену, конкретные святые образы Всевышнего?
 
Казалось бы, коль жил не тужил человек со своими представлениями, на здоровье не жаловался, так живи себе и дальше. Взять того же «совка». Как только его не обзывают теперь…

Но факт остается фактом: «Хомо советикус» в 1988 году был относительно здоров и образован, а мужской век в среднем достигал 65-67 лет. Но вот его «воцерковили», и что? Не прошло и 17 лет, как больных на «РФ-останках» убитого и расчлененного СССР стало на порядок больше, счет безграмотных пошел на миллионы, русский мужик не дотягивает до 57 лет, а нация ударно вымирает, ежегодно выбрасывая по миллиону душ в «демографическое сопло».
 
Допускаю, не церковь (правильнее: не одна церковь) в этом виновата. Но в чем же тогда, скажите, хваленый позитив ее колоссально возросшей общественной значимости за эти годы? Страшно сказать, но ведь, получается, только в одном - в рекордной, почти геометрической прогрессии роста храмов, которая никак, правда, не угонится за сверхсветовой прогрессией «урожая» могильных крестов? История, говорят, не знает сослагательного наклонения, поэтому мы и говорим: вот жил не тужил советский человек, но пришла к нему церковь, совместно с демократией, само собой. И вот что их этого вышло… А ведь не звали. Однако в том-то и родовая черта любой церкви, что она (как и секта) обязательно (непрошено) приходит к человеку, который ближе к ее храмам. И если уж это случилось, «процесс пошел»…

Методично и упорно, лаской или угрозою, ее миссионеры пытаются идентифицировать образ индивидуальной Правды тутошнего атеиста со своей конкретной иконой, отвергая все прочие, как заведомо ложные. Ближняя церковь отсекает более удаленные и на «правах территориального соседства» провозглашает себя единственно верной. Именно за это присвоенное "вселенство" и нетерпимость думающие люди не признают все официальные религии. Хотя и отдают отчет, что для значительной части общества, изначально не имеющего нравственного стержня, религия полезна, как очиститель и усмиритель животных инстинктов.
 
Полагаю, религия тем хуже, чем непримиримей она к инакомыслию, как бы она его не обзывала: атеизм, сектантство или язычество... Ну, разве благородно и достойно глаголющему от Имени Бога предавать проклятию и отлучению простого смертного за малейшее несогласие с существующими догмами или, еще хуже, ритуалами? Даже если этот смертный чище и лучше, чем самые пригожие и церемониально вышколенные прихожане! И разве  по-божески раздувать фанатизм, поощрять гонения, вплоть до уничтожения и объявления священной войны иноверцам?

Печальное, однако, напрашивается резюме: во всеобщей клерикализации нет ничего хорошего. Вы говорите, что вчерашний безбожник вмиг стал верующим!? Браво! Только поворот этот вовсе не на 180 градусов, а на все 360. С потерей всего лучшего из перекувырнувшегося духа. Речь, конечно, не обо всех. Только о "флюгерах"... Ну, скажите честно: разве начавшие креститься вдруг стали лучше? Разве уменьшилось после этого число краж, убийств, лжи? Наоборот, выросло на сотни процентов!

Растоптав «моральный кодекс строителя коммунизма», мы не впитали  заповеди Христа. То и другое неудобно для предприимчивого. А потому - к черту все запреты-заветы. Осеняя себя знамением взамен знамени, бывшие «совки-комуняки» лебезят и пресмыкаются перед новыми фальшивыми, еще худшими идолами-перевертышами. Фарисейство вчерашних «апостолов» коммунизма (А. Яковлева, Б. Ельцина, Е. Гайдара, Э. Шеварднадзе) в тысячу раз мерзостней и гаже предательства и прегрешений толпы, низринутой в стихию волчьего рынка. Рекламно провозглашая высокие принципы, фарисеи тайком (и явно) попирают и извращают их в масштабе, несравнимом с большевистским. Ибо «красный террор» теоретически (да и практически) обрушивался на меньшинство. «Белый» же террор «демократов» гнетет и обирает абсолютное большинство. Зато под эгидой Имени Божьего! Бандит убивает соотечественников, как мошкару, а следом ставит свечки, чтоб снять грешки. И все. Обряд исполнен, "самоочищение" состоялось?

