Глава 11. Шестая планетарная оболочка
Наверно, для человечества этот уровень будет самым сложным. Пройти его будет не просто, потому что шестой – контрольный уровень обеспечивает проверку на целесообразность не отдельных личностей, а отдельных социальных систем, а точнее сформировавшегося общественного сознания. Эволюция сознания идет по пути развития видового сознания через индивидуальное к социальному или общественному сознанию. Четвертый и пятый уровни творения способствовали преобразованию индивидуального сознания в высокоразвитый интеллект отдельных личностей, которые освоили функции видового сознания. Теперь следующий эволюционный шаг должен преобразовать индивидуальное сознание в социальное (общественное, коллективное). Это предпоследний шаг к выходу человечества на уровень надсистемы.
Мы уже определили, что в надсистеме программируется кризисная ситуация, если повышение энтропии в ней достигает критического уровня. Поэтому прогрессивная эволюция никогда не происходит прямолинейно, ее необходимыми спутниками являются периодически обостряющиеся кризисы, обусловленные действиями шестого – контрольного уровня. В этот период, в период действия кризисов, каждая развивающаяся система должна пройти «тест на целесообразность» или «тест на зрелость».
На каузальном уровне творения “тест на зрелость” был определен как тест на разнообразие, где количество накопленного разнообразия может служить причиной выживания цивилизации. Теперь “тест на зрелость” дополнится еще фактором антиэнтропийности. Содержание любого эволюциогенного кризиса состоит в том, что экспансия неравновесных процессов подводит к исчерпанию ресурсов среды, а новые антиэнтропийные механизмы каузального плана если и сформированы, то, возможно, работают еще не в полной мере. В момент кризиса те системы, которые не имеют необходимых каузальных функций, подлежат уничтожению, другие начинают приспосабливаться к новым условиям. Так каждая кризисная ситуация становится побудительной причиной качественного эволюционного преобразования.
Огромную роль во всех исторических событиях всегда выполняла конкуренция между социальными организмами - племенными сообществами, государствами и т.д. Каждый из них, как любая реальная система, ориентирована, в конечном счете, на решение взаимодополнительных задач сохранения внутреннего равновесия и внешнего неравновесия, т.е. собственной выделенности из среды. Поскольку же система живет в природной и социальной среде, то, по определению Маркаряна (Назаретян А..П. 1991, с.121), естественно обозначаются три различные оси, вокруг которых можно расположить всю систему культуры как целостного механизма социальной самоорганизации. Первая ось - сохранение термодинамического неравновесия путем целенаправленной канализации природной энергии, вторая ось - поддержание относительной автономности от других социальных организмов и третья ось - поддержание устойчивости внутренних отношений. При этом решение двух последних задач включает энергетический (экономический, военно-политический) и информационно-смысловой (идеологический, социально-психологический) аспекты. Основным критерием естественноисторического сопоставления и отбора социальных организмов, как известно, до сих пор служит эффективность производства, а, следовательно, и характер производственных отношений. Поэтому контрольный уровень, во-первых, производит селекцию и отбор социальных систем по характеру производственных отношений. А, во-вторых, с этого уровня на передний план в прогрессивной эволюции начинают выходить новые антиэнтропийные механизмы, блокирующие разрушительную тенденцию социального интеллекта. В качестве основного критерия здесь выступают априорные цели развития системы, или, по большому счету, ее «идеалы». Поэтому, прежде всего, будут отбираться те социальные системы, идеалы которой способствуют взаимосодействию по достижению общих результатов с другими социумами. Если же система не способна эффективно уменьшать энтропию в надсистеме, то она будет уничтожена в соответствии с законом сохранения энтропии. Потому что разрушение среды обуславливает и разрушение всех неравновесных систем, находящихся в ней.
Таким образом, определены основные задачи шестого планетарного уровня, а теперь посмотрим, какими будут отличия каждого из подуровней, т.е. какая материальная форма станет носителем этого уровня, какие новые эмоции, чувства, поведенческие функции появятся у человечества на шестом этапе созидания планеты.
Физический подуровень (36 ступень)
Каждый раз, выходя на новый уровень развития, человечество овладевает новой формой материи или энергии. Можно с полным основанием использовать факт связи материи и энергии, который для корпускулярной материи определен Эйнштейном в его знаменитой формуле. На предыдущем уровне было определено, что энергия ментального плана в качественном составе не меняется, т.к. относится к S - признаку. Поэтому основные изменения происходят только со структуризацией ментальной энергии, которая из неупорядоченного состояния переходит в упорядоченное или структурированное. Человек в качестве объективной реальности становится тем самым акцептором, который способен осуществить такое преобразование.
Поскольку уже неоднократно утверждалась мысль, что субъективная реальность в интегральном мире становится все более доминирующей, то человека и его возможности невозможно рассматривать отдельно от физического подуровня данного, шестого, уровня. Поэтому теперь все основные связи между подсистемами этого подуровня формируются только посредством человека и только в его сознании, т.к. именно он становится главной преобразующей силой Природы. В свое время Вернадский, сопоставляя деятельность научной мысли с геологическими процессами, подчеркивал, что ноосфера – «это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества». Хотя для него так и осталось странностью, что ноосфера оставаясь областью мысли, разума, одновременно активно участвует в перестройке планеты.
