Очерки... 32

Освобождение Подкарпатской Руси и ее «воссоединение» с Советским Союзом

Красная Армия 18 октября 1944 г. начала Карпатско-Ужгородскую операцию и почти без боев к концу месяца заняла Подкарпатскую Русь. Приехавшая 27 октября на Подкарпатскую Русь чехословацкая административная делегация не могла начать работу. Всюду полноправными хозяевами были советские военные комендатуры. Кроме того, НКВД направили в край своих агентов из числа офицеров Чехословацкого армейского корпуса, которые проводили оголтелую античехословацкую агитацию и организовывали провокации против чехословацкой администрации во главе с министром Ф.Немецем. Одним из таких офицеров, состоявших на службе НКВД, был Иван Туряница (кличка «Туреф»).

Уже 12 ноября во всех населенных пунктах Подкарпатской Руси были проведены собрания, организованные членами компартии Чехословакии, на которых принимались резолюции о «воссоединении» с Советской Украиной, хотя Подкарпатская Русь никогда в своей истории не входила в состав ни Украины, ни России.  Для полной уверенности в успехе «воссоединения» 19 ноября НКВД и СМЕРШ была проведена «зачистка» тылов Красной Армии – облава на русинскую интеллигенцию, не сотрудничавшую с компартией, и массовое интернирование мужчин венгерской и немецкой национальностей. В шести концлагерях оказалось больше 20 тыс. заключенных. Их отправляли в Сибирь или на восстановление шахт Донбасса.

В такой обстановке 26 ноября 1994 г. в Мукачеве был созван Первый съезд народных комитетов «Закарпатской Украины». Готовили съезд политорганы 4 Украинского фронта под руководством Л.Мехлиса и его заместителя полковника Леонида Брежнева, работники НКВД полковник  И.Тюльпанов и майор Левко, партизанский командир А.Тканко. Миллионное население края представляли 600 специально подобранных «делегатов» под контролем «гостей» съезда – агентов НКВД и команды из Киева во главе с членом КП(б)У А.Чеканюком.

На съезде был поддержан подготовленный в Москве т.н. «Манифест о воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной», избрана т.н Народная Рада – законодательный и исполнительный орган «государства» «Закарпатская Украина» во главе с дезертиром из Чехословацкого армейского корпуса И.Туряницей  (он же агент НКВД «Туреф»).

Военные комендатуры активно набирали «добровольцев» в Красную Армию. Выбирать не приходилось, так как почти все мужчины призывного возраста раньше были призваны в венгерскую армию, а часть еще до войны нелегально перешла в Советский Союз. Поэтому оставались совсем молодые юноши, которых не успели призвать в венгерскую армию. Истинно добровольцев  было сравнительно немного. Некоторые записывались в «добровольцы», чтобы избежать наказания за «сотрудничество» с венгерскими оккупационными властями, а такое «обвинение» при желании можно было предъявить большинству населения. Потенциальные «добровольцы» видели, как в первый месяц после прихода Красной Армии было «изьято» десятки тысяч мужчин призывных возрастов и заточено в концлагеря (см. ниже), поэтому выбирать не приходилось. Вооруженные автоматами военные проводили подворные обходы и при выявлении юноши, который мог носить оружие, его и его родных «обрабатывали» до тех пор, пока он не написал заявление о желании стать «добровольцем».

И запись в «добровольцы», и в школы ФЗО в Донбассе была «добровольно»-принудительной. Обучали «добровольцев» на не совсем понятном русинам русском языке в течение всего одной недели. За это время они успевали кое-как освоить технику рытья окопов. Затем их посылали на фронт. Понятно, что потери среди «добровольцев» были очень большие. Многие погибали в первом же бою. Почти в каждом населенном пункте Закарпатья стоят памятники, на которых написаны фамилии десятков погибших. Набор в Красную Армию был незаконным, потому что жители Подкарпатской Руси в то время еще не были гражданами СССР. 

29 июня 1945 г. в Москве министры иностранных дел З.Фирлингер и В.М.Молотов подписали договор и протокол между Чехословакией и СССР о передаче Подкарпатской Руси – Закарпатской Украины Советскому Союзу. Этим актом СССР пытался дипломатически закамуфлировать аннексию Подкарпатской Руси, что фактически состоялось в 1944 г.  Конституционным Декретом Президента Чехословакии все жители Подкарпатской Руси были лишены чехословацкого гражданства. Это возмутило русинов – воинов 1 Чехословацкого армейского корпуса, что заставило издать дополнение к Декрету, позволявшее воинам-русинам и их семьям оптировать чехословацкое гражданство. Многие из них воспользовались этим правом, и их потомки живут в Чешской республике.

Секретным постановлением правительства СССР от 4 ноября 1945 г. вся валютная наличность и ценности банков Подкарпатской Руси были переведены в бюджет СССР без компенсации вкладчикам. Это был первый из грабежей, совершенных советской властью на Подкарпатской Руси. Дальше были конфискационная «денежная реформа», коллективизация и «обобществление» сельхозугодий и орудий труда крестьян, ликвидация частной собственности, конфискация лесов, которые были в частной собственности русинов, государственные займы СССР (40-50-е годы), обесценивание  вкладов населения в «Сбербанке СССР» (конец 80-ых- начало 90-ых годов ХХ ст.), а затем и полная их потеря.

