Глава 11. 3 Эволюция сознания. Прямое знание
Все эволюционные процессы обусловлены процессами интеграции и понижением энтропии. Антиэнтропийный механизм на этом уровне мы рассмотрели, теперь разберем, в чем состоит суть интеграционных процессов этого подуровня. Эволюция сознания на этом этапе определяется переходом с индивидуальной формы на коллективную форму сознания.
Как уже говорилось, шестой уровень творения предполагает объединение отдельных вихревых потоков в устойчивые вихревые поля, относящиеся к информационной структуре материи. Явление резонанса в этом процессе играет определяющую роль, поскольку интеграция здесь обусловлена умением человека настраиваться на чужие информационные потоки. Происходит это за счет сопереживания, сострадания, сочувствия, т.е. от умения входить в душевные состояния других людей, что определяет задачу установления связей между различными потоками. Понятно, что такие чувства как сопереживания, сострадания, сочувствия в будущем станут определяющими для большинства людей.
Процесс интеграции сознания достаточно сложный, чаще всего его связывают с понятием «расширения сознания», которое обусловлено делокализацией сознания за пределы индивидуального. Исследованиями в области сознания в настоящее время занимаются философы, психологи, психиатры, нейрофизиологи и т.д. Поэтому дальнейшую эволюцию сознания мы будем рассматривать с позиций новейших данных именно в этих областях.
Уже на ментальном подуровне четвертого (ментального) уровня можно говорить о том, что индивидуализация сознания способствовала расширению сознания, как только человек стал постигать окружающий мир. Дальше на втором этапе (пятый уровень творении) оно развивается в, так называемые, измененные состояния сознания, что, в конечном счете, способствует развитию интуиции. На третьем этапе (шестой уровень творения) расширение сознания приводит к новой способности человека получать непосредственно информацию ментального поля планеты или, так называемое, прямое знание.
Интересно, что расширение сознание происходит у человека, как по собственному желанию, так и против его воли. Еще раз повторю, что таков закон эволюции, ибо Природе не нужны системы с остановившимся уровнем развития. Поэтому сначала человеку предлагается лояльный способ расширения сознания «самостоятельный», затем «принудительный», т.е. через кризис, конфликт.
Посмотрим, в чем состоит природа любого конфликта. По второму системообразующему принципу мы знаем, что дифференциация целого осуществляется на выделении внутренних противоречий (противоположностей). Эволюционный процесс – это их интеграция, объединение. Поэтому расширение сознание, в общем, происходит за счет интеграции внутренних противоречий, присущих человеку. Но для того, чтобы их объединить, прежде всего, противоречия надо выделить. Для сознательного внутреннего процесса это действие довольно-таки сложно, поэтому оно, как правило, переходит с ментального на внешний событийный (каузальный) уровень. Прослеживается следующая цепочка причинно-следственных связей: интеграция противоречий, обусловленная функций целеполагания (холономный подуровень), требует от человека создания такой информационной модели (ментальный подуровень), которая могла бы их в себе включить. Нежелание проделывать такую работу (каузальный подуровень) включает механизм обратной связи (контрольный подуровень). Внутреннее противоречие в этом случае «выплывает» наружу в виде конфликта (каузальный подуровень). Ситуация, эмоционально переживаемая, должна быть осмыслена, и новое понимание создает иную информационную конструкцию, которая была изначальна задана функцией целеполагания.
Итак, возникает конфликт. Мы будем рассматривать конфликты на уровне отдельных личностей. Хотя можно бы и на уровне социумов, например, газовый конфликт между Россией и Украиной. Но конфликты на уровне отдельных личностей уже давно хорошо изучены, и я просто приведу ряд примеров наиболее знаменитых исследователей в этой области.
Возьмем сложные случаи конфликтов, которые доводят человека до психического заболевания. Знаменитый психолог К. Юнг, изучая в клинических случаях различные состояния психических заболеваний, относящихся к сфере разрешения полярных противоречий, сделал удивительное заключение, что психическое развитие, т.е. “перерастание” неразрешимого конфликта, является ничем иным как выходом на новый уровень сознания. Подобное заключение, сделанное в клинических условиях, подтверждает тезис расширенного сознания. Более того, он подчеркивает, что овладение новым уровнем сознания является нормальным процессом, в то время как застревание на конфликте есть патология. Сталкиваясь непосредственно в процессе своей психиатрической практики с состояниями, вызванными подобными конфликтами, Юнг пишет: “Я всегда работал, будучи заведомо убежденным в том, что неразрешимых проблем не бывает, к тому же опыт подтверждал это мое убеждение в том смысле, что я часто видел людей, которые попросту перерастали проблему, гибельную для других. Это так называемое “перерастание” в дальнейшем оказалось ничем иным, как новым уровнем сознания. Какие-то более высокие или более широкие интересы появлялись в поле зрения пациента, и благодаря такому расширению этого поля неразрешимая ранее проблема теряла свою навязчивость. Она не была решена логически в своих собственных категориях, а как-то терялась при встрече с новой, более сильной склонностью. Она не подавлялась и не отодвигалась в бессознательное, а лишь представлялась в ином свете и благодаря этому существенно менялась. То, что на более низком уровне вело к дичайшим конфликтам и эмоциональным взрывам, теперь, увиденное с более высокого уровня сознания, представлялось бурей в долине, созерцаемой с вершины. Это не означает, что буря не была реальной, только вместо того, чтобы пребывать в ней, мы находимся над нею” (Юнг К.Г. 1994, с.113).
