Очерки... 33

Советский террор в период войны и первые послевоенные годы

Даже очень секретное со временем становится явным. Как пишут в книге «История Республики Подкарпатская Русь» П. Годьмаш и С. Годьмаш (Ужгород:Патент,2008.-560 с.; [15]), благодаря содействию отставного полковника КГБ А.Корсуна, из секретных московских архивов в книжечке «Возз’єднання» было обнародовано секретное постановление  № 0036  Военного Совета 4-го Украинского фронта от 13 ноября 1944 г.

Уже через две недели после освобождения Подкарпатской Руси оно предусматривало «изъятие» и изоляцию мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. Это постановление четко выполнялось. В секретной докладной записке по выполнению этого постановления написано, что «изъято и направлено на сборные пункты для военнопленных и в лагерь 7 729 солдат, 154 офицера, 7 201 военнообязанных от 18 до 50 лет, 176 жандармов при венгерском правительстве, а всего по состоянию на 4 декабря с.г.  – 15 260 чел. По национальности: немцев – 137 (…), словаков – 362, русинов – 2 243, украинцев – 1 201, евреев – 43, сербов -100, чехов – 156 (…). По учетным данным проведенной регистрации было учтено 20 240 человек, из которых на сборных пунктах и в лагере 16 240 чел.» ([15]; цит. на с. 383). «С 18 ноября по 16 декабря 1944 г. были задержаны у себя дома и лишены свободы в качестве военнопленных 22 951 гражданин Подкарпатской Руси – Карпатской Украины, входившей в состав дружественной Советскому Союзу федеративной Чехословакии.» (Там же). Их направляли или в приемно-пересыльный лагерь № 22 в город Самбор на Галичине, или в концлагерь, расположенный в гор. Енакиево Донецкой области. В лагерях их сотнями отправляли на тот свет голодомором. «Только за 12 дней в приемно-пересыльном лагере в гор.Самборе военнопленным и интернированным недодано: 9 т 936 кг мяса, 2 т 077 кг  жиров, 346 кг  колбасы, 249 кг сахара, 33 т 936 кг картофеля, или по мясо-жировой норме недодано 70 % продуктов и без того мизерного пайка для узников сталинских концентрационных лагерей.» [17].

По национальности большинство «изъятых» были венгры. Но было немало мужчин других национальностей. Один из лагерей почти год функционировал на окраине Свалявы. Свирепствовавшие в то время тифы унесли жизни многих его узников. Хоронили их в общей могиле. В 60-ых годах прошлого века на месте захоронения запланировали построить бензозаправку. Тогда представители местной власти приняли решение перезахоронить останки. Но вплоть до 90-го года это скорбное место никак не было обозначено. Как полагают эпидемиологи, именно эти захоронения являлись причиной неоднократных вспышек брюшного тифа в Сваляве до тех пор, пока в начале 21 века не был сооружен новый городской водозабор. В начале 90-х на месте перезахоронения останков интернированных создан мемориал. Он расположен почти в центре Свалявы вблизи бензозаправки справа от автодороги, если въезжать в райцентр со стороны Поляны.

Сталинский режим организовал судебные процессы над бывшими депутатами и сенаторами чехословацкого и венгерского парламентов. В частности, в мае 1946 г. к смертной казни были приговорены А.Броди, С.Фенцик, М.Демко и другие. В июне агентами НКВД был убит администратор Мукачевско-Ужгородской православной епархии о.Феофан (Сабов), а в октябре 1948 г. – епископ Мукачевской греко-католической епархии Теодор Ромжа. В августе 1949 г. греко-католическая церковь была объявлена вне закона. Уже в августе 1946 г. КПЗУ (Коммунистическая Партия Закарпатской Украины) была включена в состав ВКП(б), но 68% ее членов были признаны «зараженными буржуазной идеологией» и не приняты в ВКП(б). Ирония судьбы. Чехословакия лишила права на гражданство население Подкарпатской Руси, переданной Советскому Союзу, а больше половины общего числа бывших членов Компартии Чехословакии (КПЧ), а теперь – КПЗУ, оказались ненужными КП(б)У. Ирония в том, что подавляющее большинство членов КПЧ (позже – КПЗУ) еще совсем недавно активно участвовало в процессе «воссоединения». Уже в начале 1948 г. из областного партийного руководства был устранен и сам И. Туряница, который, будучи  агентом НКВД (кличка «Туреф»), дезертировал из Чехословацкой армии и лез из кожи вон, выполняя задание по «воссоединению».

Новое руководство, укомплектованное кадрами с востока, развернуло агитацию против т.н. буржуазно-националистического культурного наследия края, а область была объявлена «территорией особого режима», точнее – запретной зоной первой категории, что свидетельствовало о ее милитаризации. 

В 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление об «ограничении хозяйственной деятельности кулаков», которых насчитали 2 134. Для этих хозяйств была повышена норма натуральных поставок государству на 30%, а за невыполнение жестко штрафовали или сажали в тюрьму. Это было своеобразной психологической подготовкой к сплошной коллективизации. Она началась в 1948 г. В горной части края практически нет пахотных земель. Об этом партийное руководство области информировало Центральный Комитет КП(б)У и ЦК ВКП(б), напрасно пытаясь убедить центры  в нецелесообразности создания там колхозов. Из столиц поступило задание завершить сплошную коллективизацию до последней горной хижины. Это было выполнено уже в начале 1950 г., но попутно были репрессированы 2 200 чел. протестовавшие и уклонявшиеся от коллективизации. Несколько больше, чем числилось «кулаков».