Не отстали в деле ограбления населения и власти независимой Украины. И хотя многие из читателей  сами пережили это, стоит напомнить. Людей грабили несколько раз: введение «купоно-карбованцев»,  гривни, т.н. имущественных сертификатов, на каждый из которых давали акций не на 500  грн., как первоначально объявлялось, а лишь на 10 грн. 50 коп., захват государственных предприятий олигархическими кланами и лишение членов трудовых коллективов их доли собственности, инфляция, искусственное снижение или повышение курса гривни по отношению к иностранным валютам, ценовая политика.

Советское руководство и на аннексированной Подкарпатской Руси дублировало те же способы советизации, которые ранее испытало на остальной территории СССР. Желая скорее стать полноправным хозяином за Карпатами, Президиум Верховного Совета Украинской ССР 22 января 1946 г. издал Указ о создании Закарпатской области и включении ее в состав Украины. Этим Указом «государство» «Закарпатская Украина» без участия его населения было деградировано до рядовой области Украины, а большинство населения – подкарпатские русины без их согласия были объявлены украинцами. Все это осуществлялось с нарушением международного права.

Судите сами, читатель. Закарпатская область была провозглашена на неделю раньше, чем состоялся обмен ратификационными грамотами между СССР и Чехословакией в Праге, то есть еще до вступления договора в силу. Следовательно, власти Советской Украины, нарушив международное право, «создали» на территории другого государства свою административную единицу под названием Закарпатская область и уже 24 января ввели на этой территории законодательство Украинской ССР. При этом, не спрашивая русинов, всех их переименовали в украинцев по национальности. К сожалению, власти независимой Украины до сих пор не удосужились устранить беззакония, совершенные в Подкарпатской Руси сталинским тоталитарным режимом во время и после Второй мировой войны.

Советская власть пыталась демонстрировать свои положительные стороны. В первые послевоенные годы в Ужгороде был открыт университет и учительский институт. Это было действительно большое событие. Но последний вскоре был закрыт. В университете готовили в основном преподавателей школ – филологов, историков, физиков, химиков, биологов и врачей общей практики, да и то лишь по одной специальности «лечебное дело». Стоматологов, педиатров, фармацевтов, санитарных врачей, эпидемиологов присылали из других областей, в основном – из Львовской. Область нуждалась в специалистах лесного и сельского хозяйства, деревообрабатывающей и легкой промышленности, а позже – в инженерах. Их командировали из других областей Украины и других республик.

В 50-е – 60-е годы в области была массовая безработица. Просвета, казалось бы, не было. Тогда, в 60-х годах, на одной из сессий Верховного Совета СССР тогдашний первый секретарь обкома КПУ Ю.В.Ильницкий решился на смелый шаг. Он заявил, что в области есть много рабочих рук, которые не находят себе применения, то есть признал существование в Закарпатье (и в СССР!) массовой безработицы. После этого в Закарпатье начали открываться филиалы различных общесоюзных предприятий. Но когда заработали  заводы «Турбогаз», «Электродвигатель» «Механический завод», филиалы «Электрона», туда из других регионов СССР присылали не лишь руководителей и инженерно-технических работников, но даже рядовых рабочих. Они получали жилье и высокооплачиваемые рабочие места. Это существенно нарушило национальный состав областного центра и других городов. В изменении национального состава области сыграла свою роль и милитаризация края, так как кадровые военнослужащие после ухода в отставку и члены их семей оставались в Закарпатье.

Коренное население вынуждено было само беспокоиться о выживании. Десятки, если не сотни тысяч закарпатцев десятилетиями выезжали на заработки в другие области и республики СССР. Ю.В.Ильницкому не простили смелости заявить с высокой трибуны о безработице в области. Несколько лет спустя его устранили с поста первого секретаря обкома КПУ. Поводом для отставки была низкая мобилизационная готовность. Многие военнообязанные запаса, которым военкоматы прислали повестки, не явились на сборные пункты, потому что пребывали на заработках за пределами области или Украины. По некоторым данным, эта цифра составляла около 200 000 человек. Массы людей, включая и интеллигенцию во время отпусков, выезжали на летние сезонные работы в другие области Украины и другие республики. Дети оставались на попечении дедушек и бабушек. Одни несовершеннолетние вынуждены были работать на подворных хозяйствах, другие оказывались почти без контроля. О высоком качестве обучения детей в сельских школах не могло быть и речи. В вузы поступало относительно небольшое число выпускников средних школ. По числу студентов в конце существования СССР область занимала предпоследнее место в Украине. На 10 000 населения  в среднем по Украине было 316 студентов, в Закарпатской области – 193. Но и среди этих немногих было немало молодых людей, поступивших в закарпатский ВУЗ из других областей.


Рецензии