Вместо кодексов и заветов остались показушная атрибутика,  невежественное подражательство. И миллионам словно неведомо, что фиктивное попугайство перед голым ритуалом культа хуже неверия в культ. Что важнее и честнее иметь собственное понятие о Высшем духовном Идеале - Справедливости, Добра, Совести, Чести... И что второстепенно то, как ты его назовешь: Бог, Аллах, Кришна, Природа или Высший Разум. Ведь можешь наречь и Великим Мормоном... Главное, чтоб ты Его принимал в перечисленных ипостасях добра, совести и т.п., чтоб следовал им и воплощал в жизнь по мере возможностей. Еще значимей наличие этого Идеала на интуитивном, даже рефлекторном уровне. Когда в тебя с кровью вкоренено: не укради, не убий, не пожелай зла... Ибо, коль нет этого второго - Внутреннего Идеала (Бога), то потеря или ниспровержение Внешнего - превратит тебя в тварь, беспринципного оборотня. Так и случилось в "перестройку". Отменили Равенство, Братство, Мир, Дружбу, оставив только куцапую Свободу обогащаться любыми средствами. И вчерашние коммунисты (позавчерашние христиане), отринув все заповеди и принципы, ринулись в спекуляцию и разврат, открытый грабеж и убийства...
 
А взять нынешний совершенно гипертрофированный укос государства и населения в сторону добровольного подчинения культу. Тотальная клерикализация мысли и духа. Церковная номенклатура – ненасытный хищник. Только дозволь религиозному культу (не путать с боговерием) стать неприкосновенным уделом «избранных», - тотчас же партия власти превратится в придаток паразитирующей епархии «богоносцев». Самое лживое во всякой «вере» - культ, обряды, - эти хитроумные рычаги психологического порабощения паствы знахарями в рясах.
 
Религия – всего лишь контакт, способ связи с Богом, личная концепция человекожития, и в ней нет ничего предосудительного. А вот церковно-идеологические формы этой связи, обременённые культом, – опиум для простодушных, несущий выгоды монополистам по платной выдаче этого опиума. Отдавая долг безусловного уважения лучшим представителям Веры (подвижникам, святым, честным послушникам, богатырям), не стоит бездумно доверять всем без исключения церковным иерархам. Как правило, изрядная часть этой братии озабочена обслуживанием власть предержащих и собственной мошны. Иными словами, не надо впадать в другую крайность, абсолютизируя непогрешимость церкви вообще. У христианской и любой другой церкви грехов куда больше, чем у большевиков. Слепое преклонение перед церковью – столь же бездарная потеря свободы, что припадание к иконе по велению… моды.

Велик вред религиозных догм, требующих бездумного, некритического следования ритуалам и ложным «святыням, заветам и канонам» (об избранничестве одного народа, о непротивлении злу насилием, о культе церкви, т.е. ее служителей, и «истинного» Бога только одной-единственной - нашей - «правой» веры). Нас учат верить в Бога. В то время как истинный смысл – в вере Богу! Есть ли разница? Есть. Ибо ведь даже бандиты убеждены, что верят в Бога. Хотя это не вера, а примитивная богобоязненность ничтожной твари, жалкий страх перед Божьей карой за грехи и преступления. А напялил золотой крест, поставил пудовую свечу, отщипнул горсть от кровавых миллионов для пожертвования, слезно и демонстративно покаялся… После чего убивай себе дальше до следующего покаяния.
 
Но верит ли такой прихожанин Богу? Ему кажется, что да. Иной вопрос: а сверяет ли он себя и поступки свои с Божьими заповедями: не убий, не укради, не позавидуй, не прелюбодействуй? Никогда! Ему проще и удобнее слепо «верить в (какого-то абстрактного) Бога», который ему любезен своими красивыми и очистительными ритуалами. Кто же верит Богу (Разуму, Совести, Справедливости), - старается не нарушать заповедей Вседержителя. Таким образом, главное - не слепая «вера» в (кем-то прописанного и только им «понятного») Бога, а осмысленная Вера Богу, то есть заповедям-принципам Человекожития. Бог не может быть навязан ни в какой образной форме. Главное - Суть. А она может быть даже атеистической.

Людям нужна не догматическая абстракция и не икона (хотя желающему не возбраняются), не клятвы в любви к ним, а – чтоб Человек соблюдал заветы, понятые им: не сделай так, как не хотел бы, чтобы сделали с тобой. Это и отличает Человека от Зверя...

1997 г.

Использована акварель Владимира Попова (1951-2008)


Рецензии
День добрый, уважаемый Владимир! Принимая во внимание сегодняшнее положение дел, думается, что сначала народы нужно загнать в рамки действующих (!!!) законов, а потом уже совать им в руки букварь и листочек с заповедями... Сначала палка и кнут, а потом уже все остальное. Мы выпустили на волю бешеного пса и наивно пытаемся докричаться до него, уже рвущего жертву на куски: "Бобик, ты должен любить людей, детей и боженьку!" Всего доброго Вам. А.Т.

Александр Терентьев   08.06.2012 10:26     Заявить о нарушении
А Бобик, очевидно, решив, что он уже и Божик, огрызается на хозяина. Еще чуть-чуть и поводок порвется...

С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   08.06.2012 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.