Интересные результаты предлагает нам другой исследователь в области изучения человеческой психики в измененных состояниях сознания. С. Гроф в своей книге “За пределами мозга” приводит данные тридцатилетнего изучения неординарных состояний сознания, вызванных приемом психоделических препаратов. В этих исследованиях природа субъективной реальности раскрывает многие пласты своих возможностей. Например, в измененных состояниях сознания открывается «доступ к источникам информации, явно выходящим за рамки конвенционального круга индивида». Оно может включать сознательный опыт других людей и представителей других видов, растительной жизни, элементы неорганической природы, микроскопическую и астрономическую области, недоступные без специальных приборов, опыт истории и доисторических времен, будущего, отдаленных мест или других измерений существования. В трансперсональных переживаниях происходит трансценденция многих ограничений, накладываемых природой объективной реальности, а именно, ограниченность восприятия нашего внутреннего и внешнего мира привычными временными и пространственными рамками. В состояниях измененного сознания многие переживают яркие событийные последовательности на уровне клеточного сознания, что, по-видимому, отражает их прошлое существование в форме спермы или зрелой яйцеклетки во время зачатия. Иногда регрессия заходит еще дальше, и у человека появляется уверенное чувство повторного проживания воспоминаний из жизни предков или даже подключения к расовому или коллективному бессознательному. В большой группе трансперсональных переживаний сознание словно расширяется за пределы феноменального мира и континуума времени-пространства, каким мы его воспринимаем в повседневной жизни. Обычные примеры тому - опыт встреч с душами умерших людей или со сверхчеловеческими духовными сущностями. В предельной форме индивидуальное сознание охватывает целостность существования и отождествляет себя с Универсальным Разумом или Абсолютом. Высшей точкой всех переживаний будет, очевидно, Сверхкосмическая Пустота - загадочная предвечная пустота и ничтойность, - которая сознает себя самое и содержит всю экзистенцию в зародышевой форме (Гроф С. 1994, с.103-105).
Измененные состояния сознания описывает и феномен религиозной веры. Кратковременные, но очень сильные переживания, позволяющие верующему принципиально по-иному увидеть окружающий мир, во многих религиозных и мистических традициях были ключевым моментом в последующем его развитии. В восточной традиции это состояние характеризуется как просветление, в мистических - посвящение, в христианских, особенно протестантского толка, - обращение. Важность данного состояния заключается в том, что в памяти оно остается в качестве мистического опыта, на который в будущем опираются вера и религиозные чувства человека. Профессор Торчинов Е.А. пишет: «Религия - это комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующийся на трансперсональном переживании того или иного типа и предполагающий установку на воспроизведение этого базового переживания» (Торчинов Е.А. 1997, с. 64). Но не все рядовые прихожане большинства религий испытывают подобные трансперсональные переживания, хотя, тем не менее, обладают в том или ином объеме религиозными чувствами. Такие религиозные чувства могут быть индуцированы им другими людьми, уже обладающими подобным мистическим опытом, что определяется передачей его (опыта) через коллективную форму сознания.
В своих исследованиях знаменитый нейрофизиолог Н.П.Бехтерева с понятием «интуиции» связывает способность человека получать новые знания из источников, не контролируемых сознанием. Как она полагает, можно считать установленным фактом, что в некоторых пограничных состояниях сознания отдельные люди могут получать «таинственным образом» какую-то информацию, которой ранее не имели. Это бывает у ясновидящих (Ванга), ученых (Менделеев), поэтов (Лермонтов). Происходит осознание поступающей в подсознание из какого-то источника информации, не вытекающей непосредственно из работы собственного сознания и суммы накопленных знаний. Эта работа может проходить как во сне, так и наяву и не контролируется сознанием. Но к самому получению и осознанию этой информации человек должен быть каким-то образом подготовлен.
Свидетельство о публикации №209071900817