Зайцев Д. А

Зайцев Дмитрий Александрович родился 18.10.18 года в с. Кутьма Тульской области, в семье крестьянина. Русский. Вместе с родителями проживал в Туле Крапивенскую семилетнюю школу, работал в лаборатории по ремонту электросчётчиков. Одновременно учился в аэроклубе. Был награжден именными часами как лучший пилот. Затем работал в аэроклубе инструктором на общественных началах.
В РККА с сентября 1937 г. По комсомольской путевке поступил в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу летчиков им. Чкалова, которую окончил в 1940 г.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром звена 2-го истребительного авиаполка 36-й истребительной авиадивизии Киевской зоны ПВО. Летал на И-16.
 4.07.41 г. младший лейтенант Зайцев совершил воздушный таран[1] и благополучно приземлился на своём аэродроме.
В политдонесении управления политпропаганды Юго-Западного фронта Главному управлению политпропаганды Красной Армии указывалось: «В районе Гостомеля летчик 36-й авиадивизии младший лейтенант Зайцев Д.А. вел бой с самолетом противника Ю-88. После ряда атак, израсходовав все патроны, на большой скорости Зайцев направил свой самолет на самолет противника и винтом срезал его хвостовое оперение, в результате чего вражеский самолет упал и сгорел. Младший лейтенант Зайцев Д.А. выполнил задачу, приземлился недалеко от своего аэродрома, оставшись невредимым. Два человека из экипажа германского самолета разбились, двое выбросились на парашюте»[2].
Первый налёт на Киев фашистские бомбардировщики совершили 22 Июня, а затем повторяли их систематически. Но части ПВО Киева давали достойный отпор врагу. Только за первые 5 дней войны они уничтожили 93 вражеских самолёта, из них истребительная авиация - 58 и зенитная артиллерия - 35.
В бой с нашей истребительной авиацией немецкие лётчики вступали неохотно, чаще всего избегали его, используя преимущество в скорости. Только при явном превосходстве или при внезапных атаках со стороны солнца и из облаков они нападали на наших истребителей. Как показал пленный немецкий лётчик со сбитого самолёта Me-109 из 4-го отряда 51-й эскадры, им было дано специальное указание вступать в бой только при явном превосходстве сил. Если такого превосходства нет, то от боя уклоняться.
В связи с усилившейся деятельностью немецкой авиации и уменьшением времени её подлёта части истребительной авиации Киевского района ПВО перешли к непрерывному патрулированию над прикрываемыми объектами одним - двумя звеньями, а при напряжённой обстановке - и эскадрильями. На аэродромах также имелись дежурные звенья, которые поднимались по тревоге и в основном нацеливались "по - зрячему". Для патрулирующих звеньев большое значение имели организованные посты наведения, на которые выделялись командиры штаба 36-й истребительной авиационной дивизии.
Эти посты располагались как в центре Киева, так и на его окраинах и имели телефонную связь с командным пунктом дивизии. Лётчики, находившиеся на постах, выполняли приказания начальника пункта по наведению истребителей. Лично наблюдая за воздушной обстановкой, они уточняли курс и высоту полёта наводимых истребителей, передавая им команды по радио. Иногда для этого применялись специальные целеуказательные стрелы и полотнища, расстилаемые на земле в районе поста.
Для истребительной авиации Киевского района ПВО боевая напряжённость была весьма высокой. Только за первые 2 месяца войны истребители этого района произвели 6856 самолёто - вылетов, из них 5888 - для отражения налётов авиации противника на Киев. За это же время наши лётчики провели 180 воздушных боёв и сбили 92 самолёта.
«Телефонист вскочил с земли и, не отрываясь от телефонной трубки, крикнул:
- Товарищ командир, вам команда на взлет.
Больше Зайцев ничего не слышал. Он в считанные секунды запустил двигатель, взял разбег и, оставляя позади шлейф пыли, взлетел. Как только оторвался от земли, увидел большую стрелу на «КП» - она показывала направление, где следует искать самолет противника.
