Неотения Луганского медицинского университета

Неотения /фр. Neotenie/ - способность личинок некоторых животных достигать половой зрелости и размножаться

В двух с половиной тысячах морских миль от побережья страны Чили в Тихом океане
находится одинокий остров Пасхи. Открыт был этот кусок суши среди безбрежного моря голландскими мореплавателями в 1722 году в день христианской пасхи, и человеком из Европы по фамилии Роггевеен (капитан голландского корабля) был, не мудрствуя лукаво, так и назван. Удивили его и моряков корабля разбросанные тут и там огромные скульптуры – высеченные из скал монолиты, изображавшие головы каких-то людей с длинными ушами и большими глазами, а некоторые истуканы были с нахлобученными шапками. Каждая  тюбетейка» тоже была высечена из каменной глыбы и вес её достигал 11 тонн. До сих пор никто не знает, зачем делались «украшения» эти, как делались, и кому посвящалось это единственное в мире и неповторимое монументальное «творчество».

Что такое язык

Я говорю «Покидаю шарик». Один мой собеседник понимает, что я приглашаю его сыграть в волейбол, другой – что я решил навсегда отречься от старого мира, третий – что я еще не купил новую «бесшариковую» мышь, и мне надо протереть шарик спиртом. Но если я сделаю вид, что подаю и отбиваю мяч, меня всякий поймёт, а мне и рта раскрывать при этом не надо.

Знаки, жесты, телодвижения, монументальная живопись, архитектура и скульптура (с
позволенья сказать) – всё равно язык и ещё какой! Глухой, необразованный, тупой, дебильный и любой, в общем, придурочный и распоследний дурак такой язык поймет (не сразу и не полностью, но какие наши годы….), главное, чтобы не слепой был. Вслух, значит, свободно можно не сказать ни слова (можешь, если охота есть, тарабарить абсолютно любую тарабарщину, вроде – «…тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца» или, на худой конец, - «…однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел»), но знаки и жесты делай… -  и все равно это язык. Любой,… какой тебе только нравится, - хошь санскрит, хошь английский там или датч, что значит голландский. Зови такой жестовый и знаковый свой английский или датч таким словом, которое тебе больше по сердцу – «пожалуйста, нам не жалко», как говорил кучер из «Волги-Волги», виртуально запрягая-распрягая кобылу, которая на самом деле расковалась и была отдана на перековку кузнецу.

Говорят ли животные?

Человеку так же свойственно говорить, как собаке лаять, а птице – петь, скажете вы. И ошибку допустите -  древние люди не с самого начала умели говорить. Поначалу им сама мысль, что надо разговаривать, была в новинку. Хотя в это и трудно поверить, но язык люди для себя придумали сами…. И совершенно напрасно!

«Чьи вы, чьи вы, те ли, те ли?», - спрашивает нас птица зяблик, а мы отвечаем «Наши мы, вполне русскоязычные ещё пока…» А такой «разговор»: «Тисси чии вии уюу-уу-у..»,
произнесенный заграничным зябликом, нам не нужен, «це вже мова нетитульної нації»…. Оказывается на самом деле, зяблик этот прилетел из далёкой африканской страны Гана, и  там научился петь такую нам «непонятную» песню….

Любая птица «верещит», чирикает, щебечет, вроде бы, как сама того хочет. Но… не тут-то было. Они подражают друг другу, каждый добавляя что-то новое к своей песне, а потом другие пытаются повторить.

Птицы могут «разговаривать» и на английском, и на датч, и на йоруба с хауза или сотне других языков, но это не «разговор», который «кое кто у нас порой» называет базаром и за который «ответить можно»…. Птица – она и есть… птица, хотя…«курица не птица, а Болгария не заграница», а попка – ВАЩЕ дурак и всё такое прочее…

А вот шимпанзе-облизьяна – это вам не курица! Близкий наш родственник, произошли мы,  как раньше Дарвин и коммунистические его поклонники утверждали, от человекообразных. Или дельфин, к примеру…. До чего умная скотинка – хрюкает, фыркает, лает, щёлкает, а если один дельфин ранен и не может вынырнуть, чтобы воздуха глотнуть, то два-три друга его на поверхность доставят и поддержат. Общаются животные, живут вместе и… никакого языка им не надо – ни английского, ни датча… Прекрасно живут-не-тужат!

