Эдипов комплекс бытия

Миф об Эдипе – наглядный пример никчемности человеческих амбиций, притязаний, и мнимого, наигранного величия!  Эдип был как раз из той породы людей, которые по духу своему были творцам самих себя и своей жизни. Мудрейший. Сильнейший. Именно он разрешил загадку о человеке, загаданную непобедимым Сфинксом, ибо он знал сущность человека, обладал высшим знанием о нем, о его устройстве. Это знание позволило ему стать царём своего же царства! Он вернулся в свой дом победителем и побежденным одновременно, он, величайший! Он – царь Фив, земли отца своего, и владелец дома своего, лона Иокасты, матери-жены. Эдип низверг отца и, обладая высшими знаниями,  занял его место, но не из-за сатанинской гордости ангела-отступника, а из-за слепоты души своей, невидящей преград своего восхождения. Мудрец-убийца. Спаситель народа, нарушивший табу.  Отец своих братьев. Человек, не побоявшийся взглянуть в глаза правды, чей взор выжигает глаза и калечит душу. Прозрение души через ослепление, как оказалось, бесполезных глаз. Только человек пошлый увидит в этом мифе очередную кровавую драму, замешанную на убийствах и сексе. Это история о пределах человеческих возможностей: никто, повторяю никто из смертных, каким бы выдающимся умом он не обладал, не сможет заменить Отца и продолжать творение мира с помощью лона, давшего ему жизнь. Чрево естества никогда не выдержит чужого вмешательства, и перед тем как лишить себя жизни, даст миру больные плоды, ибо худое дерево дает худой плод, а доброе дерево – добрый. То, что так ясно виделось собственным выбором, оказалось игрой жестокого фатума. Почему пастух, сжалился над младенцем Эдипом  и не лишил его жизни, нарушая приказ? Почему жителю Коринфа пришла в голову идея назвать Эдипа подкидышем, тем самым разоблачая его происхождение?  Люди, не ведая, что творят, даруют  самую беспощадную и жестокую жизнь величайшему из них.  Творя милосердие, пастух дал начало этому мифу, потому что он было добрый человек, и не мог убить ребенка. Правильно он поступал? Правильно, ибо сохранил жизнь ни в чём не повинному младенцу. Подгулявший коринфянин сказал правду, ибо Эдип действительно был подкидышем. Правильно ли он поступил? Правильно, ибо говорить правду человеку в лицо, признак искренности и смелости. Слуга, свидетель убийства Лая и свадьбы Эдипа и Иокасты,  промолчал в угоду своего народа, которому был новый царь. Правильно ли он поступил? Правильно ибо действовал в угоду своих сограждан. Правильно ли поступил Эдип, отправившись в Дельфы? Правильно, ибо он хотел знать правду. Милосердие пастуха, правдивость коринфянина и самопожертвование верного слуги привели Величайшего из них в гибели. Царь - цареубийца, вернул свой трон. Сын стал отцом братьев своих, мужем матери.  Убийца-спаситель. Великий грешник, спасший свою родину. Этот миф похож на реальность, более чем, сама реальность, ибо в одном человеке сошлись все противоречия  мира. Блаженны за правду гонимые! Горе вам, слепые вожди! Сказано в писании.  Слепой царь, ищущий правду, достоин блаженства и горя. Величие и низость потрясают даже саму одаренную фантазию. Миф об Эдипе – отображение нашего загнившего мира, где милосердие, правдолюбие и искренность, эти столь благородные стремления обращаются в зло, способное уничтожить и низвергнуть даже самого сильного духом царя. Взгляните на картину Ренуара «Царь Эдип» и вы поймете меня: больше нет четких линий и силуэтов, границы между правдой и ложью размыты. На лицах людей нет глаз, их души слепы от рождения, поэтому им они больнее не нужны. Темнота и забвение – правда нового мира. Мира пустых глазниц. Желающий правды будет убит молчанием, непониманием, повальным эгоизмом, нежеланием выбраться из своих нор и что-то изменить. Будет убит медленно, и наверняка и никто не будет виноват. Убийцы даже в голову не придет мысль, что они кого-то убили.
Двойственность натуры Эдипа – двойственность человеческой сути. Взгляните внимательно:  Лай, Фивейский царь, -  кровный отец Эдипа, возжелавший его уничтожить, а Полиб, царь Коринфа, человек, принявший подкидыша, как своего родного сына, и давший ему воспитание теплоту отцовской любви. Именно он дал отвергнутому мальчику имя Эдип, что значит «с опухшими ногами». Получается, что биологический отец хотел умертвить своё чадо, а чужой человек дал ему эту самую жизнь. И именно из-за боязни убить благосклонного  Полиба, Эдип не возвращается в Коринф. Да, он убил Лая, своего настоящего отца, он был ли он отцом истинным? Нет, не был. Настоящие отцы не приказывают сбросить своих сыновей со скалы. Убив Лая, Эдип освободился от оков крови, сохранив настоящего отца, который дал ему приют и ласку. Получается, что он стал орудием возмездия, убийца был убит своей несостоявшейся жертвой, но это не было местью, ведь не знал же  Эдип, кого же он убил на перекрестке трех дорог. Аполлон-предсказатель обладал действительно генилаьным умом: сын убивает отца, убийца становиться жертвой, и никто не признал в другом родственника. Каждый считал себя правым, и это привело к катастрофе.
Подобно Эдипу, мы не знаем куда идти, что есть истина. Мы мечемся между Коринфом и Фивами, не зная где наша истинная родина, и кто наш истинный отец. Мы закованы в цепи кровной связи, свободу от которых дарует лишь смерть. Неизвестная, манящая и приходящая без спроса. Не даром же миф не сообщает нам,  на какой земле упокоился величайший из древних царей, познавший всю высоту и всю низость этого мира. Лишь слепому провидцу  Тесею разрешено знать это, ибо цари и после своей с кончины остаются властителями дум своих поданных. Он был был небожителем, и он был низвергнут до преступника. Мудрец, спаситель, ищущий правду, жертва времени. Жертва чужих намерений, сын своего века, Великий Царь Эдип, сердце которого есть сердце этого мира: прекрасное и ужасное, правдивое и спрятавшее в себе великий обман, сердце, частичка которого бьётся в каждом из нас.

