Ахилл. Миф о возможности выбора

В рейтинге легендарных героев Эллады Ахилл, несомненно, занимает одно из лидирующих мест, уступая, пожалуй, лишь Гераклу и Тезею. На первый взгляд такая слава ничем не оправдана. Убийство Гектора и других знаменитых троянских воинов само по себе не превращает Ахилла в героя первой величины. В троянской войне участвовало немало воинов, убивших множество врагов (достаточно вспомнить Диомеда или Аякса Теламонида), но слава Ахилла несколько иного свойства. Попробуем понять, почему  бессмертная гомеровская «Илиада»,  ставшая тем зерном, из которого выросла вся европейская культура, практически полностью посвящена Ахиллу. Ведь недаром же Гомер превратил его в эпическую фигуру, ставшую образцом для подражания для десятков поколений не только в античном мире, но и в рыцарской Европе. И дело здесь не в количестве выигранных поединков и поверженных врагов.

«Илиада», по сути своей, это не историческая хроника, не сборник преданий и мифов и не хвалебное повествование, написанное на потребу тщеславной военной знати. Будь так, эта поэма никогда бы не стала властительницей дум на века и тысячелетия. «Илиада» - это, прежде всего, психологическая драма, в которой судьба главного героя на первый взгляд не прописана изначально, и кажется, что лишь цепочка случайностей приводит его к трагической развязке. Древние греки не зря считали главным действующим лицом троянской войны именно Ахилла. Не предводителя греческого войска Агамемнона и не его брата Менелая, чью жену подло похитил троянский царевич Парис. Все герои: Одиссей, Диомед, оба Аякса, Нестор, Гектор, Патрокл на фоне Ахилла не более чем статисты. И это тем более удивительно, что сам Ахилл, на первый взгляд, не должен был иметь к Троянской войне никакого отношения. По молодости лет он не был женихом Елены Прекрасной и не приносил её отцу Тиндарею клятвы защищать и поддерживать того, кто будет избран её мужем.

Однако судьбы Трои и Ахилла оказались сплетены намертво. Неприступные троянские стоны воздвиг ни кто иной, как дед Ахилла Эак. Завязка конфликта между богами, приведшая к троянской войне произошла на свадьбе родителей Ахилла Пелея и Фетиды. Кульминационным моментом войны стала ссора Ахилла с Агамемноном, а точку в троянской эпопее поставил юный сын Ахилла Неоптолем, убивший царя Приама, и женившийся на Гермионе, дочери Елены Прекрасной. Таким образом, Троянская война в каком-то смысле стала семейным делом Ахилла, хотя он был, наверное, единственным героем, чьё участие в этой компании не было обусловлено ни обязательствами, ни корыстными интересами, ни принуждением.

Чтобы понять роль Ахилла в Троянской войне, освежим в памяти исторические реалии той эпохи. Согласно археологическим данным Троя пала ориентировочно в 1185 году до н.э. Официально считается, что это был расцвет эпохи бронзы, и чуть ли не начало железного века, но реально практически всё оружие и доспехи греческих воинов были медными. Осадных орудий не было, крепостные стены штурмовать не умели и не любили, поскольку при штурме можно было получить смертельную рану даже от ребёнка, скинувшего камень на голову воина. Такая смерть считалась обидной, несправедливой и позорной. Единый военный строй, фаланга, будет изобретён аргосцами лишь через 500 лет (в 669 году до н.э.), поэтому любая битва распадалась на поединки героев между собой. Решающим фактором победы в таких условиях были не дисциплина, стойкость и умелое руководство войсками, а личная сила, храбрость и удачливость каждого отдельного воина. Именно эти качества и ценились.

Ахилл не был талантливым военачальником, он не имел понятия о дисциплине, но у него было нечто более ценное в глазах его соратников – он был стремителен, храбр, очень силён и вынослив. Но самое важное – у Ахилла была удача. У него был особый дар, высоко ценимый во все века – дар приносить победу одним лишь фактом своего  присутствия на поле боя. Фактически он был живым талисманом греческого войска. Недаром главный прорицатель ахейцев Калхант заявил, что залогом победы над Троей является участие в войне Ахилла.

