Письма из Израиля

Иногда, когда пишу друзьям и смотрю на экран монитора, отключаюсь от ощущения всей этой техники в частности и всего технического прогресса вообще. И начинаю чувствовать реального человека, который может быть очень далеко от меня, на другом краю «шарика», к которому придут мои мысли и мои чувства. Мои мысли – от меня, тоже очень реальной. И тогда мне кажется, что Вселенная освоила Интернет намного раньше, чем мы…

Легкость мысли не так уж плоха, тяжелые мысли не могут быть скорыми и не придают скорости словам... 
А быстрота слов появляется тогда, когда научаешься облекать (озвучивать) ими свои мысли. Мысль, облеченная в слова - это здорово - значит, ты можешь донести понимание чего-то и до себя, и до других.
Главное - до себя... Это я поняла, когда стала писать свои мысли другим.
Пишу, когда есть желание, возможность и за такую возможность всегда очень благодарна. Было бы кому…


Праздники

***
У нас вечер, а вот в родной Сибири скоро полночь – разница во времени пять часов...
Так, что скорее читай про Пурим и, затем, растрачивай кванты своего ночного времени во благо Морфея, а, в конечном счете, во благо себя.
Итак, один из главных израильских праздников - Пурим! У евреев бытует шутка, что даже еврейский индюк знает, когда пурим. Стоит его только спросить на идиш: « Индык, индык, вен из Пирым?" и он тут же ответит: "Адар, адар, адар!"
Адар - это месяц еврейского календаря, он немного не совпадает с нашим, поэтому приходится на февраль-март.
Праздник посвящен чудесному избавлению еврейского народа от поголовного истребления, которое задумал коварный визирь Аман. А "раскусила" его царица Эсфирь (на иврите - Эстер). Помнишь такой сюжет в картине Рембрандта «Аман и Эсфирь»?
Во всех синагогах читают отрывки из Торы, которые называются "свитки Эстер", а когда
упоминается имя Амана, все должны греметь трещотками, топать ногами - в общем, создавать здоровый ажиотаж. Все это придумано, якобы, для того, чтобы имя Амана не было услышано и стерлось навеки из памяти людской.
На мой взгляд, задумка очень удачная – с таким звуковым «оформлением» это имя, из всего прочитанного, как раз запоминается лучше всего… Ведь без Амана не будет и Пурима!
В эти дни принято обмениваться гостинцами, в которых, помимо обычных сладостей, должны обязательно присутствовать "уши Амана". Это такие треугольные пирожки с разными начинками, которые надо злорадно поглощать с чувством исполненного перед историей и Торой долга. В этот день можно услышать диалог:
- Сколько Вы съели сегодня «ушей Амана»?
- Пять!
- А я – десять!

Ну и самый интересный атрибут праздника - это очень веселое лицедейство и костюмы на любое воображение, в том числе, и на больное. Когда наступает вечер, все в разных обличиях высыпают на улицы и начинают поливать друг друга разноцветным  мыльным спреем из баллончиков. Баллончики со спреем продаются на каждом шагу с импровизированных лотков.
Среди гуляющей публики находятся чудаки, надевшие по случаю праздника вечерние платья и фраки (скорее всего, это иностранные туристы, или недавно прибывшие на ПМЖ). Они - первые кандидаты быть облитыми всем имеющимся на «вооружении» мыльным многоцветьем – уж слишком велик соблазн! Правда, и полиция не дремлет – у слишком активных «поливальщиков» баллончики отбирают и куда-то сдают. Есть мнение, что снова на лотки…    
Вот такой сейчас замечательный праздник!

