Если б молодость знала, если б старость могла

Этот поэтический заголовок перепев одной из самых древнейших человеческих проблем – «отцы и дети». До недавнего времени эта проблема по большей части имела идеологический и этический  привкус (кому почет, кому дорога), но в последние десятилетия она приобрела ярко выраженный материальный характер.
К 2050 году каждый третий европеец будет пенсионером. Причин несколько – в первую очередь это высокий уровень жизни в Европе и медицинское обслуживание. Это означает, что остальные две трети европейцев будут содержать все возрастающее число пенсионеров из своих налогов. Эксперты МВФ отмечают, что по сравнению с этой проблемой финансовый кризис просто мелочь – потери от кризиса составят лишь десятую часть от грядущего обвала, связанного со старением населения.
Наиболее очевидный путь решения вопроса – повышение пенсионного возраста. Уже сегодня средний пенсионный возраст в Европе составляет 65 лет. В Германии пенсионный возраст повысили уже до 67 лет, а англичане хотят поднять планку до 75, но пока  правительство Англии ограничились лишь тем, что отменило предельный возраст выхода на пенсию.  В результате в Великобритании уже в нынешнем году будет ликвидировано само понятие пенсионного возраста: люди смогут работать столько, сколько они сами считают это необходимым, и пока будут справляться со всеми должностными обязанностями. Останется только определить, с какого возраста и кому будет выплачиваться минимальная государственная пенсия.  На деле это означает, что сняты  практически все возрастные ограничении при приеме и увольнении.
И хотя такие, по сути, революционные изменения  происходят на туманном  и далеком Альбионе, они не могут не греть мне душу, как человеку, который по российским меркам приближается к пенсионному возрасту, но на пенсию выходить не желающий. Это нежелание замечательно объяснил русский философ Иван Ильин -  «и там, где дух веет и расцветает, где сердце поет, там старость есть только бестактность времени и обманчивая видимость».
В своей профессии по качеству и интенсивности  труда дам на раз фору тем своим коллегам, которые в два раза моложе меня.  Если это и не правило, то и не исключение.  В самых разных областях знаю десятки людей, которые в свои 60-70 лет  остаются прекрасными специалистами.  В принципе у нас тоже не могут уволить по причине достижения пенсионного возраста. Для увольнения находят другие поводы.  Но в дело не в этом.  Проблема в другом: до недавнего времени найти новую работу после возрастной планки в 45 лет  было практически невозможно. Почему я говорю «до недавнего времени»?  Мне кажется, что в период экономического кризиса изменились установки работодателей.  Меньше стало внимания обращаться на внешние и возрастные данные, и больше на деловые качества. Это свое предположение решил проверить опытным путем. Составил резюме, в котором честно сообщил все свои биографические данные. «Заказал» высокую зарплату и отправил резюме в Интернет.  За три месяца получил четыре реальных предложения с той же высокой зарплатой.  Были и другие подтверждения, но все-таки не берусь утверждать, что это устойчивая тенденция, но, тем не менее, для меня крайне приятная.
Все это, наверное, хорошо, но как быть с теми, которым у нас «везде дорога»? Нехитрые арифметические выкладки  свидетельствуют о том, что чем дольше люди старшего возраста работают, тем меньше шансов молодым занять их место и продвинуться по карьерной лестнице. Пока это только заметно (парадокс) в малопрестижных профессиях. В частности, в народном образовании. Причины данного парадокса за пределами этих заметок, но факт остается фактом. А, если в нашей жизни не произойдет ничего форсмажорного, то качество жизни будет расти.  Следовательно, сегодняшние сорокалетние имеют гораздо больше шансов, чем я и мои ровесники,  не только дольше прожить, но и дольше проработать.  Значит, их более молодым конкурентам, придется и дольше ждать своего «звездного часа». Но это, когда еще будет…  А президент Медведев озаботился молодежными проблемами сейчас. На днях состоялось расширенное заседание президиума Госсовета, на котором «глава государства подчеркнул, что молодые люди составляют около 27 % населения страны, и высказался за более активное их вовлечение в политическую и общественную жизнь. Для этого Медведев предложил снизить с 19-20 лет до 18 лет возраст, с которого гражданин России может избираться в муниципальные органы». Честно говоря, президентские инициативы (не только молодежные)  больше напоминают мантры, чем реальный план действий. Я не возьму в толк, что изменится в молодежной среде от того, что молодые люди  в 18 лет смогут избираться. А его шутливое предложение Светлане Хоркиной стать губернатором, с одной стороны, даже в шутке за пределами разумного, а с другой, констатация кадрового «голода» в чиновничьей среде.
Светлана Хоркина, безусловно, выдающаяся гимнастка, очаровательнейшая женщина, но в беседе -  кукла Барби, которой на пластмассовые мозги записали несколько фраз. Пару раз мне приходилось с ней беседовать – убожество мысли полное. Безусловно, нынешним чиновникам рано или поздно замена найдется. Вопрос только в том, какого качества будет замена.  Я прогнозы сделать не решусь, а вот поэт…

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
   В бездействии состарится оно.
   Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
   Как пир на празднике чужом.

   К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
   Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Георгий ЯНС


Рецензии