Пастырь... Частная хронология...

Подвиг Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
(Мнение коренного москвича)

Мне повезло… Иначе (простословием) ни как не скажешь.
Я стал и участником,
и свидетелем деятельности Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Совсем  не в далёком прошлом, а именно в 2004 году, я обращался к Патриарху  с письменным посланием Федерации любителей авиации России (ФЛА России) на благословение нашего перелёта по периметру России на самолёте Ли-2. И ФЛА России посчитала необходимым обратиться к Патриарху за благословением. Мы получили благословение Патриарха. И от Президента России и от Председателя Государственной Думы Федерального Собрания России  тоже получили Послание на облёт России. Но подготовка к перелёту оказалась неудачной. Мы потеряли лучших: тренера сборной России по пилотажу Лякишева Олега Станиславовича и генерал-лейтенанта Чуйкина Валентина Михайловича. Мы потеряли и сам самолёт Ли-2: единственный в мире летающий Ли-2 – «небесный тихоход» (обращая память читателя к известному советскому фильму).   
Аналогичное благословение мы получили (перед этим) на облёт вокруг Москвы с иконой Божьей Матери: взлетели с Ходынки, облетели и сели на Ходынское поле, а потом перелетели на аэродром Мячково, что рядом с Жуковским.
Тогда всё сработало.
А вот перелёт по периметру России… не состоялся.
После этого я стал свидетелем деятельности Патриарха. По крайней мере, через работу  самой Патриархии. Тогда мне  удалось помочь священнику храма отцу Владимиру в Красногорске открыть духовную гимназию, которая сейчас благополучно действует. Тогда же я озвучил в Патриархии судьбу моего двоюродного деда по материнской линии, священника Михаила одной их церквей Дмитрова (в миру: Михаил Лавров) и в дальнейшем его официально реабилитировали и приобщили к мученикам в общем списке священнослужителей погибших в период советской власти. Сейчас в Южном Бутово его имя в общем списке. Он был арестован 15 ноября 1937 года и расстрелян Дмитровской «тройкой» 5 декабря 1937 года – аккурат в первый день сталинской Конституции от 1937 года и через 15 дней после ареста.

Сегодня произошло то, про что нельзя говорить обычными словами. И даже несмотря на то, что армия преподнесла мне много примеров сближения со смертью. И вроде бы…
Но всё не так.
Московская Русь, Россия создавалась и развивалась под рукой многих иерархов православия. Назначаемых извне, выбираемых самостоятельно. Но первый, который ввёл термин «Московский и всея Руси», киевский митрополит Пётр, пришедший в Москву, как закладной камень, остаётся первым созидателем православного государства, с удивительными качествами внутренней государственной политики - вовлечения активных людей именно в созидательные и объединительные процессы.
От митрополита Петра до Патриарха Алексия II, Россия преподнесла миру множественные примеры преодоления, терпения, любви, гибели и возрождения, смерти и жизни, неверия и веры, дела и слова. Эти примеры столь показательны для человечества, что не могли быть оставлены без предвзятого внимания государствами Европы и даже самой России. Уступки, после гибели Ивана IV (или то, что «школьная история России» называет Иваном IV «Грозным») и прихода длительной Смуты в Россию, в освещении самих исторических процессов и даже их хронологии, в конечном итоге и в рамках тематики данного материала, привели к официальному расколу – перестройке Евразийского мира. И государственного, и религиозного. Дело дошло до того, что Император России, Отец нации, Петр I, разогнал Патриархию и лично сформировал Синод, который стал одной из государственных структур и поставщиком средств, для решения амбициозных и, даже исторически не оправдываемых, задач Петра.      
Поэтому можно признать одним из чудес современности Иисуса - возрождение патриархии именно при Советской власти(1843 год), и именно в наиболее кровавый период России – Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Тогда, чудесным образом, в загруженные военными заботами мозги Сталина, очевидно сохранившие духовное просвещение, полученное в юности,  вошла-таки мысль о необходимости внимания словом и делом  к русской православной церкви для её участия в  решении исторической народной задачи  страны – разгрома Германии, а по объективности говоря – фашистской Европы.   
На долю Алексия II выпало по крайней мере не меньше.
Хотя неправильно оценивать по уровню  сложности  исторические события. Эти уровни сложности не явны.
И не могут сравниваться.
Думается не смогу я перечислить, выражаясь светским языком, всю работу сделанную Алексием II за всю его жизнь.
Но могу точно сказать, что задачу, которую перед ним поставил его отец, он выполнил сполна. Повторюсь, это – точно.

