Старый Мастер и его софт - реальности Павловского

Недавно кремлевский гуру Глеб Павловский разродился очередным опусом – на этот раз, в респектабельном журнале «Эксперт», № 27. Опус имеет глубокомысленное название «Две миссии в Москву». Опус посвящен анализу визита Барака Обамы в Россию.

Придворный кингмэйкер, как всегда, выступает в своем парадоксальном стиле. Этот стиль, по-видимому, когда-то загипнотизировал Путина и с тех пор Глеб Олегович пребывает в особом доверии у ВВП, курируя некоторые его внешне- и внутриполитические проекты.

Парадоксальность стиля Старого Мастера Глеба Олеговича (далее иногда – Старый Мастер) заключается в частом откровенном игнорировании реальности и причинно-следственных связей. Это приводит к выработке собственных выводов, неочевидных из исходных тезисов. Эти выводы моделируют некую особую «реальность Павловского» (sic!). В ней, этой реальности, иногда черное называется белым – и далее утверждается, что этим-то черное и хорошо. Либо, когда белого нет, оно конструируется хитрым гуру – и затем, с позиций этого «смоделированного белого» очень удобно дискутировать с оппонентами, переводя споры в плоскость практической политики.

Эта реальность, правда, зачастую не пересекается с реальностью объективной (данной нам в ощущениях).

В своих «Двух миссиях» Старый Мастер вновь не изменил себе. Еще в самом начале статьи он приходит к глубокомысленном выводу, что «президент Медведев доказал, что путинское лидерство – это его президентский ресурс. Его политическая сила, а не слабость».

Чудесный вывод! Создатели прочих виртуальных реальностей кусают ногти от зависти! Состоящий на зарплате у ВВП политолог на ходу создает очередную приятную для слуха работодателя "реальность Павловского". В ней счастливый президент радуется тому, что находится в тени премьера и должен в этой тени пребывать отныне и присно. В чем сила, брат? Да вот в этом самом она!

Даже если опустить имена «Медведев» и «Путин», вряд ли какой-либо президент назовет своим ресурсом тот факт, что его подчиненный имеет власти и влияния больше, чем он сам. Это – не asset, это – liability.

Но – это в реальном мире. Иное дело - реальность Павловского. А что, так не в первый раз.

Вспоминается эфир радиостанции «Эхо Москвы» кажется от ноября 2004 года, посвященный выборам на Украине. Среди приглашенных в студию был и главный кремлевский куратор проекта «Янукович», ныне – автор опуса «Две миссии». Ему задавали один и тот же вопрос: «Глеб Олегович, скажите, были ли фальсификации выборов на Украине». Куратор или молчал или мычал, пока ведущий Сергей Бунтман не резюмировал: «Вам пять раз задали этот вопрос – и Вы пять раз уходили от ответа».

А зачем отвечать? В той Украине, созданной могучим воображением Старого Мастера, которую он безуспешно пытался приладить к Украине реальной, имелись как-то: Мировая Закулиса, в виде США. Прогрессивное человечество, в виде Кремля. Ставленник Мировой Закулисы, в виде Ющенко. Кандидат Прогрессивного человечества – Сами-Знаете-Кто.

А вот фальсификаций и голосования людей не было. Ну, реальность так создавалась, по таким параметрам. Извините, если что не так.

Вот и сейчас – возвращаясь к визиту Обамы. Старый Мастер и здесь на высоте. Пытаясь подвести теоретическую базу под «диалог двух равных партнеров», России и Америки, он говорит о некоей российской soft power, «мягкой силе», как противовесу «мягкой силе»  американской.

Логика понятна: у них «мягкая сила», у нас тоже этого «софта» предостаточно, плюс кучи вопросов глобальных обсуждаем, поэтому – равноправные мы! После чего можно делать заход на Обаму и Штаты и упрекать их – в качестве стартовой переговорной позиции – что ж это вы, друзья-американы, игнорируете нас вопреки реальности? Почто же, почто?!

Это – классический случай очередной «реальности Павловского» в действии. Когда на пустом месте создается что-то виртуальное, потом это что-то заявляется противовесом чему-то реальному и потом декларируется: вот ведь, есть баланс, есть родимый! Поэтому давайте, как равноправные.

В качестве примера он приводит неких «англоманов-идеалистов и их спортивных подруг» - студенческую аудиторию Обамы из Российской экономической школы. Они, дескать, и есть «уже носители российской soft power». Поэтому никакое обаяние Обамы - сорри за каламбур! - тут не сработает, наша молодежь имеет иммунитет – собственный soft, made in Russia.

Непонятно одно: в чем конкретно заключается этот самобытный русский софт? Тот, о котором Старый Мастер говорит. Он так и говорит: «чей софт глобальней?»

А потом говорит еще вот что: оказывается, «ничья в битве симпатий».