- После взлета и набора высоты в две тысячи метров я заметил его, - рассказывал позже Дмитрий. - Отчетливо вырисовывался силуэт Ю-88. Он шел по одному со мной курсу, но несколько выше. Зная, что «юнкерс» имеет превосходство в скорости, я стал выполнять маневр, чтобы настичь его. Сделал подряд несколько «бочек». Как я полагал, фашист заметил меня, но не признал во мне опасного противника и спокойно шел своим курсом.
Меня волновало, что самолет шел прямо на Киев, что вот-вот обрушит свой бомбовый груз на город. Я знал также, что тысячи киевлян наблюдают за мной и ожидают расправы со стервятником. Но что это?
Бомбовые люки все не открывались, «юнкерс» плавно шел над городом. Значит, это разведчик возвращается с разведки наших тылов, упускать такого нельзя…
Маневр позволил ускорить приближение к вражескому самолету. Расстояние сокращалось медленно - 500, 300, 200 метров. С этой дистанции и заработали пулемёты. Фашистский стрелок открыл ответный огонь. Зайцев дал еще одну очередь - стрелок с левой турели был снят. Еще один маневр - и очередь по мотору бомбардировщика. Мотор задымил, а потом и другой выбросил пламя, «юнкерс» стал терять скорость.
- Я воспользовался этим и приблизился почти вплотную, - продолжал Дмитрий, - нажал на гашетки и… Мои пулеметы молчат? Да, иссяк боекомплект! Что делать, не отпускать же фашиста? Один мотор у него продолжал дымить, но и на одном опытный летчик может дотянуть до своих. Когда подвел истребитель почти впритирку, рассмотрел бронированное брюхо «юнкерса», рассчитал так, чтобы нанести удар там, где кончается броня и начинается кромка хво¬стового оперения. Сознание подсказало - таранить сейчас, в сию же секунду! Взял ручку на себя и моторной частью врезался в хвост. Удар, качнуло в сторону. Осмотрелся - бомбардировщик стремительно падает вниз. Из него вывалились один за другим двое. Их парашюты раскрылись. А чуть выше кувыркалось обрубленное хвостовое оперение «юнкерса».
Только потом Зайцев заметил, что мотор на истребителе не работает, козырек сбит, правое крыло сильно повреждено. Но рули повиновались. Высота была свыше четырех тысяч метров. Спланировал и посадил самолет с убранными шасси на ржаное поле. Совсем близко увидел горящий самолет противника.
Это был один из первых воздушных таранов. О нем тогда много писали центральные и фронтовые газеты. За этот подвиг в небе над Киевом Дмитрию Зайцеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
А воздушные бои на подступах к городу продолжались. В жарких схватках Зайцев сбил еще несколько фашистских машин. В его боевой характеристике появилась лаконичная запись: «Летную работу любит, летает смело, в воздушном бою ведет себя уверенно. Кроме пяти сбитых самолетов противника с 22 июня по 5.9.41г. на Юго-Западном фронте, при обороне г.Киева и Киевского направления, звеном Зайцева и им лично совершено 28 сопровождений бомбардировщиков и штурмовиков, 8 разведок войск противника, проведено 23 воздушных боя, 25 штурмов скопления колонн противника, в том числе 2 штурмовки аэродромов противника, при которых уничтожено 11 вражеских самолетов»[3].
Однако существует и другая версия происшедшего.
