МАТЬ

Как её звали я так и не узнала в тот день. Да в этом и не было необходимости, даже наоборот – легче рассказать о том, что на сердце, когда остаешься неизвестным.
На вид ей было около 60, худощавая, полная энергии, с медным цветом волос, ничем не примечательная женщина из села. Как потом выяснилось, она чистокровная украинка – там родилась, выросла, получила высшее образование, работала, пока не вышла замуж за армянина и уехала в Россию.
Когда разговор заходил о её Родине,она громко начинала возмущаться с явным говором, ругаясь на нынешнее  украинское правительство:
 - Шоб пусто было этому Ющенко...Шо он сделал с культурным литературным украинским языком??! Я смотрю украинские новости  - И НЕ ПОНИМАЮ ИХ! Как такое может быть? Да он же украинский с польским смешал, это уже какой-то польско-украинский! Вот гад!

Из беседы я узнала,  что родила она троих сыновей, муж умер, когда им было 10-15 лет... В России никого, одна с детьми на руках...Тяжело в ту пору ей пришлось.
 Ближе к вечеру, когда в комнате стемнело и делать особо было нечего, когда жара морила своим постоянством, в её памяти стали всплывать островками воспоминания, эпизоды, фразы...А потом всё сложилось в её историю...
 - Трое ж у меня сыновей...Старшой бойкий был всегда, языкастый пацан... Помню, когда пришли паспорт получать, когда 18 стукнуло  - паспортистка его спрашивает, мол, какую национальность указывать будешь, выбирай. Он говорит: «Пишите – русский!» Она на него смотрит удивленно: «Как русский? Русский нельзя! Или украинец, или армянин!». Сын и отвечает: «Пишите тогда, что украинец!» Паспортистка не унимается: «Как украинец?.. Имя армянское, фамилия армянская, отчество армянское!»  - «Ну и что! Так я родился на Украине, по-украински понимаю, а по-армянски слова даже не знаю! Какой из меня армянин?» Так и записали по его желанию...Потом он поехал на Север учится, остался жить в Чите...Сейчас ему 39 исполнилось...бы. Его убили год назад. Ездила к нему на могилку, сердце ж  просит. Далеко так от Питера, но не оставлю ж его там.Приехала как-то раз, смотрю: могилка провалилась – земля оттаяла и опустилась, а эти нелюди старые венки и всякий мусор собрали с кладбища и на его могилку покидали! Я как увидела...аж ноги подкосились! Это ж какими сволочами надо быть, а?! Прибрала я могилку и решила после этого увезти сына отсюда. Не место ему здесь.Ан не тут-то было. Мне пришлось на год  остаться там жить, чтоб добиться этого! Нужна одна справка, другая, сходите туда, сделайте перевод, соберите такие-то документы...Целый год они меня так мурыжили! Как я смогла это всё вытерпеть– не понимаю.На то, видать, воля сыночка моего была...Помогал мне....В конце концов  получила я разрешение перевезти сына, думаю, дай-ка я экспертизу заодно  сделаю – ну не верила я , что сам умер! Так в деле ж написано : « Умер от сердечной недостаточности». Какое сердце?! Он ни разу в больнице не был, здоров как бык! И что ты думаешь? Вскрыли тело – а сердца-то нет! Нет сердца!! Вырезали, сволочи!! Или в больнице, на органы, или убили так. Мне и говорят: «Если не признаете, что нет криминала – тело не отдадим». А мне главнее, чтоб сына забрать.Кремировала я его и отправилась в путь на Украину, где на кладбище нашем родовом и дед, и бабка похоронены...10 дней ехала на поезде оттудова. Доехали до украинской границы, а там такой шмон устроили! До носков людей раздевали, чтоб деньги найти и забрать, у одного паренька все деньги забрали, что были с собой – а ему до Беларуси ещё ехать надо было...Очередь дошла и до меня. Увидели урночку в сумке и спрашивают: «Бабка, что это в ней? Наркотики перевозишь? Сейчас откроем, проверим!» Я как заору: «Через мой труп ты её только сможешь открыть, понял?!» До микроинфаркта тогда таможенники меня довели – мне об этом в больнице потом сказали.
Не тронули-таки, не посмели.Похоронила я его на родной земле, и в первую же ночь спустя год – я уснула как убитая.В первый раз за весь год! Не давал он мне спать спокойно...пока сам не упокоился, пока правду я не выяснила, пока прах его на родное место не лёг.
Я сыновьям своим сказала потом: «Меня тоже кремируете и рядом с сыном похороните, на Украине! Не хочу здесь! Там нас много, приедут к одному – позаботятся о могилках и других родичей...Сыновья же вы мне, неужто хотя бы раз в год к матери из Питера не приедете на могилку-то?"
(Реальная история)


Рецензии
Это всё-таки публицистика, но трогает. Об этом надо писать, говорить. кричать - глухи очень мы стали к чужой беде, к страданиям родины нашей и большой и малой.
Низкий поклон вам.

Сергеи Бережной   19.09.2011 10:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.