Иисусова молитва и пранаяма

Два года назад по просьбе заочного собеседника на одном из интернет-форумов я опубликовал статейку под названием «Иисусова молитва и пранаяма». Согласился на это я после больших сомнений: ведь форум – христианский, а ну-к, мои соображения на этот счет будут восприняты кем-то как пропаганду нехристианских доктрин? Но тему не удалили. Этому есть свое объяснение: администрация этого форума довольно либеральна и, в отличие от многих других, позволяет вольнодумство. Даже камнями бросались не шибко. Но, естественно, иным она пришлась не по нраву, и меня стали поучать:

«Христиане в своей духовной жизни призваны руководствоваться только одной книгой – Библией. Чего есть общего у Христа с тьмой? Ничего. Все это называется не иначе как лжеименное знание».

Не успел я отреагировать, как тот самый человек, который просил опубликовать статью, ответил этому «блюстителю чистоты христианства» - по принципу "лучшая оборона это нападение":

«Любящему Бога всё содействует ко благу. Или Вы не любите Бога?!»

Мне можно было (и, наверное, полезней) промолчать, но я тоже ответил:

«ТОЛЬКО Библией? С этим я согласиться не могу, и вот почему.

Библия – книга мудрая, и не всем дано самостоятельно постичь тайны, в ней сокрытые. Я исхожу из того, что за последние две тысячи лет на земле существовало множество люде, гораздо более умных, чем я. Полагаю, больше, чем я перевидал за советское время на первомайских демонстрациях. Почему я должен с порога отрицать их опыт и мудрость? Ставя себя выше них (а как же иначе, если они для меня – не авторитет?), я лишь культивирую в себе гордыню.

Сидеть и надеяться на то, что эти тайны мне откроет Дух Святой, тоже не выход. Кто я такой, чтобы Бог избрал меня, и я мог, как Павел, не кривя душой сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос»? Простите, но я не могу себе позволить дожидаться стука в дверь и угодливого: "Халява, сэр!"

Если говорить о жизни как духовной практике, в Библии изложены принципы, дана общая методика и приведены некоторые примеры, но не рецепты на все случаи жизни. Иисус, вон, всякий раз исцелял людей по-разному (если Вам это о чем-то говорит).

Не отрицаю: чтобы убедиться в том, что яйцо тухлое, его не обязательно есть. Достаточно понюхать. Или как-то иначе проникнуть под скорлупу. Но утверждать, что яйцо не свежее, увидев его по телевизору, можно только доверяя диктору на сто процентов. Если Вы знакомы с таким диктором, я рад за Вас. У меня такого нет».

А с одной… девушкой? дамой? гражданочкой? Как назвать, чтобы не допустить бестактности? О! Хорошее слово вспомнил! … с одной сестрой у меня произошел следующий диалог:

Она: «Принято считать, что исихазм, а непрестанная Иисусова молитва относится именно к этой стороне подвижничества, берет свою идеологию в мистических учениях древнехристианской церкви. Идущий этим путем ищет сверхразумного и сверхчувственного сближения с Богом. Обычно родоначальником исихазма считается Симеон Новый Богослов, живший в XI в. Он первый ясно развил учение о Богосозерцании. Сама “умная молитва”, как средство, приводящее к исихии, или безмолвию, перекочевала на Афон и стала достоянием тамошнего монашества, ну а затем проникла в Россию и стало «душой» Русского монашеского делания.
Учение исихастов сводится к следующему:
В Боге надо отличать сущность Его от Его проявлений.
Энергия Божества нетварна, как и Его сущность.
Различие между сущностью и проявлением Божества не вносит в понятие Бога сложности.
Слово “Божество” прилагается Отцами Церкви не только к существу Бога, но и к Его энергиям.
По учению Отцов, сущность выше своего проявления, как причина выше следствия.
Сущность Божия трансцендентна тварному миру (вне мира), а потому недоступна для познания человеку, который может познавать Бога только в Его проявлениях — Его благодати, силе, любви, мудрости и т.д.
Разумеется, «практика» (непозволительное высказывание с моей стороны) Иисусовой молитвы доносилась до нас через учение людей сугубо причастных к этому деланию и преуспевших в нем. Очень много можно прочитать об этом в "Добротолюбии". А о дыхании, я уже писала, что действительно, есть у некоторых Святых Отцов высказывания , как правильно удерживать дыхание или как согласовать слова молитвы с дыханием, но все это не носит обязательного характера».

Я: «По науке, может, и так. А как же, к примеру, Исаак Сирин? Ведь это - VI век. Термина не было, а опыт был.
Я тоже оч-чень не люблю слова «практика», когда речь идет о духовном делании. Вроде как, позанимался полчасика и пошел по своим делам. А тут – всю жизнь. «Подвижник» – не от «двигаться», а от «подвиг».

Она: «Поэтому я и написала «обычно», хотя уместнее было бы сказать, что умное делание правильнее было бы отнести ко времени возникновения монашества. В Афонских библиотеках были найдены сборники с выборками из древних патериков о молитве и внутреннем делании восходящие к III веку – Антоний Великий, Макарий Великий – IV век. Но можно предположить, что эти письменные раритеты все-таки с достоверностью не могут утверждать о времени возникновения исихазма. Вполне возможно, что оно возникло намного раньше, и не исключено, что кое-что позаимствовано из дохристианских традиций, (я имею в ввиду: сосредоточение, уход в себя, молчание ума, созерцание)».
 