Гвардии полковник запаса Д.П.Панов рассказывает: «В первый же день войны Дмитрий Зайцев, бывший лётчик моего звена, во время службы во 2-м авиационном полку, эскадрилья которого сменила нас 22 Июня над Киевом, во второй половине дня, при встрече с бомбардировщиками противника, совершил воздушный таран, первый на Юго - Западном фронте. По официальной версии, Дима Зайцев - курносый российский паренек, хладнокровно обрубил лопастями своего самолёта хвостовое оперение "Юнкерса-88", после чего совершил вынужденную посадку. "Юнкерс" упал по маршруту движения немецких бомбардировщиков возле того же Радомысля и к нам на аэродром привезли окровавленные комбинезоны немецких лётчиков, погибших при катастрофе и пулемёты с немецкого бомбардировщика - видимо для поднятия боевого духа. А на самом деле, по рассказам самого Димы Зайцева, ещё не готовящегося стать Героем Советского Союза и попасть в официальные святцы, дело было так:
Зайцев довольно удачно в скольжении со снижением сверху вниз, что увеличило скорость самолёта, догнал бомбардировщик, отставший от строя при развороте девятки влево и принялся поливать его из всех наших 4-х пулемётов "ШКАС" - конструктор Шпитальный. Скорострельность этих пулемётов была отменной - 1300 выстрелов в минуту, но после длинных очередей пулемёт имел привычку захлебываться и его нужно было перезаряжать, дёргая кольца в кабине лётчика, присоединённые к тросикам, размещённые у самых ног лётчика. Атака получилась удачной, стрелок бомбардировщика под задним колпаком у хвоста, видимо, был убит и его пулемёт стал свечёй и замолк. Прекратил огонь и стрелок, который стрелял со спарки из переднего колпака. Но "Юнкерс" был прикрыт довольно надёжно. Сколько не стрелял Зайцев по "Юнкерсу", но наши мелкокалиберные пулемёты не могли принести ему существенного вреда и, в конце концов, заели. Дима наклонился и принялся дёргать за кольца перезарядки пулемётов, перестав наблюдать по курсу. Истребитель за несколько секунд догнал бомбардировщик и уткнулся своим винтом в его хвост. Как это часто бывает в жизни - специально такую операцию повторить наверняка бы не удалось. А случайно получилось: винт истребителя срубил руль поворота и руль глубины полёта бомбардировщика, который сразу клюнул носом вниз и полетел к земле.
После удачного приземления Димы, очень хорошо попавшего в струю, через пару дней последовал указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина, за героический подвиг в воздушном бою. Вокруг подвига сразу был поднят необыкновенный шум и ясно было, что летать и воевать, рискуя погибнуть, такому герою как Зайцев, не к лицу. Он должен был быть не по зубам фашистским асам. Для этого Диму срочно назначили командиром полка истребителей ПВО в город Горький, куда немцы наведывались лишь по праздникам»[4].
 2.08.41 г. младшему лейтенанту Зайцеву Дмитрию Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 356.
Член ВКП(б) с 1941 г.
«4 августа 1941 года группа в составе 30 фашистских бомбардировщиков «Юнкерс-87» под прикрытием «мессеров» пыталась незаметно подойти к Киеву. Воздушные пираты решили использовать для этого густую облачность.
Для перехвата противника поднялись шесть советских истребителей, которых вел Герой Советского Союза Д.А.Зайцев. Истребители перехитрили врага. Они тоже прикрылись облаками и ударили по «юнкерсам», когда те не ожидали нападения.
В неравной схватке отважные соколы уничтожили три «юнкерса» и два «мессершмитта». Остальные фашисты удрали, беспорядочно сбросив бомбы»[5].
Во время боёв за Киев младший лейтенант Зайцев сбил 5 самолётов противника.
В 1944 г. майор Зайцев был назначен инструктором по технике пилотирования ВВС Северного флота.
Всего за годы войны совершил 130 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 13 самолётов лично и 2 в группе.
1.10.44 г. погиб в воздушном бою близ г.Луга.
По другим данным майор Зайцев был ослеплен прожектором и разбился при заходе на посадку[6].
Имя Героя увековечено в мемориале памяти города Тулы. Мемориальная доска установлена на улице, носящей его имя, в г. Щёкино.
Герой Советского Союза (2.08.41). Награждён орденом Ленина, медалями.

Литература:
1. Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983.
 2. Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
 3. Год 1941. Юго-Западный фронт. - Львов: Каменяр,1975.
 4. Павлов Г.Р. Однополчане. - М.: ДОСААФ, 1985.

Примечания:
 [1] По немецким данным, была сбита машина № 6365, принадлежащая 1-му отряду KG51.
 [2]
 [3] Коммунар. - 1981.- 31 июля; Знамя коммунизма. - 1981. - 5 авг.
 [4] http://airaces.narod.ru/all5/zaisev_da.htm
 [5] Туляки - Герои Советского Союза. - Тула,1967.- С.169-170.
 [6] https://ru-ru.facebook.com/MusejKrapivna/posts/864774080206592


Рецензии