Не будем так же забывать, что Ахилл был правнуком самого Зевса и сыном богини Фетиды, которая хоть и не считалась божеством высшего разряда, тем не менее, обладала значительным весом и влиянием в божественных кругах. Она вполне могла лишить Геру статуса «первой леди», если бы не предсказание Прометея, что сын Фетиды во всем превзойдёт своего отца. Зевс решил не рисковать и выдал «опасную» богиню замуж за своего внука Пелея. Истинным предназначением сына Фетиды было свержение самого Зевса и обретение власти над всеми олимпийскими богами. Ахилл знал об этом и понимал, что сам он «первый среди героев» не более чем пародия на того бога, которого должна была родить его мать. А потому никакая слава или богатство не могли утолить его тоски по той судьбе, которой он был лишён, родившись человеком. Может оттого он и не особо дорожил своей жизнью, которая по божественным меркам была не более чем мгновеньем.

Попробуем понять, какой был смысл Ахиллу влезать в троянскую авантюру и рисковать своей жизнью ради интересов Менелая и Агамемнона. Несомненно, что смысл был и лежал он за пределами привычных нам меркантильных соображений. Ахилл по самой натуре своей был прирождённым воином, а никаких других военных действий кроме Троянской войны в ту пору не наблюдалось. Чем ещё было ему заниматься – грабить путников на большой дороге, как Сизиф или Нелей? Для воина такого уровня как Ахилл во всей Греции просто не было другого подходящего занятия, чем война с троянцами. Для него сражаться и убивать было тем же самым, что для Махаона, сына Асклепия лечить раны, для Нестора заниматься бесконечной болтовнёй, а для Одиссея лгать, строить козни и плести интриги – война была единственным занятием, делавшим жизнь Ахилла осмысленной. С другой стороны лишь воинская доблесть считалась в те времена залогом благосклонности богов и процветания всего рода. Если герой одерживал славную победу или даже погибал, но с честью, его воинская удача конвертировалась в удачу всех его родичей. И напротив, если герой осквернил себя неблаговидным поступком, то позор этого деяния лишал благосклонности богов весь его род и мог принести несчастье даже дальним потомкам. Всё это следует иметь ввиду, если мы пытаемся понять мотивацию поступков людей той эпохи.  Ахилл сражался не за политические амбиции Агамемнона с Менелаем, а за обретение высшей воинской доблести, которая должна была стать залогом великой судьбы его потомков. И эту задачу он выполнил с честью. Однако не сразу, а лишь пройдя через мучительный кризис.

К десятому году осады Трои обстановка в греческом войске была накалена до предела. Война грозила затянуться до бесконечности, и никаких признаков грядущей победы не наблюдалось. Огромное войско топталось перед неприступными крепостными стенами и изнывало от этого бессмысленного времяпровождения. У всех греков за морем остались их семьи, хозяйства приходили в запустение, дети росли без отцов, жёны не получали вестей от мужей, а никакой достойной добычи, которая могла бы оправдать столь длительное отсутствие не предвиделось. Для того чтобы хоть на время утихомирить своё войско и не дать выхода всеобщему недовольству Агамемнон время от времени устраивал карательные экспедиции на близлежащие города. В одном из таких налётов Ахилл захватил городок Лирнесс, убил царя Мина и всю его семью кроме прекрасной жены царя – Брисеиды. Её он взял в плен, и при дележе добычи она досталась ему в качестве рабыни. Другая взятая в плен  красавица, Хрисеида, дочь Хриса, жреца храма Аполлона на острове Сминфос, при дележе добычи досталась Агамемнону.

