Как закалить сталь?

Металл – то, что добыто из земли. Металлургия – искусство извлечения металла из руды. Исторические этапы жизни человечества связаны с этапами развития металлургии – бронзовый век, железный век… Металл лежит в основе развития производства и развития общества.
"Исконно земной", фундаментальный характер этой отрасли делает ее благодарным материалом для художественных произведений. Металлургические метафоры становятся символом прогресса.

"Доменная печь" Николая Ляшко, "Сталь и шлак. Закипела сталь" Владимира Попова, "Черная металлургия" Александра Фадеева… Список можно продолжать далее.
Подготовка плавки к выпуску – традиционное начало романов о металлургах (в "Доменной печи", правда, до плавки еще далеко: эта  написанная в 1925 году книга посвящена и ныне актуальной теме – пуску завода после долгой остановки...). Однако качественно переплавить металлургические будни в художественный текст удается далеко не каждому писателю.
Сталь может быть разной. Это хорошо известно Владимиру Попову – металлургу по основной профессии и лауреату Сталинской (сталинской!) премии за роман "Сталь и шлак":
"Вместо кипящей, шумно брызжущей тысячами искр, той, что шла на рядовые сорта металла, потекла по желобам в ковши густая, спокойная, качественная сталь, предназначенная для танковой брони".
Фадеевская "Черная металлургия" вряд ли предназначена "для танковой брони". По замыслу это должна была быть грандиозная эпопея о современной жизни, об образовании (в самом широком смысле этого слова – о нахождении благородного человеческого образа) рабочего, роман-воспитание истинного "рабочего аристократизма":
"Роман о великой переплавке, переделке, перевоспитании самого человека, превращении его из человека, каким он вышел из эксплуататорского общества – и даже в современных молодых поколениях еще наследует черты этого общества, -- превращении е его в человека коммунистического общества".
Сюжетных линий и героев в "Черной металлургии" предусматривалось едва ли  меньше, чем в "Войне и мире". Производственные проблемы, психологические коллизии, темы разных поколений, положения женщины, воспитания детей, взаимоотношения рабочего класса и интеллигенции, сравнение уральских рабочих с московскими и питерскими, вопросы быта, заработной платы, охраны труда, роль профсоюзного движения… 
"Рост профсоюзного работника в борьбе за улучшение бытового положения рабочих, улучшение охраны труда и пр., как необходимая и важнейшая сторона его деятельности по воспитанию и организации рабочих в смысле социалистического отношения к труду…" В романе также намечено было противостояние двух профсоюзников – чиновника и "с крыльями". Последнего (честного, порядочного, перспективного – "крылатого") хотят забрать на более престижную партработу, но он не идет, считая, что в этом-то отчасти и причина профсоюзных неудач: только-только человек начинает добиваться чего-нибудь стоящего на проф-фронте, как его "замечают" и "переманивают".
"Человек ОРГАНИЗУЕТ огненную стихию. Жаркое пламя в печах, в которых переплавляется, переделывается шихта – сырье, каким человек его получает от природы", -- делает заметку о труде металлурга в записной книжке писатель Фадеев. Но что ОРГАНИЗУЕТ самого человека?
"Ежедневный поток тысяч людей, спешащих к труду, -- там, где труд стал или становится владыкой мира, -- это не только выражение дисциплины и организованности, это символ новой государственности. Каждый человек, попадая в этот поток, несет в себе ее частицу. Он совершает этот путь ежедневно и ежедневно чувствует себя частью государства. Правда, в эти минуты он редко думает и еще реже говорит об этом. Чувство это выражается в неуловимом подъеме, в непринужденном остром веселье, во взаимном доброжелательстве, которые сопровождают ежедневное движение масс на работу".
Так заканчиваются главы из "Черной металлургии", опубликованные А.А. Фадеевым в 1954 году в газете "Челябинский рабочий". Но уже через три года  Александр Александрович застрелился, оставив посмертное письмо, где признавался в своем разочаровании в этом самом ранее воспеваемом им государстве…

"Государственная тема" – главная и в производственном романе 21 века. Впрочем, пафос нынешних художественных текстов о металлургах далек и от героического и от оптимистического. Повесть-памфлет – вот жанр произведения сетевого автора Александра Муленко "Безопорное пространство". Причем сатиры в нем куда меньше, чем печали и горечи.
Александр Муленко работал огнеупорщиком на Орско-Халиловском металлургическом комбинате (примерно те самые места, где происходило действие "Черной металлургии") и там, как он сам пишет, "оставил здоровье". К писательскому творчеству его подтолкнула болезнь – не только личная…
К сожалению, к нынешней эпохе не подходят определения ни "доменной печи", ни "закипевшей стали"... Вопрос о том, что организует (и образовывает!) рабочего повис в воздухе. Современные герои тщетно ищут опору.
…И получается, что опора эта находится, скорее, в некоем виртуальном пространстве, чем в действительной жизни. Сегодня речь идет вовсе не о том, чтобы высококачественно переплавить металлургические будни в художественный текст. Бог с ней, с художественностью! Сегодня проблема номер один – в том, чтобы выговориться, рассказать о наболевшем, переплавить свою боль в честное и, по возможности, точное слово.
Знатный металлург Борис Романович Желнин издал недавно на собственные средства небольшую книжечку стихов, которая так и называется -- "Когда невозможно молчать". Стихи Борис Романович начал писать тринадцать лет назад, когда вышел на пенсию. Непростое время. Но человеку не хочется отчаиваться, металлург изо всех сил противится унынию:
"И пусть стучит столетний молот,
А в сортовом идет прокат.
Да в корпус ставят пресс и робот
И иностранный агрегат".


Рецензии
Уважаемый друг!.. Случайно наткнулся на ваш материал, где нашёл немного и о себе. Спасибо, что неравнодушны. В тему стихотворение Добрынина... Может быть вам оно понравиться.

Андрей Добрынин

* * *

Вино – отрава, бабы – стервы,
Еда – фекалиям сродни.
Гудят измотанные нервы,
И день, и ночь гудят они.

Пройти мне надо недалече,
До магазина у метро,
Ведь, как мартеновские печи,
Горит без выпивки нутро.

Бичей угрюмая орава
Меня уже устала ждать.
Мы признаем: вино – отрава,
Но надо ль это обсуждать?

Любой, кто пьянствует со мною,
Иначе бы, конечно, жил,
Коль мир занятие иное
Ему бы честно предложил.

А мир пытался нас упорно
К делам сомнительным привлечь:
Из года в год стоять у горна,
Блюсти мартеновскую печь.

Нам предстояло в жарком цехе
Без лишних париться речей,
Чтоб развлекались без помехи
Владыки горнов и печей.

Но мы никак не шли навстречу
И отвечали только так:
“Пускай мартеновские печи
Без нас дают и сталь, и шлак”.

И мир, испытывая злобу
К свободолюбию бичей,
В отместку нам внедрил в утробу
Огонь мартеновских печей.

2007

Александр Муленко   13.03.2011 16:34     Заявить о нарушении