Очерки... 13
В 16 в. многие католики перешли в протестантизм, преимущественно кальвинизм, в частности, венгерское население комитатов Унг, Берег, Угоча. В Мараморошском комитате реформацию церкви поддерживали жители коронных городов – Хуста, Тячева, Вышкова, Мараморош-Сигета. Но в начале 17 в. католическая церковь перешла в наступление. Контрреформация охватила почти всю Западную, Центральную и даже часть Восточной Европы (Брестская уния 1596 г.).
Началось массовое возвращение в лоно католической церкви магнатских семей. Но в их подкарпатских поместьях крестьяне-русины не были ни католиками, ни реформаторами-кальвинистами, а православными. В отличие от католических или реформаторских священнослужителей, православные священники не пользовались поддержкой ни феодалов, ни государственной власти, жили так же бедно, как и их прихожане. Это положение умело использовал магнат Дьердь III Другет де Гомонна, который в 1605 г. вернулся в лоно католической церкви. Он начал готовить объединение русинской православной церкви с католической. Оно было объявлено на собрании 63 священнослужителей во главе с Мукачевским епископом Петром Парфением в замковой церкви в Ужгороде 24 апреля 1646 г. С этой даты начинается история греко-католической церкви в Подкарпатской Руси.
В 1689 г. мукачевским епископом был назначен скриптор Ватиканской библиотеки Йосиф Де Камелис – «архиерей греческого происхождения, итальянского воспитания» [27]. Благодаря его ходатайству император подписал указ о равноправии священнослужителей католической и униатской церквей, предоставлении священникам греко-католической церкви земельных наделов и их финансовом обеспечении.
Де Камелис добился издания в Трнаве первых книг для русин и среди них – Букварь (1699 г.), который длительное время оставался единственным русинским учебником.
Вследствие конфликта с трансильванским князем-протестантом, владельцем мукачевской доминии, Де Камелис вынужден был уйти из Мукачева и основать новую епископскую резиденцию в монастыре францисканцев в Прешове.
Свидетельство о публикации №209071700816
Интересно. Более того, раньше даже представить себе не мог, что так... Ну, много всего.
Но хотелось бы больше узнать о создании униии. Точнее, о ее причинах. Не думаю, что они просты.
С уважением
Алексей Котов 2 31.10.2009 06:40 Заявить о нарушении
И еще... Говорят, что переход из унии в правослание довольно прост, но так ли это?..
Знаете, Ирина, не смотря на то, что очень люблю юмор, я ведь человек православный... И интерес мой далеко не праздный.
Спасибо вам!
Алексей Котов 2 31.10.2009 07:07 Заявить о нарушении
О том, как проходил процесс легализации греко-католичества на Закарпатье в 1989 году, есть немного в моей повести "Чича Божий...".
Я не заметила, чтобы сейчас существовали препятствия для желающих сменить церковь. Но на Закарпатье люди чаще меняют православную веру на греко-католическую, мотивируя это тем, что их предки были греко-католиками. Но большая часть населения как была в православье, так в нём и остаётся, преимущественно в горных районах области.
Ирина Мадрига 31.10.2009 08:16 Заявить о нарушении
Что касается веры, то ужасно,когда ее пытаются "возродить" насилием... Тут Сталин - тот же, что и везде. Любопытно, что в Московском Патриархате заново создали все Отделы, кроме одного... Тот, который отвечал за "перекрещивание" мусульман. Ну и слава Богу!..
Алексей Котов 2 31.10.2009 09:27 Заявить о нарушении
Ирина Мадрига 31.10.2009 09:36 Заявить о нарушении