А теперь о том, что я могу сказать о Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II, исходя из условий современной истории:
- Алексий II восстановил предназначение русской православной церкви для русского государства, многослойного общества и многонационального народа;

- Алексий II, терпеливым выполнением первого, способствовал – восстановлению предназначения всех религий и конфессий представленных в России для восстановления процесса мирного сожительства и ассимиляции разных народов в едином многонациональном государстве – Российская Федерация;

- Алексий II, выполнив первое и второе, непосредственно  обеспечил условия для эффективного диалога русских православных церквей в России и за рубежом;

- Алексий II состоялся достойным первым, из двух равных православных пастырей современности – Алексий II и Лавр;      

- Алексий II явился носителем русских доминант в повседневной жизни мирянина и всех граждан России, являя величие простоты, надёжности, человечности, природной предрасположенности к благожелательному диалогу, сочувствие к страждущему,

Всё предложенное вниманию и является душевным величием Але;ксия II, обеспечившим в  сентябре 1993 года доверие и послушание сторон противостояния у Белого дома в Москве.
Эти стороны тогда являли собой крайний пример реальности катастрофы, от ими присвоенного права государственного управления, замешанного на безумной личной корысти к стране их вырастившей.
И они пришли (таки)  в Церковь Христову по призыву Патриарха.
Пришли и поняли, что являются прямыми виновниками уже начавшейся гражданской войны, что надо быстрее договариваться об условиях замирения.
Да, они это делали с уже известным лицемерием.
Но главное – военное противостояние не переросло в гражданскую войну. 
Поступок Патриарха открыл им глаза на чёрную перспективу сотворённого ими, на то, что сами они ничтожны по отношению к России, к её народам и будущему.
Понято было именно это.
Поэтому, если говорить о подвиге Патриарха, то подвиг его - именно в возрождении и  продолжении исторической традиции православной церкви говорить и отстаивать национальный интерес народа перед государством.
Коленопреклонённую православную (и не только православную) церковь Патриарх поднял с колен, показал её миру дееспособной в Христовом доме и миру, обеспечил замирение, заставил государство на деле внять  православной церкви.

Алексий II не был стилизован в традиции, но удивительно древен и современен одновременно.
Мне лично всегда виделся в его руке древний вилообразный христианский крест и ощущалась сила в слове произносимом им, а не только посох митрополита Петра.
Знаменательным для меня фактом является его последняя служба в Донском монастыре, как историческом символе независимости России и месте захоронения моих родных.
И особенно судьбоносной видится моя вынужденная поездка на Патриаршее Подворье в Переделкино, ровно за месяц до кончины Патриарха. В церкви  священник, заинтересовавшись моими комментариями фресок собора, позволил мне увидеться с Иверской Божьей Матерью. Я не случайно именно так закончил фразу. Это была встреча с живым образом, встреча с Богоматерью.

Россия не была бы Россией, если бы в эти скорбные дни – после кончины Патриарха, не преподнесла бы примеры крамолы и предрасположенности к расколу. Это мы слышим, чувствуем, переживаем.
А хотим… Так чего же мы всё-таки хотим?


В Москве туманы… Взгляд не ловит даль
И так закрытою многоэтажной мыслью.
Дороги от машин прокисли.
Деревья чёрны нажитой печалью…
Какое тут свиданье с далью?

Ну, так плеснётся мысль… струёю в унитаз,
Издаст не гармоничное звучанье,
Затихнет ворчаливым бормотаньем,
К неудовольствию ушей…
И вся фантазия – поискивание… «вшей»...

Январь… Последняя его декада… Русь,
Простившись с Патриархом, забурлила.
Почувствовав, что время силы
Опять настало. Вновь пора для смуты
Такой, прости Господь, что «Ух, ты… Ух, ты…».

В Москве зима… И помнит ум примеры,
Трескучих дел, сугробов и катков…
А нынче (да, и много уж годков)
Подошвы заграничных туфель в жиже
И градусник мечтает быть пониже.

Забыты: Дума, Кремль, Белый дом.
Христосов дом - в кольце интересантов.
Аж, древний бой спасокурантов
Не отвлекает возбуждённый ум,
От кризисных российских дум.

Звучит набатом монетарный хаос,
Замешивая социальный быт
На звучный нефте-газосбыт.
И привлекает в православный дол, 
Скоромным блюдом СМИ, раскол...

Сидят отцы… В тиши глухой подвал…
В известных фресках стены спят.
Инакомыслящие (от рассеянных ягнят)
За стенами собора вдоль реки,
Усердною крамолой рвут портки.