Мнение о том, что источником конфликтов между мужчинами  являются лишь деньги и женщины не вполне справедливо. Точнее будет сказать, что источником проблем обычно становятся глупость и жадность. Хрисеида сразу стала любимой наложницей Агамемнона, и он даже заявил, что предпочитает её свой жене Клитеместре. Но тут к микенскому царю пришёл Хрис, отец Хрисеиды, и предложил заплатить за дочь богатый выкуп. Согласно обычаю тех времён  Агамемнону следовало принять предложение и это соответствовало бы представлениям о справедливости и воинской чести.
Заметим, что поскольку Агамемнон был «верховным главнокомандующим», то и цена его поступков была соответствующей. Главным достоинством полководца в те времена считалась именно справедливость, поскольку любой его неблаговидный поступок мог лишить  всё войско благосклонности богов и переменчивой военной удачи. Увы, Агамемнон был слишком высокомерен и неуступчив, и это не раз оборачивалось проблемой для ахейцев. Достаточно лишь вспомнить эпизод, когда он на охоте оскорбил Артемиду, заявив, что стреляет из лука лучше, чем она. Разгневанная богиня лишила греческий флот попутного ветра, и Агамемнону пришлось откупаться, принеся в жертву собственную дочь Ифигению, которую он выманил из Микен, пообещав выдать замуж за Ахилла (сам Ахилл об этом и не подозревал). И в случае с Хрисеидой Агамемнон пошёл на поводу у собственного тщеславия, не подумав о возможных последствиях. Он отказался принять выкуп и вернуть Хрису его дочь. Разгневанный жрец обратился к Аполлону с просьбой о возмездии, и на ахейское войско обрушилась эпидемия моровой язвы.

И до того не особо высокий воинский дух греков был ещё более подорван новой напастью. Прорицатель Калхант быстро выяснил причину эпидемии и заявил, что она прекратится, как только Хрисеида будет возвращена своему отцу. Греческие военачальники явились к Агамемнону и потребовали, чтобы он отпустил Хрисеиду и избавил войско от ужасной болезни. Среди прочих выступавших был и Ахилл, который, не сдержавшись, упрекнул Агамемнона в неподобающем для полководца поведении. Упрёк Ахилла был абсолютно справедлив. Агамемнон, несмотря на свой статус царя и полководца, не был по сути своей воином. Он был скорее «крепким хозяйственником». Агамемнон и его брат Менелай, всю жизнь были торгашами, занимавшимися разведением лошадей и коров. Для них война была лишь способом решать свои финансовые и политические проблемы. Поэтому понятие воинской доблести Агамемнон рассматривал лишь с практической точки зрения – как меру заслуг, по которой должна была распределяться добыча. И при дележе Агамемнон частенько переоценивал свой вклад в общее дело. Именно в этом его и обвинил Ахилл.

Люди, особенно облечённые властью, редко реагируют адекватно, когда об их недостатках заявляют публично, и реакция Агамемнона на замечание Ахилла была соответствующей. Агамемнон заявил, что как предводитель всего ахейского войска он по статусу не может остаться без своей доли в общей добыче, а потому, если его вынуждают отдать Хрисеиду, то он по праву вождя забирает себе Брисеиду, наложницу Ахилла. Рассвирепевший Ахилл обнажил меч (чего ни в коем случае нельзя было делать на совете мужей) и его с трудом удержали от расправы над Агамемноном. Гомер по этому поводу говорит, что Ахилла схватила за волосы сама Афина, незримо присутствовавшая на совете. В ярости Ахилл заявил, что отказывается сражаться и  отплывает со своими пятьюдесятью кораблями домой, во Фтию.

Попробуем разобраться в сути этого конфликта, ставшего переломным моментом Троянской компании. Это не была ссора из-за женщины, это была ссора из-за нарушения принципов воинской этики того времени. Формально Агамемнон был прав. Удача полководца распространяется на всё его войско, а добыча является материальным воплощением воинской удачи. Если лишить предводителя войска его доли в добыче, то воинскую удачу потеряет всё войско и Троя не будет взята. Но ещё более прав был Ахилл. Именно полководец, разделяя добычу между воинами по степени их доблести, тем самым и раздаёт эту самую воинскую удачу своему войску. Агамемнон, забирая себе сверх положенного, тем самым обделял собственное войско военной удачей. Это касалось не только случая с Брисеидой, но стало обычной практикой в ахейском войске. Ссора с Ахиллом лишь проявила давно зревшее среди греков недовольство жадностью Агамемнона.

