Северные байки. Меланж. Начало...

Все молодые люди до двадцати лет доживают совершенно спокойно и с полной уверенностью, что живут они правильно, весело, и будут жить еще долго. Зачастую серьезных потрясений их внутреннего мира в рутинной жизни практически не происходит. В этом феерическом состоянии они плавно переходят за тридцатилетний рубеж. А уже совсем скоро наступает знаменитый кризис среднего возраста, когда мой давний товарищ, бывший офицер, красавец, любимец дам до такой степени, что можно очень даже ему позавидовать, начинает хватать тебя за лацкан пиджака, и просто рыдая в истерике, говорить тебе, что вот ему уже тридцать пять, а он так и не знает, для чего живет, ничего, кроме детей по всему Союзу, не нажил и т.д., и т.п.

Я хочу рассказать вам свою историю, которая в свое время все расставила на свои места в моем мировоззрении и сформировала совершенно другое отношение к моей последующей жизни. Но все по порядку...

Как вы уже поняли из предыдущих рассказов, события происходили на Крайнем Севере. Началось все с того, что наши сослуживцы на острове Кильдин заметили какую-то очень странную активность моряков Северного флота. Всех офицеров с женами и детьми, всех военнослужащих и гражданских, в общем - ВСЕХ  в срочном порядке эвакуировали с острова на имевшихся катерах. А вот наших людей никто спасать не собирался. "Учения, возможно, у них там какие-то",- подумали тогда наши соседи, но на всякий случай связались с нами по рации: знаем ли мы что-нибудь. Мы ничего такого не знали и решили передать запрос дальше по команде - оперативному дежурному. Пауза затянулась... ... ...

Через где-то минут так десять - пятнадцать тихим голосом оперативный дежурный нам поведал, что на каком-то строго засекреченном и дико охраняемом складе вооружений Северного флота в Североморске взорвалась емкость с ракетным окислителем. Образовалось токсическое облако, которое двигается в нашем направлении вдоль Кольского залива, сжигая все на своем пути. Потом он тихо так добавил:

- "вы только там не волнуйтесь особо, ребята, но только через десять минут вы все погибнете... мы не сможем вас спасти..."

И вот тут началось настоящее представление...

Что такое окислитель? Это такая дико активная штука на основе ортофосфорной кислоты. Если в специальный таз с этой жидкостью бросить рубль металлический, он до дна не успевает упасть - растворяется... При попадании на спецзащитный костюм химзащиты у человека есть всего минут десять на то, чтобы отработать и выскочить из костюма. Обычный противогаз при воздействии на него паров окислителя выдерживает минуты две. Потом два вдоха... и ... отек легких. Моментальный...
Самое смешное заключается в том, что противоядием для окислителя является обыкновенная вода, главная задача которой - сбить концентрацию вещества, растворить эту кислоту.

Так вот о представлении. Как интересно наблюдать за людьми, поставленными в ТАКИЕ условия - условия ожидания смерти. Как там в кинобоевиках: "Ожидание смерти страшнее самой смерти". Кто-то мигом бросился к заветной канистре спирта, спрятанной под столом кабинета, чтобы успеть разбавить этот спирт и напиться в дым так, чтобы ничего не почувствовать потом. Кто-то кинулся с криком "я вам сейчас сыграю гимн на стартовых кнопках" в боевую кабину. Еле-еле оттащили и направили к первой категории. Кто-то просто замер на месте в какой-то дурковатой позе, глядя в одно место. Какие там солдаты? Какие там жены с детьми?!!!

Вы только не подумайте плохо о Вооруженных силах. Не все себя так ведут. Обязательно найдется пара-тройка "пофигистов", которые даже в этих условиях спокойно выполнят поставленную боевую задачу, и враг будет обязательно разбит. Так что можете спать спокойно. Нас тогда хорошо готовили.