Январь в Москве… В уснувшем парке,
Средь хаоса торговых форм,
Под прихотью природных норм,
Снегирь воюет с воробьём
И репп звучит за окаём.

Туман в Москве… Река черна; от мыслей…
Живоначальный храм на Воробьёво
Нахмурился. Ему совсем не ново
Переживать и смуту, и раскол,
Тесать на дури православный кол…

Донской молчит… Хитрят в тумане ели,
Тая; средь гущ остатки … первородка.
Такая вот ненастная погодка
В Москве наладилась… под спор:
«Что; для… Руси решит Собор?».


И Переделкино… В Подворье Патриарха
Казанский (малый) тихо ждёт:   
«Кто с нынче к Иверской придёт?»...
Как я, в известный храмов день,
Через трагедию и лень…               
               

Примечания автора:
Поискивание вшей – бытующая гипербола. Иначе – копаться в мелочах в отрицательном смысле.

Тесать на дури православный кол – изменённая поговорка «Хоть кол на голове теши».

«Казанский (малый)» - термин применённый по отношению к главному храму  Патриаршего подворья в Переделкино, внешне (по мнению автора) очень похожий на Казанский Собор в Москве на спуске с Красной площади.

Тая; средь гущ (Донского монастыря) остатки первородка. Первородок – храм Христа Спасителя, разрушенный в период Советской власти, исторически поставленном на втором месте своего строительства (первое место - на Воробьёвых горах). Отдельные детали храма были привезены в Донской монастырь и там сохранены. 

Известный храмов день – два основных праздника храма на Патриаршем подворье в Переделкино – 26 февраля и 26 октября, посвящаемых иконе Иверской божьей матери.   

25 января 2009 года.
Архиерейский Собор в Москве. Жду имена трёх кандидатов в Патриархи из 145 потенциально возможных. И процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе и возможных кандидатов в Патриархи от него же.

27 января 2009 года.
Кандидатов в Патриархи трое: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Калужский и Боровской  Климент, митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Ощущается узнаваемость митрополита Кирилла.
Да поможет Спаситель России, очередной раз.
Так чего же мы хотим… от Соборов?
Я хочу, чтобы выбор не посрамил достигнутого Алексием II,  для входа России в процесс духовного становления и устойчивого развития.

                В Москве туманы… Сладкой блажью
                Для всех зубов, копыт, когтей.
                Но... всё ж сторонники... страстей,
                Перед деяньем Патриарха,
                Не вняли слову олигарха.

Необязательное послесловие.
Предлагаю читателю подумать о названии данной статьи. Автор дал ей название «Подвиг Патриарха».
Однако обращение и к Большой Советской Энциклопедии, и к Брокгаузу не дало ответа на понятие слова «Подвиг», а Ушаков, хотя и даёт ответ, но этот ответ не удовлетворяет автора и, наверное, не успокоит читателя.
В статье предлагается (желательно вернуться к тексту статьи) подвигом считать только факт призыва Патриарха к сторонам военного противостояния 3-4 сентября 1993 года посетить Патриарха для обсуждения ситуации в стране и совместных действиях по предотвращению гражданской войны и достижения положительного национального результата – остановки военного противостояния или гражданской войны.
Можно было бы назвать статью, как это дано в выделенном пятистрочнике, который приведён в конце содержательной части, с употреблением в нём слова «деяние», но автор не претендует на полноту личной информированности о деяниях Патриарха и поэтому  не может поступить безответственно. Автор признаёт качественно деяния Патриарха Алексия II, как историческими и положительными, так и уникальными по своим результатам в рамках христианской традиции.
Исходя из таких обстоятельств, автор предлагает в качестве названия к данной статье одно слово – «Пастырь» или «Пастырь новейшей России», считая данное слово историческим именем Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Выношу данное предложение на обсуждение  писателей России  и приглашаю всех для обсуждения данного предложения и его исторической национальной целесообразности.
      
    

      

 

 


Рецензии
Спасибо, Владимир! Разделяю и поддерживаю Вашу оценку деятельности Патриарха. Это был для России - Богом данный Пастырь. Кстати, это выражение, на мой взгляд, отражает содержание статьи, и подойдет для названия. С Рождеством и с наступающим Новым Годом! Удачи, крепкой веры, мужества, здоровья, успешного творчества и всех благ в новом году! С уважением,

Геннадий Обрезков   12.01.2011 13:13     Заявить о нарушении
Благодарствую.
С уважением.

Владимир Кокуйкин   12.01.2011 14:25   Заявить о нарушении