Глава11. 5 Собственная система ценностей
Для контрольного подуровня основными критериями, которые определяют целесообразность действия развивающихся систем, становится система моральных ценностей, которая органично встраивается в информационную модель. Поэтому критерием контрольного уровня называется образование критического инструмента проверки на целесообразность в виде морали и нравственности (при достаточно высоком уровне интеллектуального развития) в качестве антиэнтропийной функции. И это должна быть такая система нормативных регуляторов, которая учитывает количественное изменение энтропии и негэнтропии в надсистеме.
Система ценностей социума, строится на нравственных началах каждого его индивидуума. Следовательно, эволюция нравственных социальных систем будет определяться эволюцией каждого человека в отдельности, поскольку через внутреннее преобразование отдельных личностей возможно нравственное преобразование всего общества. Поэтому немаловажную роль в эволюции планеты играет формирование собственной системы ценностей.
Поскольку эволюционные преобразования состоят в том, чтобы структурировать энергию U и S полей, т.е. переводить ее в низкоэнтропийное состояние, то задача каждого человека накапливать негэнтропию в собственных волновых структурах. Мы рассматриваем 49 ступеней в эволюции планеты, каждой из которых соответствует своя оболочка интегральной структуры (ИСМ). Человек, являясь частью ИСМ, также обладает 49-ю оболочками. Накопление негэнтропии на каждой из них есть задача чрезвычайно сложная, поэтому в течение одной жизни это осуществить не возможно, вот и приходится воплощаться снова и снова в разных человеческих телах, т.к. только на корпускулярном уровне существует возможность накопления негэнтропии. Воплощение человека в физическое тело с конкретной целью накопить негэнтропию определенного уровня определяет его априорные цели, или его функцию целеполагания. Но, как мы уже выяснили, априорные цели развития чаще всего определить практически не возможно. В этом случае их заменяют некие внутренние идеалы, к которым человек неосознанно стремится в течение всей своей жизни.
Помимо абстрактных идеалов человек также обладает собственной ценностной системой. И если идеалами человека обеспечивает ИСМ, вернее, холономный уровень развития человека, то личную систему ценностей, в основном, каждый вырабатывает сам, и определяется она обычно его контрольным уровнем. Поэтому, говоря о нравственных ценностях, нужно понимать, чем они отличаются от идеалов. Фактически, идеалы едины по своей сути и могут вырисовываться или конкретизироваться в течение всей человеческой жизни, но вот система ценностей не бывает единственной, она вполне может меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретная определенная система ценностей вырабатывается контрольным подуровнем человека и обычно помогает в течение какого-то промежутка времени. Чаще всего моральные ценности не являются общезначимыми, иначе говоря, добродетели, которые становятся настоящими ценностями для одного человека, могут оставить вполне равнодушным другого. Они способны определить главное направление жизненного пути человека в течение периодов, исчисляющихся годами или десятилетиями. Поэтому от холономных идеалов ценностная система отличается гораздо большей конкретностью.
Как и любая другая автономная система, система ценностей может проходить длительный путь в эволюционном развитии каждого человека, что выражается в периодической смене одной системы на другую. Смена моральных ценностей воспринимается человеком как кардинальная перемена судьбы. Новые идеалы, возникающие взамен старых, лишь уточняют направление развития человека, И старый, отживший идеал кажется недостаточно ясным или слишком грубым, но никогда не противоположным нынешнему. А вот системы ценностей могут иногда буквально выворачиваться наизнанку, что часто сопровождается сильным стрессом и временной потерей почвы под ногами, но ее нужно искать, и порой новые ценности обнаруживаются в совсем неожиданном месте . В этом случае необходимо помнить, что холономный подуровень является естественной защитой для контрольного подуровня. Говоря метафорически, настоящий идеал дает человеку ориентацию в пространстве, а настоящая ценность создает ощущение твердой почвы под ногами и чувство реального прохождения пути.
И опять на передний план эволюционного прогресса выступает «его величество» конфликт, если человек осознанно противится выполнению экзистенциальных (холономных) целей. Теперь природа внутренних конфликтов состоит в том, что холономные цели, выраженные экзистенциальными ценностями, вытесняются в подсознание, когда человеку становится ясно, что он не способен их достичь. Как правило, эта вытесненная часть сильно противоречит и плохо согласуется с той, что отражена в сознании. Если ценности находятся в неосознанном состоянии, на уровне инстинктов, то действуют они так же, как действуют подавленные инстинкты. А любое подавленное содержание неизбежно провоцируют ложные установки. Теперь эти вытесненное элементы возвращаются в сознание в искаженном виде. Поскольку идеалы, предъявляя определенные требования по выполнению конкретных задач, заставляют человека все время работать над собственным совершенствованием, т.к.только устраняя недостатки в собственной натуре, человек способен выйти на новый уровень развития. Но вместо этого подсознание услужливо подсовывает человеку установку, что недостатков никаких нет. В этом случае происходит прорыв на каузальный уровень, и все вытесненные недостатки проявятся на событийном уровне через внешние конфликты.
Такие конфликты лучше всего рассматривать как зеркало, которое предоставляет человеку возможность увидеть себя со стороны. Внутренние проблемы высвечиваются в столкновениях с другими людьми, и чем больше человек не желает видеть в себе недостатков, тем чаще происходят конфликты. Полезно научиться постоянно относить на собственный счет раздражение и неудовольствие предметом внешнего созерцания, помня, что видимые несовершенства внешнего мира суть не более чем символическое отражение недоработок внутреннего, так что когда нас раздражает неряшливость детей, на самом деле это перенесенная реакция на собственную безалаберность . И опять благодаря конфликтам человек способен эволюционировать. Умение правильно осознать возникший конфликт, увидеть его истинную причину, лежащую внутри собственного искаженного видения «себя любимого», помогает правильно формировать и собственную систему ценностей. Процесс воспитания, направленный на внутренний мир ребенка, помогающий ему разобраться в собственных переживаниях, является единственным путем, способствующему правильному восприятию мира. Опять возвращаемся к исходному тезису: мы познаем мир через себя и посредством себя.
Вопросы, которые здесь подняты, с моей точки зрения, являются наиболее актуальными, т.к. показывают, что проблемы обучения и нравственного воспитания находятся в другой плоскости, чем мы себе представляем. Об этом можно и нужно много говорить, убеждая в том, что собственный мир человека, его сущностные переживания неотделимы от внешнего мира, взаимосвязаны с ним, определяются его законами. Я очень кратко касаюсь многих проблем, поскольку не хочется, чтобы объем текста превышал разумные пределы. И здесь тоже приходится себя обрывать, хотя разговор только начат.
Свидетельство о публикации №209071900829