Я вышел на склон сопки, с которого можно было увидеть приближающуюся неизбежность. Феерическое зрелище, скажу я вам. Полярная ночь. Уличные фонари близлежащих городов Гаджиево и Полярный давали нежную такую желтоватую подсветку горизонта. И это мрачное багряно-красно-оранжевое облако медленно двигалось к нам. Оценив оставшееся время, я взял своего подчиненного и дизелиста, о котором совсем уже не думал его командир, и мы зашли в бетонное сооружение, где стояла наша боевая техника в виде трех специально оборудованных автоприцепов. В каждом из них, помимо основного оборудования, размещалась фильтровентиляционная установка, которая могла очищать подаваемый в герметичную кабину воздух. Но мы помним про две минуты и обычный противогаз. Так вот рассадил я и бойцов по разным кабинам. Сказал, чтобы они облачились в защитные химкостюмы и держали наизготовку противогазы. И если им вдруг случайно даже покажется, что свет дежурной лампочки в кабине станет розоватым, то немедленно нужно надевать противогазы и уходить против ветра, стараясь реже дышать.
Мне же досталась самая маленькая кабина. Залез я в нее, и стал ждать, глядя на свои командирские часы. Сидел, ждал и думал... Думал о том, что как обидно в свои неполные тогда двадцать два года умирать. Не потому, что денег не заработал миллион, не потому, что машину крутую не купил, не потому, что жена и любовница у меня эксмодели и живу я не здесь... Все было гораздо проще и намного глубже. Было обидно за то, что не любил до этого момента по-настоящему. Так, чтобы Счастье. Обидно за то, что нет у меня детей. За то, что до этого времени меня очень хорошо научили разрушать и убивать, но ничего СОЗИДАТЬ, кроме защитных укреплений. К слову сказать, эти навыки очень пригодились, когда рыл могилы своим друзьям, ровесникам, но это уже потом...
Я понял, что что-то в моей шкале жизненных ценностей стоит не так, вернее ВСЕ НЕ ТАК. И что деньги - никакое это не средство свободы, а ЗЛО, и нужно с этим злом обращаться весьма осторожно.
И когда на моих часах стрелки пробегали последние оставшиеся круги, вдруг перед моими глазами начали сыпаться сверху вниз как слайд-шоу картинки моей жизни. Те счастливые или яркие моменты, которые зафиксировала моя память. И они посыпались, постепенно ускоряя свое движение. И в такт с их движением происходили какие-то непонятные ощущения в черепе, как будто происходит считывание подкорки головного мозга. Я очень запомнил последний кадр из этой череды, когда отразился я - двухлетний в момент, когда я первый раз ударил ногой по надувному советскому мячу. И у меня не было такой фотографии, чтобы я мог видеть ее раньше.

Последний кадр пролетел... Время вышло... А мы вроде бы живые еще...

Я всегда убеждался в истине выражения, что Бог бережет дурака и пьяницу. А если двойная комбинация?

Я медленно вышел из своего убежища и пошел посмотреть, где же облако. Вышел на склон сопки и увидел Его вмешательство. Когда облако вплотную приблизилось к нашей позиции, шансов у нас совсем не оставалось, т.к. оно шло как раз на нашей высоте. Все б сгорело... Но в этот самый момент неожиданно с трех сторон одновременно (со стороны залива, с нашей стороны и со стороны пути миграции диких гусей через сопки) подул сильный ветер, который образовал такой себе мини-торнадо. И этот мини-вихрь начал раскручивать на месте это самое облако. И под действием этого вращения от него стали отваливаться крупные куски, которые падали в море и деактивировались.

Я долго стоял, любуясь картиной нашего спасения, и чувствовал, как по моей спине побежали крупные адреналиновые "муравьи"...

А к чему я все это рассказал, собственно?

Дело в том, что мои новые, сформировавшиеся в эту ночь, мировоззрение и шкала ценностей впоследствии не раз спасли мне жизнь. И хотя была возможность иметь очень большое состояние, шикарных женщин, машин и прочая-прочая... я всегда помнил, что такое деньги, и то, что добрый десяток моих знакомых уже зарыли в землю. И это даже не на войне.

И я не могу вам передать ту радость, когда вопреки всему и всем родилась моя дочечка, а потом и сын, которым я сейчас стараюсь донести свои идеи и ценности.

Но им же еще нет и двадцати... :^)


Рецензии
Хорошо писано.
Есть о чем подумать.

Витаутас Гелетайтис   23.03.2010 20:47     Заявить о нарушении