Эдипов комплекс бытия
Двойственность натуры Эдипа – двойственность человеческой сути. Взгляните внимательно: Лай, Фивейский царь, - кровный отец Эдипа, возжелавший его уничтожить, а Полиб, царь Коринфа, человек, принявший подкидыша, как своего родного сына, и давший ему воспитание теплоту отцовской любви. Именно он дал отвергнутому мальчику имя Эдип, что значит «с опухшими ногами». Получается, что биологический отец хотел умертвить своё чадо, а чужой человек дал ему эту самую жизнь. И именно из-за боязни убить благосклонного Полиба, Эдип не возвращается в Коринф. Да, он убил Лая, своего настоящего отца, он был ли он отцом истинным? Нет, не был. Настоящие отцы не приказывают сбросить своих сыновей со скалы. Убив Лая, Эдип освободился от оков крови, сохранив настоящего отца, который дал ему приют и ласку. Получается, что он стал орудием возмездия, убийца был убит своей несостоявшейся жертвой, но это не было местью, ведь не знал же Эдип, кого же он убил на перекрестке трех дорог. Аполлон-предсказатель обладал действительно генилаьным умом: сын убивает отца, убийца становиться жертвой, и никто не признал в другом родственника. Каждый считал себя правым, и это привело к катастрофе.
Подобно Эдипу, мы не знаем куда идти, что есть истина. Мы мечемся между Коринфом и Фивами, не зная где наша истинная родина, и кто наш истинный отец. Мы закованы в цепи кровной связи, свободу от которых дарует лишь смерть. Неизвестная, манящая и приходящая без спроса. Не даром же миф не сообщает нам, на какой земле упокоился величайший из древних царей, познавший всю высоту и всю низость этого мира. Лишь слепому провидцу Тесею разрешено знать это, ибо цари и после своей с кончины остаются властителями дум своих поданных. Он был был небожителем, и он был низвергнут до преступника. Мудрец, спаситель, ищущий правду, жертва времени. Жертва чужих намерений, сын своего века, Великий Царь Эдип, сердце которого есть сердце этого мира: прекрасное и ужасное, правдивое и спрятавшее в себе великий обман, сердце, частичка которого бьётся в каждом из нас.
II
Джим Мориссон, подобно царю Эдипу, также был жертвой чужих воззрений и заложником своей эпохи. Причисленный фанатами и СМИ к лику борцов за свободу, канонизированный за свое сверх искреннее творчество, он, как истинный царь, владеет умами своих поданных и поныне. Одержимый калифорниец, казалось, совершил невозможное: своей воистину колоссальной фигурой, он затмил свое бессмертное, гениальное творчество. Никем непонятый, этот последний проклятый поэт, не стал выбирать между Коринфом и Фивами, и создал свой, могущественный город, город своей мечты, город своей души: «Фантастический Лос-Анджелес». Он так же, как и Эдип, убил своего отца, который, выбрав роль Лая, отказался давать ему любовь и доброту, но убил не своими руками, а своими словами и своими песнями, похоронив его тем самым заживо. В одном из интервью он заявил, что его родители погибли в автокатастрофе, и он не лгал: индейцы были его настоящими родителями, они были для него, как Полиб для Эдипа, и именно о них он скорбел всю жизнь. Его биологические родители был для него ничем, родители по духу – всем, именно поэтому он «убил тех», кто произвел его на свет.
Убийца поднялся засветло,
Обулся,
Принял обличье человека с портрета из галереи предков,
И спустился по лестнице в зал.
В комнату сестры
Отправился он, а
Чуть позже
Своему брату нанес визит,
А чуть позже
Спустился по лестнице в зал.
И вот подошел он к двери,
И вот заглянул он внутрь:
"Отец?"
"Что тебе, сын?"
"Я хочу убить тебя!
Мать, я так хочу..."
Ух, хорошо, все отлично, да!
Давай, мам, да!
Он пел эти строки, глядя в глаза своей матери. На это способен только царь по духу, преодолевший узы крови при жизни, убивший свое естество и тем самым ставший сильнее, чем был. Он осмелился прорваться на другую сторону восприятия мира: власть слова оказалось сильнее, чем весь флот, подконтрольный его отцу. Молодой человек с микрофоном мог все, адмирал со всеми своими эсминцами, авианосцами и несметным количеством подчиненных – ничего, потому что его власть была настоящей, выстраданной, рвущейся из самых темных закоулков души, подобной безграничному космосу. Властью не от мира сего, с могуществом которой не сравниться ни одна искусственно созданная государственная машина. Отвергнутый Эдип вернул себе трон, убив отца. Он, так же как и Величайший царь, знал людскую сущность: его песни это ответ на вопрос Сфинкса. Самопровозглашенный Языческий Бог, разгул которого сопоставим с Великими Дионисиями, повторил путь великого царя: алкогольное ослепление, таинственная смерть, и власть, не только над умами современников, но и над последующими поколениями.