Органы НКВД  проводили облавы, отлавливая молодежь для пополнения ремесленных школ в Донбассе. Обучение часто ограничивалось кратким инструктажем, после чего молодых людей опускали под землю восстанавливать угольные шахты.

Советский режим, выполняя задачу создания «новой исторической общности людей – советский народ», планомерно создавал условия для миграции населения и перемешивания этносов. Одних депортировали, других поощряли более высокими заработками.

По крайней мере, в течение первых десяти лет после установления советской власти в каждом районе были органы, занимавшиеся переселением закарпатцев в Измаильскую, Херсонскую, Крымскую области, на Дальний Восток, на освоение целинных земель в Казахстане. Объявления о переселении с перечислением льгот для переселенцев были расклеены во всех местах скопления людей – на железнодорожных и автовокзалах, в сельских советах, на базарах, в магазинах и т.п. Венгры и русины – жители равнинных районов не покидали родные края. Контингент переселенцев состоял преимущественно из русинов – жителей горных районов. Многие из них переселялись исключительно по той причине, что хотели избежать опасности, которая исходила от бандеровцев. Мало кто тогда знал, что последние получили название по имени своего вожака – Бандеры. Люди называли их  просто бандитами.

Хотя даже в наиболее отдаленных селах горных районов советские агрономы пробовали выращивать виноград, а в низинных районах Закарпатья – субтропические растения, например, чайные кустарники, изменить природные условия оказалось не под силу даже последователям Лысенко и Мичурина. Надо сказать, что большинство переселившихся в более теплые южные края, спустя два-три года, когда узнавали, что бандеровцев уже нет, возвращались в родную горную тундру. Многие возвращались потому, что чувствовали себя дискомфортно в необычных для себя природных условиях. Очевидно, русины недаром говорят, что «воду надо пить из того колодца, из которого пил твой дед». Исследования, проведенные невропатологами, свидетельствуют, что среди пришлого населения Закарпатья частота инсультов статистически достоверно намного больше, а течение их и последствия более тяжелые, чем у коренного населения. Так что миграция, как правило, неблагоприятно сказывается и на состоянии здоровья переселенцев. 

Надо признать, что в Подкарпатской Руси террор советского режима против мирного населения хотя и был, его масштабы не были такими массовыми, как в областях Западной Украины. Причина более «мягкого» советского террора в отношении населения Подкарпатской Руси, очевидно, кроется в том, что у коренных закарпатцев всех национальностей, живущих рядом в течение веков, выработался свой менталитет. Одна из его особенностей – прагматизм, терпимость и лояльность по отношению к государству, в котором им приходится жить.

Некоторые псевдоисторики утверждают, что русины вообще не боролись против советского тоталитарного режима. Это не соответствует действительности. Просто русины, воспитанные в духе чехословацкой демократии, боролись без братоубийства, без пролития крови, поэтому не настолько резонансно, как это происходило в Галиции. Факты борьбы закарпатцев против тоталитарного режима приводятся во многих источниках. В 1947 г. была раскрыта подпольная организация «Освободительный комитет Подкарпатской Руси». Ее члены ставили своей целью возвращение Подкарпатской Руси в состав Чехословакии. Руководил «комитетом» Ю.Иванчов – греко-католический священник. Его заместителем был юрист по образованию Н.Бандусяк. В состав организации входили жители Ужгорода В.Балецкий – учитель, М.Буксар – инспектор отдела образования Ужгородского горисполкома, Д.Галас – библиотекарь, И.Лелекач – помощник священника. Были в организации и жители Ужгородского округа: С.Шеба, М.Шоляк и другие крестьяне. Вероятно, что организация вышла бы за рамки Ужгородщины. В ней уже был, например, Г.Кирлик  – главный бухгалтер Великоберезнянского отделения госбанка.

О сопротивлении советскому авторитаризму свидетельствует и эпопея снятия с поста первого секретаря обкома КП(б)У пресловутого Ивана Туряницы в 1948 г. и замена его «восточником». Н.Хрущев – первый секретарь ЦК КП(б)У и глава правительства УCCР решил снять И Туряницу с поста и назначить И.Компанца. Он осуществил это с нарушением устава партии постановлением политбюро ЦК КП(б)Украины. Однако, это беззаконие надо было «узаконить» «выборами» на областной партконференции. Вместо одного дня по плану конференция продолжалась целых три. Причина – коммунисты из числа коренного населения противились решению политбюро. Путем выкручивания рук их таки заставили проголосовать «как надо».

Были и другие протесты, в частности, против образования колхозов. На собрании, на котором «восточник» Мащенко – первый секретарь Раховского окружкома партии агитировал вступать в колхозы, Мария Ткач резко выступила против, за что угодила в окружной отдел госбезопасности. В селе Угля Тячевского округа вспыхнул бунт против колхозов. В результате 13 наиболее активных крестьян были осуждены к лишению свободы на срок от 2 до 25 лет. Антиколхозный бунт всего села Добронь (около 500 чел.) в Ужгородском округе подавили военоослужащие Мукачевского пограничного отряда. В селе Великие Лучки Мукачевского округа за сопротивление конфискации земли у частных собственников на 25 лет лишили свободы И.Поповича, И.Балогу, Д.Левдаря. Так что и русины пытались противостоять советским беззакониям, но им пришлось выдерживать нажим и с другой, диаметрально противоположной стороны.


Рецензии
Резать по живому "товарищ" Сталин умел!.. И резать тупо, практически бездумно. Это и чудовищно...

Алексей Котов 2   17.11.2009 08:21     Заявить о нарушении