Уховертка, прогнавшая Сашку

УХОВЕРТКА ОБЫКНОВЕННАЯ

Саша Кувшинов, окончивший МГУ, был моим аспирантом, причем, очень талантливым экспериментатором. Тема его диссертации была прямо связана с вопросами о скорости размещения на межфазной границе (между водой и органикой) молекул экстрагентов, т.е. веществ, которыми извлекают много интересных элементов из водных растворов. Такими элементами могли быть уран и плутоний, без которых не построишь атомной бомбы. Но это могли быть тот же уран для атомных ректоров или цирконий и гафний – конструкционные материалы атомных реакторов.  Последние очень интересовали меня, а затем и Сашу Кувшинова, задача которого была измерение скорости перехода ионов циркония и гафния, при связывании их со специальной органической кислотой, на межфазной поверхности.
Сашина установка представляла сопло, из которого истекала (падала вниз) водная струя, в органику. Во время падения струи  она ускоряла свое движение, как и всякий падающий предмет и, благодаря этому ее диаметр все время уменьшался. Фотографии сжимающейся струи давали возможность вычислить много интересных величин, которых никто и никогда (во всяком случае, в 1971 году) не получал и получать не мог.

- Джек неуловим, не потому, что он действительно неуловим а, потому что он на фик никому не нужен – шутили мы.

Сашина работа продвигалась хорошо, а о деньгах у него не было забот – он был сынком крупного партийного функционера.

В один прекрасный день начались разговоры о Волге - значит пришло время превратить эти фантазии в реальности. И тут Саша Кувшинов – “маменькин сыночек” высказывает просьбу поехать на  Волгу, чтобы питаться тушенкой и пойманной рыбой и быть искусанным карами. Кстати, испанцы говорят, что комары не кусают, а колят - pican. Чувствуете созвучие с пикой, которой колят.

- Саша, ты серьезно решил – спросил я.
- Я так решил – был ответ.

И сколько я не рассказывал всяких страшных историй, связанных с Волгой, он уперся на своем решении.

Первые дни были даже намного хуже, чем через неделю, но Саша терпел и комаров, и жару, и песок, постоянно хрустящий на зубах. Но он почти неделю не спал, а дремал, сидя у костра. У костра он и засыпал на час.

- Кувшинчик, почему ты не спишь в палатке – спросил кто-то. И, вдруг, такой ответ.
- Уховерток тьма! Ваня Паршин сказал, что они любят залезать в уши а, уши у меня слабое место – жалобно сказал он. Мне действительно стало жалко его! И мне ли не знать, что такое воспаление среднего уха!?
 
Сколько раз я говорил ему, что эти твари появляются только ночью, а остальное время проводят в щелях, под корой бревен и стволов поваленных деревьев, которых так много на Волге. 

- Они прячутся в этих местах? Я так и знал. Значит, они могут залезть и в ухо – опять жалобно произнес Саша.

Я принял решение перейти в домики, которые уже тогда можно было ангажировать за небольшую плату. Первая ночь прошла прекрасно – Саша спал почти до 12 часов дня. Но на второй день он обнаружил уховертку под подушкой. Это был конец спокойной жизни.

- ВалВас, вы меня простите, конечно. Сколько можно не спать. Я спал только одну ночь из 9 – признался он. Это был хороший козырь!

- Да, Саня, - уезжай.

Он уехал дневной “Ракетой” все провожали его, и никто не подтрунивал.
- Москве привет! – мои слова.
- Волгограду привет! – его слова.    


Рецензии