Он нашел свое последнее пристанище в Париже, родине, Шарля Пьера Бодлера, проклятого поэта, еще одного духовного отца, автора стихотворения «Погребение проклятого поэта»:
Если тело твое христиане,
Сострадая, земле предадут,
Это будет в полночном тумане,
Там, где сорные травы растут.
И когда на немую путину
Выйдут чистые звезды дремать,
Там раскинет паук паутину
И змеенышей выведет мать.
По ночам над твоей головою
Не смолкать и волчиному вою.
Будет ведьму там голод долить,
Будут вопли ее раздаваться,
Старичонки в страстях извиваться,
А воришки добычу делить.
И действительно, могила Джеймса Дугласа Моррисона, является самой неспокойной на кладбище Пьер-Лашез. Отверженные обществом люди всего света считают его своим, потому что он был настоящим. Хоть он и надел маску из галереи предков, уподобившись Эдипу, он никогда не терял своей сути: Разгульный пьяница с по-детски восприимчивой душой, поэт-убийца, открывший двери восприятия, спаситель, избавивший целое поколение от Сфинкса собственной трусости и малодушия. Гонимый за правду вождь, заблудившийся и ослепший. Блаженный, и несчастный. Властитель чужих дум, не сумевший обуздать мирового зеленого змея, которого он сам пригрел на груди. Данко, вырвавший свое сердце, дабы осветить путь, таким же как он, не принимающим этот мир в его извращенном и загнившем виде, и пытающимся что-то исправить, исправить в себе. «Мир в твоей власти, жизнь не имеет конца». Эти слова, полные волшебной энергии, ёще при жизни певца ставшие девизом свободы, и по сей день сохраняют свою актуальность, ибо они пробуждают волю, разум и необъятную жажду к жизни и познаниям. Призыв, на который может откликнуться только сильным духом, умеющий уши, чтобы слышать.
Песни, дарующие силу, будут звучать вечно, и, подобно Иерихонским трубам, будут рушить искусственно созданную стену непонимания, кирпичами которой является наше малодушие, невежество, глупость. Песни, которые способны утопить в волнах своей энергии все негативные явления современного общества от экономического кризиса до религиозного конфликта, ибо это песни о любви и свободе. Они объединяют людей разных стран, возрастов, мировоззрений. Все социальные маски в мгновение слетают с людей, когда они слышать ни с чем не сравнимый голос Моррисона. Голос, проникающий в глубь ваших желаний, страхов, фантазий, и иллюзий. Голос, глубокий как море, способный перевоплощаться подобно великолепному актеру, ради того, чтобы общаться с человеком на языке его души. Голос, звучание которого трагически оборвалось 38 лет назад, но который и по сей день, тревожит ум и будоражит воображение.
Сожгите картины, снесите памятники архитектуры, превратите в пепел книги, как это делали герои Рея Бредбери из фантастической повести «451 градус по Фаренгейту», и вы исказите созданное. Да, картину можно отреставрировать или восстановить по репродукциям, дом можно построить заново, а книгу по памяти воспроизведут его обожатели, но это будет не то, что создал художник, архитектор, писатель. Это будет отражение в кривом зеркале. Уничтожьте все следы существования группы Doors: записи, архивы выступлений, воспоминания современников, книги о ней, вычеркните все, абсолютно всё и вы ничего не добьетесь, потому фантастическая музыка этой группы дарует свободу духа, а её уничтожить невозможно. За всю историю существования человечества искусство быть свободным не было утрачено обществом только благодаря тому, что на свет рождались такие люди, как Джим Моррисон. Быть свободным. Вдумайтесь в эти слова. Подумайте, свободны ли вы от своих страхов, общественного мнения, стереотипов мышления, различных комплексов и предрассудков. Искусство быть свободной личностью, полноправным участником праздника жизни, независимым и полноценным человеком. Свободными не рождаются, свободными становятся. Свобода как воздух, без которого нельзя прожить дня. Обретите ее, и вы перестанете бояться смерти, ибо это всего лишь ещё большей свободе, свободе нездешней, космической, выходящей за рамки мира человеческих тел. «Откройте двери восприятия, и вы увидите мир таким, каков он есть.» Этот афоризм Ульяма Блэйка повторил Олдос Хаксли, выдающийся американский писатель двадцатого столетия, а вслед за ним и Джим Мориссон, увековечил его в названии своей группы.
Свобода – тяжкое бремя. Это крест, на котором вы сами распинаете все то, что мешает жить. Блейк, Хаксли. Моррисон. Это всего лишь три имени из списка свободных. Продолжите эту цепь, и ваша жизнь пройдет не даром, ибо искусство быть свободным - конечный этап эволюции человеческого духа.
Свобода достойна того, чтобы ради нее жили. Она достойна, чтобы за нее умерли. Живите и будьте свободными.
Свидетельство о публикации №209071900640