II
Джим Мориссон, подобно царю Эдипу, также был жертвой чужих воззрений и заложником своей эпохи. Причисленный фанатами и СМИ к лику борцов за свободу, канонизированный за свое сверх искреннее творчество, он, как истинный царь, владеет умами своих поданных  и поныне. Одержимый калифорниец, казалось, совершил невозможное: своей воистину колоссальной фигурой, он затмил свое бессмертное, гениальное творчество. Никем непонятый, этот последний проклятый поэт, не стал выбирать между Коринфом и Фивами, и создал свой, могущественный город, город своей мечты, город своей души: «Фантастический Лос-Анджелес». Он так же, как и Эдип, убил своего отца, который, выбрав роль Лая, отказался давать ему любовь и доброту, но убил не своими руками, а своими словами и своими песнями, похоронив его тем самым заживо. В одном из интервью он заявил, что его родители погибли в автокатастрофе, и он не лгал: индейцы были его настоящими родителями, они были для него, как Полиб для Эдипа, и именно о них он скорбел всю жизнь. Его биологические родители был для него ничем, родители по духу – всем, именно поэтому он «убил тех», кто произвел его на свет.


  Убийца поднялся засветло,
Обулся,
Принял обличье человека с портрета из галереи предков,
И спустился по лестнице в зал.
В комнату сестры
Отправился он, а
Чуть позже
Своему брату нанес визит,
А чуть позже
Спустился по лестнице в зал.
И вот подошел он к двери,
И вот заглянул он внутрь:

"Отец?"
"Что тебе, сын?"
"Я хочу убить тебя!
Мать, я так хочу..."
Ух, хорошо, все отлично, да!
Давай, мам, да!

Он пел эти строки, глядя в глаза своей матери. На это способен только царь по духу, преодолевший узы крови при жизни, убивший свое естество и тем самым ставший сильнее, чем был. Он осмелился прорваться на другую сторону восприятия мира: власть слова оказалось сильнее, чем весь флот, подконтрольный его отцу. Молодой человек с микрофоном мог все, адмирал со всеми своими эсминцами, авианосцами и несметным количеством  подчиненных – ничего, потому что его власть была настоящей, выстраданной, рвущейся из самых темных закоулков души, подобной безграничному космосу. Властью не от мира сего,  с  могуществом которой не сравниться  ни одна искусственно созданная государственная машина. Отвергнутый Эдип вернул себе трон, убив отца. Он, так же как и Величайший царь, знал людскую сущность: его песни это ответ на вопрос Сфинкса. Самопровозглашенный Языческий Бог, разгул которого сопоставим с Великими Дионисиями, повторил путь великого царя: алкогольное ослепление, таинственная смерть, и власть, не только над умами современников, но и над последующими поколениями.
Он нашел свое последнее пристанище в Париже, родине, Шарля Пьера Бодлера, проклятого поэта, еще одного духовного отца, автора стихотворения «Погребение проклятого поэта»:

Если тело твое христиане,
Сострадая, земле предадут,
Это будет в полночном тумане,
Там, где сорные травы растут.
И когда на немую путину
Выйдут чистые звезды дремать,
Там раскинет паук паутину
И змеенышей выведет мать.
По ночам над твоей головою
Не смолкать и волчиному вою.
Будет ведьму там голод долить,
Будут вопли ее раздаваться,
Старичонки в страстях извиваться,
А воришки добычу делить.