Но нам теперь понятно, что мы не только познаем мир через себя и посредством себя, т.е. через свои чувства и мышление, но и оказываем существенное влияние на все факторы, действующие в мире, включая и природные, в том числе и геологические, механизмы. Благодаря мыслительным способностям, человек как бы встраивает себя в интегральную структуру мироздания. Но становится при этом не просто ее составляющим элементом, а основным преобразующим ее, интегральную структуру, фактором.
Теперь стоит вернуться к высказанному ранее предположению, что вихревое информационное поле создается, когда переменное витальное поле порождает переменное ментальное поле и наоборот. Выяснить, что собой представляет переменное витальное поле уже не сложно. Формула «мир познается посредством своих чувств» означает, что переменное витальное поле формируется за счет глубины переживаний человека. Переменное ментальное поле возникает, когда внутренние переживания человека воплощаются в ментальные образы, и происходит их осмысление. Образование вихревого U-S поля строилось на предполагаемой аналогии с вихревым электромагнитным полем. Точно так, как вихревое магнитное поле порождает вихревое электрическое поле, точно так же вихревое витальное поле порождает вихревое ментальное, что создает устойчивую системную организацию, позволяющую ей сохранять собственную структуру длительное время. Рассматривая субъективную реальность в основе двух ее составляющих, описываемых по D,S-признакам, видим, что на этом уровне происходит объединение (интеграция) обоих признаков в единое целое. Теперь D-признак, порождающий витальное поле, и S-признак, порождающий ментальное поле, становятся единым структурированным информационным потоком, вызванным человеком в процессе своей психической жизнедеятельности.
Предвидя возражения скептиков, хотелось бы немного остановиться на следующем моменте. Говоря о витальном и ментальном поле, допускаю в свой адрес множество язвительных замечаний по поводу его существования, дескать, оно ничем не проявляет себя в физическом мире, ничем не регистрируется, т.е. нет приборов, способных его количественно измерить. В отличие от, например, физических полей, которые очень хорошо себя «зарекомендовали» в виде всевозможных опытных проявлений, своей повторяемостью, возможностью количественных замеров. Но в том-то и сложность изучаемых явлений, что только физические поля могут измеряться физическими приборами: подобное изучается подобным. Магнитное поле, например, регистрируется исключительно телами, способными с ним взаимодействовать. Но с витальным полем не способно взаимодействовать ни одно физическое тело неживой природы. А где вы видели живые приборы? А ментальные процессы и сознание вообще, можно изучать только при помощи мозга и никак иначе, т.е. я хочу сказать прибором под названием «мозг». Но о создании искусственного прибора, приближающегося хотя бы как-то к человеческому мозгу, пока говорить не приходится. Поэтому о прямой регистрации этих полей нам и нечего думать, поэтому мы можем о них судить только по их косвенным проявлениям. Хотя и проводят исследования электрической активности мозга, но эти исследования занимаются нейрофизиологическими проявлениями мозга, но никак не его мыслительными способностями. Но я еще вернусь к этим процессам в дальнейшем.
Теперь еще раз остановимся на последовательности интеграционных процессов U,S - признаков в единое целое. Четвертый уровень творения: создаются первичные вихревые неоднородности, когда возникло осмысление эмоций и чувств. По мере осознавания мира вихревые неоднородности превращаются в стабильные отдельные вихри. Мы говорили, что человек изобрел колесо, и идея колеса обрела свое независимое существование вне связи с человеком, который ее создал, так смертный человек породил бессмертную идею. Полагая, что идея колеса обрела собственное ментальное тело, понимаем, что на информационном плане создан устойчивый вихрь. На пятом уровне творения создаются вихревые потоки, когда не отдельный вихрь имеет возможность к длительному существованию, а целые потоки вихрей получают относительную стабильность. Как мы видели на предыдущем уровне, такие потоки способны оказывать влияние на судьбу человека. Причем стабильными вихревыми потоками они стали тогда, когда с глубокими драматичными переживаниями человеческому сознанию стали подвластны и более глубокие истины.
На шестом уровне интеграционная направленность эволюционных преобразований требует от человека, создающего вихревые информационные потоки, умения интегрировать их в единые поля. Отсюда вытекает основная задача шестого уровня: объединить отдельные вихри в единое вихревое поле, которое могло бы заполнить всю хронооболочку. Но это означает, что человек должен использовать не только свои вихревые потоки, но и потоки других людей.
На предыдущем уровне творения умение создавать стабильные низкоэнтропийные вихревые потоки мы определили как уровень гениальности отдельных личностей в социуме. Новый же шестой уровень, предполагая объединение отдельных вихревых потоков в устойчивые вихревые поля, должен предусмотреть и механизм этого объединения. Логически понятно, что умение настраиваться на чужие информационные потоки может реализоваться при помощи резонанса. Что в свою очередь осуществляется за счет сопереживания, сострадания, сочувствия, т.е. благодаря умению входить в душевные состояния других людей. Таким образом, если на каузальном уровне человек осваивает способность создавать вихревые потоки, то теперь его задачу определяет установление связей между различными потоками. Одновременно с этим не снимается требование того, что и сами связи должны быть обеспечены высокой негэнтропией (или низкой энтропией).
Свидетельство о публикации №209071900806