Очерки... 30

Автономия Подкарпатской Руси-«Карпатской Украины» и ее трагедия 

Национальное собрание Чехословакии 22 ноября 1938 г. приняло конституционный закон об автономии Словакии и Подкарпатской Руси (№ 328/1938). Было изменено и название государства – Чехо-Словакия, но отклонено предложение украинофилов узаконить название «Карпатская Украина». Поэтому законными оставались прежние названия Подкарпатская Русь и Земля Подкарпаторусская.

Автономное правительство во главе с Августином Волошиным развивало всесторонние связи с нацистской Германией. В Хусте было создано Украинско-германское общество, заключены соглашения об исключительном праве Германии на геологоразведку в крае, о строительстве автострады Берлин-Бухарест.

В ходе подготовки к выборам в краевой сойм был запущен в ход, как сказали бы сегодня, местный административный ресурс. Под влиянием украинских эмигрантов была создана единственная правительственная партия  – Украинское национальное объединение (УНО). Ее членами могли быть исключительно лица «украинской национальности по происхождению и крови». К слову, только местному немецкому населению разрешили создать свою так называемую немецкую партию и пользоваться всеми нацистскими атрибутами.

Об авторитарности режима А. Волошина говорят и результаты выборов в сойм, состоявшихся 12 февраля 1939 г., – за кандидатов УНО (другие партии не участвовали в выборах) проголосовало 92,5 % избирателей. Такое положение в Подкарпатской Руси встревожило правительство в Праге. Там появились планы передачи Подкарпатской Руси Венгрии в обмен за возврат Словакии города Кошице. Со своей стороны, Венгрия предложила Чехо-Словакии передать ей Подкарпатскую Русь за финансовую компенсацию. Как видим, Подкарпатская Русь стала предметом торгов. Но в то время и Венгрия, и Чехо-Словакия слушались Берлина. А Германия не поощряла инициатив со стороны тех, кем она практически уже управляла.
    
У Берлина были свои планы. Вечером 12 марта 1939 г. Гитлер потребовал, чтобы Венгрия начала военную операцию против Чехо-Словакии и оккупировала всю Подкарпатскую Русь. Для расчленения Чехо-Словакии Германия спланировала дестабилизацию в Подкарпатской Руси, использовав  для этого руководителей «Карпатской Сичи» из числа политэмигрантов-галичан.

Сичевики-галичане настолько увлеклись идеей  великой Карпатской Украины, которую они собирались создать из Подкарпатской Руси и Галичины,  что решили свергнуть правительство А. Волошина. В запланированном ими путче принимали участие всего два русина – П.Стерчо и С.Росоха [15].

В ночь с 13 на 14 марта в Хусте «генеральный штаб» «Карпатской Сичи», в состав которого входил небезызвестный Роман Шухевич (ему посмертно присвоено звание «Герой Украины»), начал путч против правительства А.Волошина и чехословацких воинских частей под командованием генерала Л.Прхала. К утру 14 марта путч был подавлен подразделениями 45 пехотного полка, укомплектованного преимущественно из русинов. Только среди нападавших на управление жандармерии было убито более ста «сичовиков» и множество получили ранения. Чехословацкие воинские части потеряли убитыми семь человек и многие были ранены.

Но далее события развивались почти молниеносно. Венгрия потребовала от Чехо-Словакии в течение суток вывести свои войска из Подкарпатской Руси. Сразу же возле Мукачева венгерские войска перешли демаркационную линию. 14 марта Словакия провозгласила независимость. Оторванная от Праги, в условиях политического вакуума Подкарпатская Русь была провозглашена независимой под названием «Карпатская Украина». А.Волошин просил нацистскую Германию взять ее под свой протекторат, но получил отказ.

15 марта 1939 г. в здании гимназии г.Хуст состоялось заседание сойма Подкарпатской Руси-«Карпатской Украины». Депутаты приняли закон о независимости «Карпатской Украины», президентом избрали А.Волошина, который назначил правительство во главе с Ю.Реваем. Вечером того же дня офицер венгерского генерального штаба вручил ультиматум о немедленной передаче власти венгерским военным органам. На заседании правительства и президента было решено не сопротивляться  венгерским войскам. Но командование  «Карпатской Сичи», состоявшее преимущественно из галичан, сделало попытку противостоять регулярной армии. Это авантюрное решение привело к совершенно бессмысленной гибели людей. И не только «сичовиков»-галичан, но и русинов, и, что самое печальное, – погибло немало  школьников-русинов, которых командование «Карпатской Сичи» направило в окопы отражать наступление регулярной армии.

Венгерские войска полностью заняли территорию Подкарпатской Руси к вечеру 18 марта 1939 г.
    
Как видим, галицкие националисты-политэмигранты, выполняя задание нацистской Германии по дестабилизации Чехо-Словакии, не подчинялись решениям властей Подкарпатской Руси, без труда подомяли под себя мягкотелого премьер-министра Августина Волошина и практически взяли власть в свои руки.

Здесь уместно напомнить, что галицкие радикальные националисты, которые назойливо внушают всем мысль о своем украинском патриотизме, и ранее верно служили … германцам. «Когда Австрия в 1914 году объявила войну Сербии, а затем и России, на помощь ей в Галиции организовался 25-тысячный Легион Украинских Сичовых Стрелков, который на протяжении всей войны верно воевал против славян – сербов и россиян под сине-желтым знаменем. Часть этого Легиона была и в Закарпатье (в селах Страбичово и Горонда») [2]. И далее тот же автор пишет: «В сентябре 1914 года в Воловце появился лагерь (место дислокации) добровольцев-сичовиков из соседней Галиции с офицерами под большим сине-желтым флагом. Группа состояла из учеников галицко-украинских гимназий  вместе с их профессорами. Они торопились в Верецки (сейчас – села Нижние Ворота и Верхние Ворота – авт.) спасать Австрию перед приближением «москалив», то есть российской армии».

Обращает на себя внимание то, что лидеры галицких псевдопатриотов гнали под пули даже детей еще в Первую мировую войну. Они повторили это в 1939 г. в Подкарпатской Руси, но здесь они пожертвовали уже школьниками-русинами, выставив их против регулярной венгерской армии. И в первом, и во втором случаях эти жертвы оказались совершенно бессмысленными, абсолютно напрасными, морально неоправданными и даже преступными. Между тем, высшие чины «сичовиков» в 1939 г. своевременно ретировались из Подкарпатской Руси в Румынию.

Но и сейчас в Галиции маршируют ученики-«пластуны». К чему опять готовятся вечно борющиеся псевдопатриоты? Неужели история ничему так и не научила галицких авантюристов?  Остается надеяться, что среди галичан все же есть здоровые силы, которые помогут излечиться тем, кого уже давно мучает тяжелый недуг под названием безрассудный авантюризм.


Рецензии