По этому поводу Ахилл, по словам Гомера, заявляет «Все здесь равно, умирает бездельный или сделавший много!». Эти слова означают, что герою, которого его полководец лишает воинской удачи, воплощённой в законной добыче не имеет никакого смысла рисковать своей жизнью. Да, Ахилл готов умереть, но его смерть должна быть славной, чтобы он мог передать своим родичам часть своей доблести. Только в этом случае его будут почитать потомки, а боги возьмут весь его род под своё покровительство. Агамемнон, унизив Ахилла, лишил его честно заработанной славы, а значит и смерть на поле боя теряет для героя свой сакральный смысл. Поэтому он отказывается сражаться.

Кроме того, Ахилл не просто один из героев, он командует собственным войском  мирмидонцев. Отобрав у Ахилла законную добычу, Агамемнон тем самым понижает статус Ахилла перед его людьми, что неизбежно приведёт к  потере статуса  всех мирмидонцев по отношению к остальному греческому войску. Ахилл, как полководец собственной армии не может этого допустить, а, значит, мирмидонцы покидают поле боя.

Итак, Ахилл удаляется в свой лагерь и даёт команду готовиться к отплытию. У него появляется шанс коренным образом изменить свою судьбу. Вместо славной, но короткой жизни воина он может прожить долгую и спокойную жизнь правителя Фтии, стать главой семейного клана, обзавестись семьёй и наслаждаться простыми радостями жизни. Оскорбление, которое нанёс ему Агамемнон, избавило Ахилла от всех обязательств и его уход из-под стен Трои не будет позорным, напротив, позором было бы остаться и стерпеть обиду.

Между тем военные действия продолжаются, и троянское войско наносит ахейцам одно поражение за другим. Удача, кажется, отвернулась от греков окончательно. Теснимые неприятелем,  они отгораживаются от неприятеля рвом и ожидают решающего штурма, который должен сбросить их в море. К Агамемнону приходит старый и опытный  правитель Пилоса Нестор и проводит с ним разъяснительную работу на тему «как себя должен вести военачальник, желающий победить». Авторитетный властитель Нестор – это не вспыльчивый Ахилл и у Агамемнона не находится никаких аргументов в свою защиту. Он внимает доводам Нестора и посылает к Ахиллу посольство в составе ловкого интригана Одиссея, Феникса (бывшего воспитателя Ахилла) и Аякса, сына Теламона, с предложениями, от которых сложно отказаться.

Послы застают Ахилла играющим на лире. Он в прекрасном расположении духа и собирается завтра отплыть домой. Война ему больше не интересна, впереди его ждёт долгая и счастливая жизнь. Первым слово берёт Одиссей. Он излагает длинный список компенсаций, который готов предоставить Ахиллу Агамемнон  за нанесённый моральный ущерб. Главные «изюминки» этого перечня – это, само собой, возвращение Брисеиды, а кроме того брак с одной из дочерей Агамемнона и выделение ему в качестве приданного городов и обширных земельных наделов. Фактически, Ахилл получает такой же статус, как и наследник Агамемнона Орест. Но Ахилл отклоняет это предложение. У него есть собственные владения – Фтия, а подходящую невесту он себе отыщет и без помощи Агамемнона, растерявшего свою удачу из-за собственной жадности.

Вторым слово берёт Феникс. Он напоминает Ахиллу историю, которая приключилась с Мелеагром. Этот герой, убивший на роковой охоте на калидонского вепря двух братьев своей матери отказался защищать Калидон, поскольку мать его прокляла, и он пребывал по этому поводу в глубокой депрессии. Однако когда враги ворвались в город, он, уступая мольбам жены, выступил против неприятеля и поразил своими смертоносными копьями вражеских военачальников. И хотя в этой битве Мелеагр погиб, он спас свой город от разорения, обрёл воинскую доблесть и с тех пор почитается как один из величайших героев. Причём Мелеагр не получил за свой подвиг никакой компенсации, а Агамемнон приносит извинения и предлагает Ахиллу практически царские дары. Но этот пример Ахилла не убеждает. Он предлагает Фениксу и другим послам отправиться по домам, поскольку военная удача перешла к троянцам и сам Зевс теперь на их стороне.

