Сталинский сокол

      «Старый школьный друг Саула Соломонович Шнейерсона как-то разоткровенничался. Беседа, естественно, велась на кухне, под «Белую головку» и ястычную икру.

     Друг этот во время войны был летчиком, бомбил всё, что ему приказывали бомбить: заводы, железнодорожные составы, вокзалы, а также попавшие под фашистскую оккупацию советские города. Потом бомбил польские, а под конец – и немецкие.

    Вообще Раф заметил, настоящие фронтовики не любят вспоминать войну. А если и вспоминают, то что-нибудь веселенькое, лихое или запретное. Вроде лёгкого мародерства или шалостей с местным женским населением.

    А тут бывший сталинский сокол, вспоминая войну, расчувствовался и в подпитии пустил слезу.

    Сказал, что недавно ему приснился сон. Маленький пацанёнок, похоже, немец, прячущийся от бомбежки под кроватью... Огромные испуганные глаза... Грохот, близкие и далекие разрывы бомб, рушащиеся стены, детский рот, распахнутый в крике... А потом... тельце мальчика, всё в крови, и желе глаз, как застывший синий туман...

   «Да, война... – проскрипел в ответ отец Рафа, разливая водку. – Война шла, говорю... всё было правильно, мы делали свое дело, воевали, каждый на своем месте... ты в воздухе, я на земле... – тут Соломон Саулович сдвинул брови: видно, вспомнил кое-что из своего славного военного прошлого, заградотряды и прочее. – Словом, не себя ты должен казнить, а время. Время было такое, что лучше и не вспоминать, страшное было время, грозовое... Ты был солдатом... »

    «Всё это так! – скривил летчик заплаканное лицо. – Но мальчик...»

    «Шла война, и мальчик тут ни при чём, он вообще плод твоего расшатанного воображения! Он мог быть сыном неприятеля, врага, этот твой гипотетический мальчик... И этот враг как раз тогда, когда ты сбрасывал свои бомбы, повторяю, когда ты честно воевал и бомбил этих сук, этот враг именно в это время где-нибудь под Веной колол штыком русского солдата в живот или насиловал наших медсестер...»

     «Всё это так, – повторил друг печально, – но у детей нет национальности. Дети, они – просто дети...»

     «Мы виноваты лишь в том, что родились в то суровое время, а это было время, когда у нас отсутствовал выбор... Мы должны были идти воевать. Воевать и убивать, такая была наша доля... Повторяю, у нас не было выбора. Впрочем, как и сейчас...»

      У них, подумал Раф, не было выбора.

      А у нас? У нас он есть?

      Господи, какие же они были счастливые люди, наши отцы и деды!..»


                (Отрывок из романа «Дважды войти в одну реку»)






.


Рецензии
Тот, кто прошел испытания в те страшные годы, молчали, или вспоминали что-то веселое. Эти люди воевали за нашу с Вами жизнь, ведь Гитлер открыто объявил войну с СССР, как войну на уничтожение государства и кардинального сокращения населения СССР. За примерами далеко ходить не надо. Население поселка "Мельница", Гатчинского района Ленинградской области, поселка, рядом с которым была моя дача, так вот население было поголовно уничтожено: немцы согнали в амбар всех, и стариков и детей и всех уничтожили. Почти всех, кому-то все же удалось бежать. Родственник моего друга рассказывал, как он со своим отцом остались в живых. Отец взял его, пятилетнего мальчишку на руки и спрятался в выгребной яме нужника. Любая смерть - трагедия. Я скорблю не только по нашим соотечественникам. В эту войну безвиннно погибли миллионы людей. Поггиб мой дядя в 44ом под Нарвой. Ему был 21 год. Погибла в блокаду вся семья моего двоюородного дяди, который был дирижером, а потому получал в страшные дни блокады всего 125 грамм хлеба в день. Погибла его жена и трое малолетних детей. Моя дальняя родственница Захарова Нина (отчества не помню) была военным переводчиком. Допрашивая немецкого капитана, сбросившего бомбы на мирные кварталы, русский офицер, который вел допрос, спросил его, почему он бомбил не военные объекты, а городские кварталы. На что тот ответил: я летал над всеми городами покоренной Европы, но такой красоты не видал. Ну, как мне было не попробовать. Тетя Нина не перевела этой фразы, а хотела влепить немцу пощечину. Наш офицер перехватил ее руку. Синяки, говорила тетя Нина, были видны на руке недели две. Так-то. Хотя, Вы прочтете и скажете: ничего-то Вы, Александр, не поняли. В чем и сознаюсь. Я ничего не понял, о чем рассказ?
Простите, еще об одном. Я завидую, как можно прочитать четыре странички машинописного текста без малого, именно это объем моей миниатюры "Великий литератор", за две минуты и умудриться поставить оценку. А я все с нетерпением ждал, когда Вы прочтете эту вещь, одну из лучших, на мой взгляд, которую я написал. Будет возможность, прочтите ее еще раз. С уважением к Вам и вашему творчеству А. Полянский.

Александр Полянский   11.08.2009 23:36     Заявить о нарушении
Немецкий летчик, хладнокровно бомбивший жилые кварталы, в отличии от героя вашего произведения, не видел несчастных изможденных детишек. Да, так было.

Александр Полянский   11.08.2009 23:52   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Винор, за повторное прочтение моей миниатюры. Для меня очень значительно, что Вы читаете мои вещи. Спасибо.

Александр Полянский   11.08.2009 23:54   Заявить о нарушении
Дорогой Александр!
Во-первых, я не ставил никакой оценки. Тут какая-то ошибка.
Во-вторых, я читаю быстро. И не просто быстро, а очень-очень быстро. Такой у меня дар. От природы.
В-третьих, я вообще редко пишу рецензии, такой уж я бяка.
В-четвертых, я прочитал Ваш рассказ, и он мне понравился. Прочитал я и Ваш ответ на чью-то рецензию. Да, так бывает, вдруг слова сами складываются как надо, и потом сам удивляешься, как все ладно получилось.
В-пятых, в моей миниатюре рассматривается проблема выбора. Вернее, его возможности или невозможности. Об этом там идет речь. Об этом можно много говорить, и я не знаю, рассматривал ли кто-то эту проблему по тем углом, под которым ее рассматривает мой герой.
Спасибо Вам и удачи в делах.


Вионор Меретуков   12.08.2009 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.