И действительно, могила Джеймса Дугласа Моррисона, является самой неспокойной на кладбище Пьер-Лашез. Отверженные обществом люди   всего света  считают его своим, потому что он был настоящим. Хоть он и надел маску из галереи предков, уподобившись Эдипу, он никогда не терял своей сути: Разгульный пьяница с по-детски восприимчивой душой,  поэт-убийца, открывший двери восприятия, спаситель, избавивший целое поколение от Сфинкса собственной трусости и малодушия. Гонимый за правду  вождь, заблудившийся и ослепший. Блаженный, и несчастный. Властитель чужих дум, не сумевший обуздать мирового зеленого змея, которого он сам пригрел на груди. Данко, вырвавший свое сердце, дабы осветить путь, таким же как он, не принимающим этот мир в его извращенном и загнившем виде, и пытающимся что-то исправить, исправить в себе. «Мир в  твоей власти, жизнь не имеет конца». Эти слова, полные волшебной энергии, ёще при жизни певца ставшие девизом свободы, и по сей день сохраняют свою актуальность, ибо они пробуждают волю, разум и необъятную жажду к жизни и познаниям. Призыв, на который может откликнуться только сильным духом, умеющий уши, чтобы слышать.
Песни, дарующие силу, будут звучать вечно, и, подобно Иерихонским трубам, будут рушить искусственно созданную стену непонимания, кирпичами которой является наше малодушие, невежество, глупость. Песни, которые способны утопить  в волнах своей энергии все негативные явления современного общества от экономического кризиса до религиозного конфликта, ибо это песни о любви и свободе. Они объединяют людей разных стран, возрастов, мировоззрений. Все социальные маски в мгновение слетают с людей, когда они слышать ни с чем не сравнимый голос Моррисона. Голос, проникающий в глубь ваших желаний, страхов, фантазий, и иллюзий. Голос, глубокий как море, способный перевоплощаться подобно великолепному актеру,  ради того, чтобы общаться с человеком на языке его души. Голос, звучание которого трагически оборвалось 38 лет назад, но который и по сей день, тревожит ум и будоражит воображение.
Сожгите картины, снесите памятники архитектуры, превратите в пепел книги, как это делали герои Рея Бредбери из фантастической повести «451 градус по Фаренгейту», и вы исказите созданное. Да, картину можно отреставрировать или восстановить по репродукциям, дом можно построить заново, а книгу по памяти воспроизведут его обожатели, но это будет не то, что создал художник, архитектор, писатель. Это будет отражение в кривом зеркале. Уничтожьте все следы существования группы Doors: записи, архивы выступлений, воспоминания современников, книги о ней, вычеркните все, абсолютно всё и вы ничего не добьетесь, потому фантастическая музыка этой группы дарует свободу духа, а её уничтожить невозможно. За всю историю существования человечества искусство быть свободным не было утрачено обществом только благодаря тому, что на свет рождались такие люди, как Джим Моррисон. Быть свободным. Вдумайтесь в эти слова. Подумайте, свободны ли вы от своих страхов, общественного мнения, стереотипов мышления, различных комплексов и предрассудков. Искусство быть свободной личностью, полноправным участником праздника жизни, независимым и полноценным человеком. Свободными не рождаются, свободными становятся. Свобода как воздух, без которого нельзя прожить дня. Обретите ее,  и вы перестанете бояться смерти, ибо это всего лишь ещё большей свободе, свободе нездешней, космической, выходящей за рамки мира человеческих тел. «Откройте двери восприятия, и вы увидите мир таким, каков он есть.»  Этот афоризм Ульяма Блэйка повторил Олдос Хаксли, выдающийся американский писатель двадцатого столетия, а вслед за ним и Джим Мориссон, увековечил его в названии своей группы.
Свобода – тяжкое бремя. Это крест, на котором вы сами распинаете все то, что мешает жить. Блейк, Хаксли. Моррисон.  Это всего лишь три имени из списка свободных. Продолжите эту цепь, и ваша жизнь пройдет не даром, ибо искусство быть свободным - конечный этап эволюции человеческого духа.
Свобода достойна того, чтобы ради нее жили. Она достойна, чтобы за нее умерли. Живите и будьте свободными.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.