Я: «На мой взгляд, совсем не обязательно позаимствовано. Особенно меня умиляют дискуссии "эзотериков" на тему, где и у кого учился Иисус: у египетских жрецов, у индийских гуру или кого-то еще?
Всё намного естественней. Как в классической физике: закон Архимеда действует одинаково, что в Бразилии, что в Китае. Ничего странного в том, что в культурах, разделенных временем и пространством, люди, изучавшие духовный мир, убеждались в действии одних и тех же законов нематериального мира".

Но довольно скоро обсуждение увяло. Моя попытка реанимировать тему прозвучала как кода:

«Эта краткая и многообразная жизнь есть какое-то колесо, вертящееся на неподвижной оси: то идет вверх, то склоняется вниз, и хотя представляется чем-то неподвижным, однако же не стоит на месте; убегая, держится на одном месте, и держась, убегает; стремительно скачет и не может сдвинуться с места; силится движением своим переменить положение, и от того же движения приходит в прежнее положение. Поэтому ни с чем лучше нельзя сравнить жизнь, как с дымом, или со сновидением, или с полевым цветком».

Красиво-то как! Недаром говорят: Восток - дело тонкое. Для колорита не хватает только экзотики в виде слов сансара, майя...

Только автор, скорее всего, не знал таких слов. Ведь о жизни человеческой рассуждает не кто иной, как Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (IV век)».

В тот раз я не стал говорить, что статейка моя – это фрагмент задуманной книжки о параллелях между христианством и духовными практиками (жуткое слово, но прижилось, и не хочется измышлять без надобности новые термины) иных традиций. И правильно, потому как книжка до сих пор остается в стадии задумки. Даст Бог, когда-нибудь и напишу. Сомневаюсь, однако, что это произойдет в ближайшие месяцы и годы, а посему предлагаю вниманию читателя тот самый набросок с несущественными изменениями.

*       *       *

«Умное делание – это внутренний духовный процесс, совершающийся в глубоких тайниках человеческого духа и распадающийся на три отдельные акта: безмолвие, умную молитву и созерцание (или видение)». [1]

В свое время я обратил внимание на поразительное сходство некоторых элементов монашеского молитвенного делания с такой далекой от христианства школой духовного совершенствования, как йога. Во многих трудах, описывающих монашескую практику, говорится о сочетании молитвы с определенным ритмом дыхания. Однако, подробного изложения того, как осуществляется это сочетание, мне не встречалось. Чтобы как-то систематизировать разрозненные сведения, нужно немало времени и сил. Да и без личного опыта подобные попытки пользы никакой не принесут. Поэтому, ни на что не претендуя, позволю себе поделиться кое-какими предварительными наблюдениями.

Для начала вспомним, что, согласно Патанджали, [2] пранаяма является четвертой (из восьми) ступенью йоги. Буквально «пранаяма» значит «задержка дыхания» или «обуздание дыхания». Но, как ныне известно каждому, кто хоть в какой-то степени интересовался Востоком, в йоге под пранаямой понимается не регулирование потоков воздуха (vayu) в организме, а методика овладения праной как жизненной энергией.

Современные христианские авторы утверждают, что подобное сходство – чисто внешнее, а всё, что идет с Востока – сплошная бесовщина. В частности, говорят, будто

«перманентное йогическое дыхание ведет к накоплению чужеродного, плохо ассимилируемого, психического тока, что вызывает худшие формы психизма и медиумизма». [3]

Проверили они  это на себе или просто повторяют заученные фразы, не знаю. На мой взгляд, отрицать опыт лишь по той причине, что он наработан не в христианской среде, неразумно.

Особое место в ряду прочих дыхательных техник в пранаяме занимает так называемое «полное дыхание». Цикл полного дыхания складывается из следующих фаз:

1. Вдох в три этапа, снизу вверх. Сначала воздухом наполняются нижние отделы легких – так называемое абдоминальное дыхание. Затем, легким сокращением мышц брюшной стенки воздух частично выталкивается в средние отделы легких на фоне продолжения вдоха. И, наконец, «ключичное» дыхание. В конце вдоха плечи несколько приподнимаются, позволяя воздуху проникнуть в самые верхние отделы легких.

2. Остановка дыхания. Очень важный момент: речь идет не о натужной, через силу задержке дыхания на вдохе, а именно об остановке. Критерием правильности выполнения полного дыхания является отсутствие какого-либо дискомфорта, когда остановка дыхания не требует сознательных усилий. При входе в состояние раскрытия это происходит естественно, само собой. При этом теряется чувство времени, и, как ни парадоксально, нужно вспомнить, что пора делать выдох.