Шимпанзе может смастерить орудие и пользоваться им для добывания пищи, облизьяна эта умеет запоминать и учиться, а жестов, знаков сколько она знает и понимает – никакими
словами не передать!
 
Голос у животных был и есть, так почему же они до сих пор «не додумались», что звуками, идущими из горла и рта, можно заменить многие и всяческие движения рук, головы, бёдер, ягодиц, ушей и хвостов?

«Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, - писал  русский писатель А.Н. Радищев, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь…. О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет нечрезмерно…»

Но с другой стороны…. Для чего продолжать эту тысячелетнюю привычку людей обозначать словами предметы, события, вещи вокруг разными по звучанию на разных языках словами? Кто сказал, что это единственный и правильный путь общения, существования и обучения? Почему один и тот же предмет, например, камень надо называть по-английски stone, а по-немецки stein, если можно легко и свободно показать пальцем на камень, имея в виду именно камень… и ничего не говорить? Странная эта штука, если вдуматься, звуком, который едва прозвучал …«камень-stone-stein»… и исчез, обозначать такую тяжелую и твердую штуку, как камень.

«После многих лет умирает лебедь»

Такое название имеет роман английского писателя О. Хаксли. Использовав биологический
закон под названием неотения, или, иначе, возможность какого-либо живого существа
полностью созревать на какой-то примитивной для данного вида стадии развития и так жить до самой смерти, он создаёт замечательную фэнтези о человеке. Например, неотеническое животное – аксолотль – на протяжении всей жизни сохраняет личиночные черты. В романе Хаксли «человеки живут» так долго, что в конце концов перерождаются в обычных своих «предков» -  человекообразных обезьян. В мире при этом существуют неотенические формы человека, в нашем представлении и понимании, и высшие формы его развития – облизьянки.

Плавный переход от острова Пасхи к Луганскому медицинскому университету

Только ограниченность сроков жизни человека, таким образом, мешает ему «вырасти» в обезьяну, если исходить из псевдо-биологической теории Хаксли, но аналогия непонятных и необъяснимых явлений как раз хорошо подходит к научному объяснению абсолютно непонят-ных, но реально существующих объектов, явлений и событий. Например, предназначение ги-гантских скульптур острова Пасхи можно отнести к разряду основных видов и средств обуче-ния в высшей школе высших существ, возникших в результате неотенической эволюции чело-века. Это у Й-И-Х (у пришедших на смену обыкновенному человеку человеко-облизьян), ис-пользовалось с дидактическими целями для наглядности. Функция истуканов этих – знакомство учащихся с реальными объектами природы. Звуковая наглядность, а по-научному - тары-бары-растабары на птичьем языке при этом (наличие такого крутого наглядного материала) не имеет большого значения. Звуковая «наглядность», как мы помним, может «в ушах звенеть» и на английском, и на датч, и на йоруба с хауза или сотне других языков, но «разговор» этот оказывается абсолютно излишним: достаточно наглядного и легко зримого материала… на том острове Пасхи.

Так то на острове Пасхи,… скажет любой, а наш остров совсем другое название имеет – «Острая могила». Название-то другое, но педагогические  представления, согласно псевдобиологической теории Хаксли, ничем не отличаются. С неотенической точки зрения, основным в учебном процессе является наглядность. Она содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание.

В результате активной полулегальной и почти криминальной подготовительной работы с некоторыми странами разных континентов удалось привлечь к сотрудничеству государственных и частных предпринимателей. Неотеническим путем, то есть путем показа (и весьма
дистанционного показа – по Интернету), апелляции по преимуществу к чувствам, а не разуму, удалось добиться массового десантирования жаждущих высшего медицинского образования детей разных народов на остров «Острая могила».

