Очерки... 16

Идеология славянской взаимности,  «народное русофильство»

Реформы Марии-Терезии и Йосифа II, идеалы свободы, равенства, братства, провозглашенные Великой французской революцией, оказали большое влияние на национальное возрождение в Центральной Европе. Господствующими народами были немцы (австрийцы) и венгры. Малые славянские народы все больше начали осознавать свое славянское родство. У русинских просветителей и деятелей русинского возрождения чувство гордости за свое славянское происхождение усилил небывалый и лишенный любого критического восприятия авторитет Российской империи, единственного в то время славянского государства, главного победителя над Наполеоном.

Необходимо отметить, что многие высокообразованные представители русинского народа вследствие патриархальной среды в подкарпатских комитатах уходили за рубеж, в частности в Россию, поэтому выполнение непростых задач сохранения русинского народа и национального возрождения легло на плечи сельских русинских священников. Задачи перед ними были непростые. Государственное собрание Венгрии решило с 1840 г. заменить латинский язык в деловодстве на венгерский, а в 1844 г. венгерское школьное управление попыталось ввести обязательное изучение венгерского языка в школах невенгерских народностей.

Лайош Кошут и его либеральное окружение считали, что национальные меньшинства, не имеющие своей интеллектуальной элиты, откажутся от собственной этнической идентичности и уже в течение жизни одного поколения вольются в «единую мадьярскую политическую нацию». Немадьярские народы и национальные меньшинства совершенно правильно расценили это как мадьяризацию. Поэтому они считали своим неотъемлемым правом развитие собственной национальной культуры. В этом плане они оказались «консерваторами». Представители национальных патриотических сил русинов, словаков, хорват, румын и других национальных меньшинств, территории которых входили в состав Венгерского королевства, нашли союзников… в венском императорском дворе, с которыми вместе и выступали против венгерских революционных либералов круга Лайоша Кошута.

В революции 1848-1849 гг., которую называли «весной народов», Подкарпатская Русь, отсталая в экономическом и политическом отношениях часть Венгерского королевства, занимала маргинальное положение. Крестьян успокоила отмена феодальной зависимости, а национальная интеллигенция, которую представляли преимущественно священнослужители, выжидала. Русинские представители даже не участвовали в Славянском съезде в Праге в июне 1848 г. Венгерское революционное правительство, действовавшее в духе создания «единой политической венгерской нации», признавало все гражданские права для всех жителей Венгерского королевства, но игнорировало права национальные.

В рядах антимадьярской оппозиции оказалась и группа умеренных русинских деятелей во главе с Адольфом Добрянским, мандат которого не признал Венгерский революционный парламент и которому без всяких на то оснований мадьярские радикалы угрожали арестом. Преследуемый властями, А. Добрянский вернулся в Прешов и с группой интеллектуалов разработал политическую программу образования «Руськой провинции» в монархии Габсбургов.

Эта программа разрабатывалась тогда, когда резко возросла напряженность между Веной и Будапештом. Австрийское командование готовилось к решающему удару против революционной Венгрии, на что революционное правительство в Будапеште ответило низложением династии Габсбургов с венгерского трона и провозглашением независимости Венгрии.

Но к тому времени Габсбурги уже уверовали в свою победу, так как и российский царь Николай I готов был помочь австрийцам подавить венгерскую революцию. В поддержке национальных меньшинств Габсбурги уже не нуждались, поэтому «из государственных соображений» Вена отказалась претворить в жизнь программу А. Добрянского по образованию «Руськой провинции». В середине июля 1849 г. русская армия вступила на территорию Венгрии, населенную русинами (комитаты Абов, Шариш, Боршод). Русские и русины неплохо понимали друг друга без переводчиков, что создавало дружескую, родственную атмосферу и способствовало возникновению т.н. народного русофильства.


Рецензии