Последним из послов берёт слово двоюродный брат Ахилла Аякс. Он обращается к Ахиллу не как к воину, а как справедливому правителю, которым тот собирается вскоре стать. Он обвиняет Ахилла в том, что он нарушает обычаи, освящённые веками. Ахилл не принимает дары, хотя даже отец убитого сына обязан принять пеню и потом жить с убийцей в мире. А, кроме того, он отказывает людям, которые пришли к нему в дом в помощи, а у эллинов так не принято. И тут Ахилл не находит что возразить. Он обещает отложить на время свой отъезд и выступить против троянцев в случае, если их предводитель Гектор попытается захватить его корабли. Дескать, он готов защищать лишь своё имущество, а захват Трои его уже не интересует. Но всё это были лишь слова. Отменив своё отплытие, Ахилл сделал свой выбор.

Всё, что случится дальше – отчаяние и ярость Ахилла после убийства Гектором его ближайшего друга Патрокла, убийство Ахиллом Гектора, смерть самого Ахилла от стрел, выпущенных рукой Париса и, в конце концов, падение Трои показывает, что попытка Ахилла выбрать иную судьбу была лишь игрой. Он пытался доказать самому себе, что он волен изменить своё предназначение и почти убедил себя в этом. Но как только дело дошло до вопроса о его чести, Ахилл действует как герой, отбросив все сомнения. Возможность выбора – не более чем иллюзия, поскольку выбрать можно лишь то, что соответствует самой сущности человека. И мы на самом деле всегда выбираем лишь то, к чему стремимся, даже если и не отдаём себе в этом отчёта.

Ахилл был героем по самой своей сути, а герои не уходят прочь от вызова судьбы. Выходя на бой с Гектором, Ахилл уже знал, что в любом случае подписывает себе смертный приговор, поскольку за Гектора обещал отомстить его небесный покровитель Аполлон. Но точно так же он знал, что его собственная смерть будет равнозначна жертвоприношению, которое обеспечит падение Трои. Несостоявшийся бог, чья мощь должна была сокрушить самого Зевса, принял свою человеческую судьбу и  состоялся как один из величайших героев.

Воинская доблесть Ахилла стала залогом великой судьбы его потомков. Сын Ахилла Неоптолем взял в наложницы жену Гектора Андромаху, и она родила ему трёх сыновей. Один из них, легендарный Пергам, прославился походом в Малую Азию. Он захватил город Тевфрания, перевёз в него свою мать Андоромаху и стал в нём царствовать, назвав город своим именем. Потомками Ахилла были так же знаменитый полководец Пирр, гроза римлян, и Александр Великий, изменивший ход мировой истории. Излишне напоминать, что героический предок Александра всегда служил ему образцом, а свиток «Илиады» сопровождал Александра во всех походах.

Тело Ахилла было сожжено, а пепел погребён у мыса Сигей, при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря.  Однако душа его по преданию была унесена Фетидой на священный для эллинов остров Левка (Змеиный) напротив устья Дуная в Чёрном море. Там впоследствии был сооружён небольшой храм с жертвенником и статуей Ахилла. Долгое время мореплаватели, заходившие в Понт Эвксинский, причаливали к острову и приносили жертву в память героя. Некоторые из тех античных путешественников, кому приходилось здесь заночевать, утверждали, что видели во сне бродящие по острову призрачные тени Ахилла, Фетиды, Пелея и Ифигении.  Теперь на месте храма находится маяк. Если побываете на Змеином, не забудьте почтить память героя маленькой жертвой – покормите хлебом местных чаек. Кто знает, чьи души в них воплотились…


Рецензии