3. Выдох также совершается в три этапа и тоже – снизу вверх: живот, грудь, ключицы. В конце фазы брюшная стенка расслаблена, и следующий вдох естественно начинается снизу. По телу одна за другой проходят волны снизу вверх. Распространенная ошибка – выдох сверху вниз: сначала ключицы, потом грудь и в последнюю очередь живот. При таком выдохе человек «сваливается» в ХУМ и главная цель «полного» дыхания, поддержание и наращивание состояния раскрытия, не достигается.

Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох – 1 : 4 : 2. По мере совершенствования практики пранаямы рекомендуется и после выдоха делать паузу на четыре счета, но об этом – чуть ниже.

Какое отношение полное дыхание йогов имеет к Иисусовой молитве? А вот какое. Разобьем ее текст на ритмические группы по три слога, с равномерным чередованием ударных и безударных слогов, и составим таблицу, расположив ударные слоги (выделлены прописными буквами) один под другим.

ГОС- | по- | ди,
 -   | И- | и-
СУ-  | се | Хрис-
ТЕ,  | Сы- | не
БО-  | жий, | по-
МИ-  | луй | мя,
ГРЕШ- | на- | го


Чтобы не нарушался ритм (и не возникало «синкоп» при произнесении молитвы), первая ячейка второй строки оставлена пустой (пауза). Переформатируем таблицу:

Гос- | по- | ди,
-  | И- | и- | су- | се | Хрис- | те, | Сы- | не | Бо- | жий, | по-
ми- | луй | мя, | греш- | на- | го.

В первой строке – одна группа из трех слогов с ударением на первом, во второй – четыре и, наконец, в третьей – две. Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох – 1 : 4 : 2, причем каждая фаза состоит из трех «подфаз» (живот, грудь, ключицы). Совпадение? Если да, то весьма примечательное и вряд ли случайное. Подтверждение этой неслучайности я нашел у… Серафима Саровского! Православным известно его наставление:

«Всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй». [4]

О сочетании молитвы с дыханием он, вроде бы, не говорит. Можно тараторить «Господи, помилуй» со скоростью пулемета. А можно – "Гос-по-ди" на вдохе и "по-ми-луй" на выдохе в согласии с биением пульса (на три, шесть, девять, двенадцать ударов…). Я пробовал на «рваный» ритм – в пять четвертей. Эксперимент оказался неудачным. Трудно войти в молитвенное состояние, когда в голову лезет “Take Five”. Но про Серафима Саровского я вспомнил по другому поводу. Известно, что он рекомендовал читать Иисусову молитву в нескольких «редакциях». В частности, в такой:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Богородицей помилуй мя».

Я попробовал разбить «дополнительную» фразу таким же образом, на трехсложные стопы с ударением на первом слоге. И вот, что у меня получилось:

- | Бо- | го | РО- | ди- | цей | - | - | по- | МИ- | луй | мя

В отличие от «классической» Иисусовой молитвы, здесь на паузы приходится не одна, а три доли. Не очень-то складно получается. Однако, именно такая разбивка лучше всего «ложится» на ритм. И тогда обнаруживается еще одно «странное» совпадение: «дополнительная» строка состоит из четырех трехсложных стоп. А ведь это – не что иное, как остановка дыхания после выдоха на четыре счета! То есть, вся молитва, если ее читать целиком, укладывается в ритмическую схему 1 : 4 : 2 : 4 – высшая стадия полного дыхания йогов.

===============

1. С. Переверзенцев. Преподобный Нил Сорский. http://old.portal-slovo.ru/rus/history/85/5460/
2. @ПАТАНДЖАЛИ (ок. 200 до н.э.; по иной версии жил между 7 и 3 вв. до н.э.) — автор "Йога-Сутры". П. — не основатель философии и практических методов йоги (см.), но скорее ее систематизатор, ибо множество разнообразных форм и методик йоги были хорошо известны с гораздо более древних времен. Однако система, классификация, объяснения и сжатые определения П. оказались настолько превосходными и эффективными, что с ними знакомы и ими руководствуются практически все образованные йоги@ - Энциклопедия эзотеризма,
3.   А. Позов. Сокровище ума и сердца (Молитвенно-аскетический опыт древней церкви). Умное делание. http://www.katakomb.ru/6/Pozov_socrov.html#55
4.  Молитвенное правило отца Серафима


Рецензии
Тема действительно интересная, и не просто интересная, а насущная, во всяком случае для тех, кто соприкасался и с тем и с другим. Прежде чем прийти в православную Церковь, я 20 с лишним лет "убил" на йогу, интегральную йогу, и должен сказать (исновываясь исключительно на собственном опыте и наблюдениях), что параллели, о которых вы пишете, конечно есть, но в тоже время их и нет. Вообще эта проблема чрезвычайно важная (для практиков, конечно) и заслуживающая внимания. К сожалению, сегодняшние православные доки плохо знакомы с йогой, так сказать, изнутри, и мало могут что сказать по этому поводу. А вот те, что прошли через йогу и подошли к молитве, зачастую волей-неволей переносят внутренние йогические психо-душевные переживания на молитвенные состояния, что мешает осознать и почувствовать в чём отличие одного от другого, хотя внешне, повторюсь, праллелей и схожести очень много.

Андрей Климов   02.09.2011 23:51     Заявить о нарушении