Поначалу всех «ступивших» на /неотенически/ ОБИТАЕМЫЙ остров «Острая могила» поражает истукан с поднятой и устремленной в необъятные просторы вселенной правой верхней конечностью. В этой конечности зажат малопонятный предмет, который создателям этой скульптуры представлялся змеёй или другим каким-нибудь пресмыкающимся неясного
псевдо-биологического происхождения. А змею-то эту ползучую, зачем в рюмку (shot) поместили, не понимает аксолотль-неандерталец из города Ошогбо, штата Ошюн, страны Нигерии из Западной Африки?  Змей у нас сначала надо убить, затем «ошкурить», затем порезать на дольки, как салями ваше, затем замариновать, а уж потом жарить на
граунднат ойл и только потом - кушать. Живыми мы змей в пищу не употребляем, а вы, значит, употребляете тут у себя на «Острой могиле»?

Ошарашенные дети-жители Западной Африки, Индии, Малайзии, Арабских стран «открывают» и познают планету….

Не видели они, конечно, и не знают, что существует картина на известный античный сюжет: бог Зевс, явившись в виде быка, похищает прекрасную дочь финикийского царя по имени Европа… и остров «Острая Могила» - это тоже Европа, хотя с трудом в это можно поверить, судя по монументальному творчеству.

Стены «пещер» украшены наскальными рисунками – какие-то бородатые дядьки, большинство из которых с такими же рюмками (shots) и живыми змеями в руках, как и у бронзового
истукана, явно предназначенными для употребления в сыром виде в пищу….

Не понимают приезжие, как и мы, попав на остров Пасхи, что такое есть манипулятивные приемы для достижения целей с помощью специально сконструированных монументальных сооружений и артефактов. Нет у них (и у нас на острове Пасхи) упорядоченного и кодифицированного знания как объектов, на которые направлено воздействие, так и человеческих способностей, необходимых для такого воздействия. «Человеческого» у тех, кто намеренно запутывает или сбивает с толку, тоже уже мало осталось, они эту фазу прошли и находятся на стадии человеко-облизьян.

Фонтан любви… или не умирай, лебедь

…И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.

«Ректор Луганского медуниверситета в юности отбывал воинскую повинность сначала в пехоте, но оказался слишком туп для этого рода войск. При штабе он зарекомендовал себя ещё хуже. Осталось одно – провести ему проверку на «смекалку и предприимчивость», чтобы сделать вывод о дальнейшем прохождении службы.

Офицер его спрашивает: «Что это такое – имеет две подошвы, два каблука и двадцать четыре дырки для шнурков?»

Будущий ректор напряжённо думал около трёх минут и, наконец, произнёс: «Не могу знать!»
«Хорошо, - сказал офицер. – Это одна пара ботинок. А теперь ответь на следующий вопрос тестового контроля. Что такое имеет четыре подошвы, четыре каблука и сорок восемь дырок для шнурков».

Спустя пять минут будущий внедритель болонской системы в отечественную высшую школу сдался в очередной раз: «Не могу знать!»

«Это  две пары ботинок. Попробуем последний вопрос. Что имеет шесть ног, два рога и в мае летает и жужжит? Если не ответишь, отправим тебя в запас ректором Луганского медицинского университета…»

Не долго думая, вечный солдат мгновенно выпалил: «Так это ж три пары ботинок!», - и тут же был назначен на мирную должность гражданского ректора неотенического Луганского медуниверситета».

Фэнтези  эта вполне неотенически правдоподобна, хотя и описывается канадским писателем Стивеном Ликоком немножко для другой ситуации.
 
