Очерки... 28

Противостояние русинов пропаганде украинофильства и русофильства

В условиях демократии активизировалась политическая жизнь, началось становление гражданского общества. Но низкая политическая культура большинства населения привела к появлению десятков местных партий. На выборах побеждали левые демагоги – коммунисты или правые автономисты – Автономный Земледельческий Союз. Одновременно политически активная часть общества разделилась на радикально-национальные направления – русинское, украинское, русское, венгерское, еврейское.

Удивительно, но власть ЧСР практически сама привнесла в русинскую среду русское и украинское влияния. Правительство направляло в Подкарпатскую Русь учителей, администраторов, врачей из числа русских и украинских эмигрантов. Многие из них наряду с основной работой занимались «воспитанием» неискушенных русинов, особенно молодежи, прививая им русофильство или украинофильство. Правительство и президент помогли построить в Ужгороде украинский национальный центр, «Народний Дім просвіти». Правительство ЧСР финансировало Украинский свободный университет в Праге, Украинскую хозяйственную академию в Подебрадах, Украинский высший педагогический институт им. М. Драгоманова, Украинскую студию пластических искусств, Украинскую гимназию в Праге. Точно так же финансировались пять подобных русских учреждений. А вот для создания хотя бы одного высшего учебного заведения в Подкарпатской Руси правительство не хотело раскошелиться.
    
Украинскую агитацию вели искушенные галицийские националисты. К концу 20-х годов она постепенно переросла в антигосударственный украинский ирредентизм [80]. Попыталась обосноваться в Подкарпатской Руси и Организация украинских националистов (ОУН) и ее Украинская военная организация (УВО).

Заигрывание властей ЧСР с украинскими националистами закончилось лишь после 1 июня 1930 г., когда члены УВО совершили неудавшееся вооруженное покушение на русинского культурного деятеля Е.Сабова. Террористов арестовали и осудили, организацию УВО ликвидировали, а радикальных представителей  ОУН выслали за пределы ЧСР. Но украинские националисты, злоупотребляя либеральностью режима и гостеприимством ЧСР, и дальше продолжали вести антигосударственную деятельность. 
    
В ответ на чрезмерно активную украинскую агитацию русинская интеллигенция прорусинской и прорусской ориентации в 1923 г. основала «Общество им. Александра Духновича», проводила просветительскую работу.

В то время русинское общество в целом прошло второй этап русинского возрождения. Наиболее ярко это проявилось не в литературном творчестве, как у других народов Центральной Европы, а в творчестве художников. Используя весь арсенал достижений современного европейского искусства, русинские художники изобразили то, чего не удалось рассмотреть их предшественникам. Художественная школа Подкарпатской Руси стала известна далеко за ее пределами благодаря работам таких мастеров живописи как Й.Бокшай, А.Эрдели, А.Коцка, З.Шолтес, В.Борецкий, Ф.Манайло, Э.Контратович, А.Добош, В.Шарпотоки. Их усилиями малочисленный русинский народ внес достойный вклад в сокровищницу культуры народов Центральной Европы.

Русинской народной культурой интересовались многие чешские художники, этнографы, литераторы, для которых паломничество в Подкарпатье давало мощный импульс для творчества. Роман И.Ольбрахта «Никола Шугай, разбойник» сразу же стал классикой чешской литературы и послужил основой для кинофильмов, мюзиклов и драм, которые до сих пор не сходят со сцен театров Чехии.      


Рецензии