Всем известен американский софт: свобода, демократия, верховенство закона, а также джинсы, фильмы, айфоны и прочие кольты 9-го калибра. И совершенно up to you: нравится он или нет. Но он существует объективно и воздействует на людей во всем мире.

Как там у Вилли Токарева:

"А над Гудзоном журавли не пролетают,
Зато летят в Нью-Йорк большие корабли,
Дышать свободою, пить виски с содою
Сюда бежит народ со всей большой земли".

Известен европейский софт: те же демократия с законностью, Колизей, "Битлз", а также, для краткости, вина Бордо и, скажем, «Мерседесы».

Есть софт японский: самураи с катанами, каратэ, дзюдо и прочим бусидо, плюс сакура, суси и дзэн, не говоря уже об анимэ и Такеши Китано.

Есть даже софт, зародившийся где-то между Гоа и Пхукетом: relax в режиме lifetime, травка, никакого офиса, ласковые туземные женщины, в общем, полный downshifting.

Возможно, есть какие-то другие софты.

Но где же наш неуловимый Джо, наш великий и могучий русский софт?

В чем его притягательность для народов великих и малых, далеких и близких? Где та самая «глобальная Россия», начиненная умным софтом, о которой говорит Старый Мастер?

Старый Мастер почему-то не вдается в эти скучные подробности, он сразу переходит, как и положено государственному деятелю, на насущные вопросы непростых взаимоотношений с Америкой. Где мягко корит американцев за «ароссийское» мышление. Старый Мастер вообще известен подобными неологизмами, которые у него становятся оперативными политологическими терминами.

Вообще, никогда не приходилось слышать о чем-то таком русском, которое пользовалось бы неизменным и устойчивым интересом всяких закордонных обитателей нашего мира. Точнее, было – классическая литература и музыка, но все это осталось в начале прошлого века. Нельзя же, в самом деле, до бесконечности хвастаться изобретением колеса.

Наверное, русский софт сейчас – это крепкий бесцветный алкогольный напиток, в просторечии именуемый «водкой», плюс бесконечные потуги учить жизни ближайших соседей, плюс обиды на разнообразных «дядей в пробковых шлемах», которые беспрестанно поучают нас и шпыняют, не принимают никак в свою песочницу. 

Так что это? Наверное, некое варево из «суверенной демократии» и «энергетической сверхдержавы», а именно:

Местные царьки-губернаторы, стреляющие по архарам с вертолетов.

Менты и фсбэшники на собственных «Гелендвагенах» в выходной день, стыдливо скрываемых в дни рабочие.

Отсутствие нормальной дороги между Питером и Москвой – не говоря уже о связи между Европейской Россией и Дальним Востоком.

Убогие пенсии.

Больные, перманентно дислоцированные в коридорах нищих больниц, а еще – не забыть бы! - неизменная уверенность в том, что мы – самые крутые, только тронь! Вентиль-то у кого? Вот то-то!

Вот только это странное варево почему-то никому больше не нравится.

Парадокс какой-то! Ведь в созданной Старым Мастером реальности мы гасим конфликты по всему постсоветскому пространству «до Таджикистана включительно». Старый Мастер забыл почему-то про Грузию и Украину.

Мы воюем с «Аль-Каидой» - но Старый Мастер забыл упомянуть про глупые игры с базами в Киргизии.

Наконец, мы  - «Глобальная Россия» - давно и на равных общаемся со Штатами! Старый Мастер забыл упомянуть про неизменно вызывающую особое доверие и симпатию у американцев позицию российского МИДа: «так, а что по этому поводу думает Америка? Ясно, значит, мы – наоборот!»

Странно, что Старый Мастер никак не хочет заметить, что НИ ОДНА (!) постсоветская страна не горит желанием воспринять наше суверенно-энергетическое варево в качестве софта для собственной pere(za)gruzk’и.

Странно, что Старый Мастер говорит о желании истинного равноправного диалога с Америкой а ля 1972 год, игнорируя в своей «реальности Павловского» тот факт, что их экономика больше нашей в 6 раз по паритету покупательной способности (The CIA World factbook), а экономические связи стремятся к нулю и обсуждать, кроме ракет и Ирана с Афганистаном в принципе нечего…

Что можно «на равных» обсуждать с теми, кто ничего миру, кроме нефти и газа, предложить не может?? При том, что нефтью и газом Штаты затовариваются в других местах.

Что мы сами обсуждаем с Нигерией??

Странно придумывать свою реальность и думать, что другие в ней тоже живут. Некоторые особо рьяные гэймеры уже убедились, что если нажать кнопку SAVE и затем выпрыгнуть из окна - в реальной жизни, - то в этой реальной жизни не всегда возможно вновь начать игру с того же места…

Он вообще реально странный парень, этот Старый Мастер…


Рецензии
Тебе, парень, не на прозе бесплатной сидеть надо, а в АПН себя предлагать. Там любят подобные темы и графоманов тоже. Да и деньги за это платят.

Ксения Гагарина   03.08.2009 04:07     Заявить о нарушении