Человек, который еще не завершил личиночной стадии своего развития, - очень своеобразный и очень сложный объект. Такой простой человек только того и хочет, если не сказать, норовит, разобраться, почему не выполняются обещания и, например, почему для наглядности преподавания не используется такая, в, общем-то, распространенная компьютерная программа, как Power Point, а на всех входных дверях вместо «Кафедра», написано «Стул или Начальник». Почему, кроме того, самого главного «начальника» учебного учреждения на этом неотеническом острове называют «Настоятель англиканской церкви «СoЕ Rector», а не как положено, на рекламируемом языке обучения, «Principal, Provost или, на худой конец, Сhair».
 
Только настоящих неотенических человеко-облизьян абсолютно не интересует, почему это доктора наук и профессора не видят разницы в словах «стул» и «ходить по большому», но на чирикании, которое абсолютно ни к чему, если есть возможность такого монументального изображения, как ткнуть пальцем на … сами знаете что. Какая «наглядность», общепринятая в донеотеническом периоде, в виде компьютерной МАЛТИМЕДИИ, учебников, общения на понятном языке вам, аксолотлям недоделанным, ещё нужна, если кругом полно понаставлено истуканов, барельефов, настенной пещерной живописи, а преподаватели наглядно и вполне неотенически на всё это тычут пальцами, щёлкают языком, поднимают и опускают брови, гримасничают, шевелят ушами, хвостами и прочими частями организма?

Интернету ХОЧЕТЕ – платите по 5 гривень за час и получайте … с неотенической скоростью 50 мБ в час, нам не жалко. Книжку ХОЧЕТЕ – посылайте по этому же Интернету за 5 гривень маме письмо, пусть она присылает вам любую книжку. Мало вам?... Тогда мы…. Тогда мы….
Тогда мы сооружаем для вас,… сооружаем для вас…., а фонтан для вас ИЗДЕЛАЕМ как вершину изобразительного монументального искусства! А чего-о-о мелочиться-то? Помните «Дружбу народов» на ВДНХ в Москве?... Тоже ХВОНТАН был.

…Из кучи нагроможденных АБЫ ЯК грязных камней неясных пород (и племени) торчит толстая ржавая труба. Из трубы широким – толщиной с окружность бедра победительницы конкурса красоты – потоком непрерывно льётся не совсем прозрачная жидкость. Широкий этот и не совсем ясный поток буро-серой жидкости долго не падает. Он (поток этот) в нескольких вершках от трубы ЛЯПАЕТ в коричнево-чёрную ЦЕБЕРКУ изготовленную из материала, который раньше использовался для дренажных труб осушения советских болот при освоении целинных и залежных земель Нечерноземья. Никакой особой таинственности или мистики в этом сооружении не видят даже дети, родители которых до сих пор исповедуют культы Вуду и танцуют-поют афро-джу-джу. Они воспринимают это произведение чьего-то искусства неотенического мышления как отражение реального мира – если в одном месте что-то прибавится, то в другом убавится.

Раз таким «сильным фонтаном» льётся вода в цеберку под окнами у «СoЕ Rector», то
совсем слабо и не каждый день, а по строгому графику, обнаруживается поток аналогичной нечистой жидкости в кранах общежитий.
 
…И мрачный памятник оне
Фонтаном слёз именовали.

Когда-то Уильям Гарвей обнаружил свойства сердца живого организма как насоса,
непрерывно перекачивающего кровь по сосудам. До 17 века движение крови сравнивали с приливами и отливами, как в морях и океанах.

А не есть ли «фонтанная аналогия» в Луганском медицинском университете какой-нибудь эдакой аналогией, которая приведет к блестящим и совершенно неожиданным результатам?

С чем, например, у вас, читатель этих строк, ассоциируется такой абсолютно неформальный архитектурный памятник, воздвигнутый под окнами еще не успевшего разрушиться, лишь в 2000-х годах воздвигнутого здания, получившего мгновенно всемирно-историческое признание?...

Не буду препятствовать хитросплетению вашей мысли….  Позвольте только слегка напомнить, что «образ лебедя» в этом эссе раскрыт недостаточно, а лучше сказать, ВАЩЕ не раскрыт,… и в этом вполне может быть «собака зарыта»!

Эмиль Пик правнук Теодора Буки


Рецензии