О природе

***
Вчера были на экскурсии в лесу, смотрели на разные цветы. Весна ведь в разгаре – конец февраля! Смешно так, все в миниатюре и подано как на тарелочке. Такой малюсенький лес, за 15 минут обойти можно, а вокруг тропинка с перилами, огораживающими территорию с деревьями. А внутри, в лесу - цветы. Потрясающе красиво! Но внутрь заходить не рекомендуется...
Лес сосновый, мощный, а под деревьями - ярко-зеленая трава. И в траве - ковер нежно-сиреневых цветов (на иврите они называются «ракафот»), похожих немного на наши фиалки. И еще большие пылающие на солнце тюльпаны. Пылающие оттого, что их лепестки насквозь пронизаны ярким весенним солнцем.
Пока в нашу сторону не смотрел экскурсовод, дети перелезли через перила и, наступая на траву, как на раскаленные угли, дабы не повредить эту весеннюю красоту, сделали несколько «пиратских» фотографий с тюльпанами. Вот где нужно учиться беречь природу!
А в другом месте был похожий лес, только прозрачнее и не с тюльпанами, а с маками. И какой-то удивительно российский пейзаж ...

В конце поездки, «на десерт», посетили огромную долину, сплошь наполненную цветущими фруктовыми садами - персики, груши, киви, виноград, яблони, сливы. Все только начинает цвести, листьев еще мало - одни разноцветные цветы на разноцветных прозрачных деревьях. Это территория кибуцев (своего рода коммуны), они, в основном, здесь все и выращивают.
А рядом с садами - страусиная ферма. Страусы ходят прямо по полю, большие такие, важные! Пасутся как будто коровы. Не знаю, зачем их выращивают - я даже в супермаркетах ни страусиных яиц не видела, ни мяса... Может быть из-за жира – говорят, что у них очень ценный жир.

***
Уже конец марта, а у нас все по-прежнему цветет! Вот эвкалипт распустился, у него цветы, как
у мимозы, только большие. Практически все кусты и деревья цветут фантастическими цветами, здесь, по-моему, нет ни одного растения, которое цветет скромно!
Эта земля испокон веков выжжена солнцем и всевозможными захватчиками, вот и пришлось израильтянам все руками сажать. Траву - в пустыне, эвкалипты - на болотах (они влагу хорошо поглощают). И все остальное тоже посадили, что хотели, самое красивое. Любят они эту землю и все, что на ней растет, здесь к каждому цветочку вода подведена, представляешь?!
Это особенно заметно рано-рано, часов в пять утра. Когда идешь по улице и видишь, как повсюду, на газонах, рядом с каждым цветком, деревом и кустом бьют крошечные фонтанчики.   

***
Что нужно для того, чтобы захотеть постоянно совершенствоваться, находить в себе бесчисленные грани и их развивать? На мой взгляд, ощущение того, что развитие - это закон Природы. Что такое для меня Природа - это уже отдельный разговор. В природе все либо совершенствуется и живет, либо деградирует и вымирает. Состояния статики нет, поэтому, если хочешь жить - развивайся.
При этом можно останавливаться, делать паузы, слушать, наблюдать и впускать в себя...
Например, ночное звездное небо, которое наблюдаешь с песчаного берега большой спокойной реки. Я не знаю, что в меня входит в этот момент и каким именем это можно назвать. Но оно есть, я чувствую.

Человечество достигло таких высоких технологий, придумало всему такие забавные названия, определения, вывело столько умных формул и законов. Но в большинстве своем очень далеко ушло от законов, согласно которым живет на этой Земле человек.


***
На днях побывали на севере Израиля, в районе Голанских высот – смотрели снег. Пришлось проехать полстраны, для того, чтобы вспомнить, как он выглядит. По канатной дороге поднялись высоко в горы,  постояли на снежной вершине, замерзли и решили быстрее спуститься – одежда ведь не сибирская, а израильская...
Внизу снег тоже есть, но там теплее и веселее – стар и млад напропалую лепит снежных баб и играет в снежки. Ведь для большинства приехавших сюда израильтян этот день, проведенный в горах – единственный зимний день в году!
В связи с этим вспомнила свою походную юность…

Восточные Саяны... Идем по льду замерзшей реки в глубоком ущелье. Лед желтого цвета,
неровный, такое впечатление, что река замерзла моментально, не успев угомонить свои водовороты и буруны. А со стен ущелья в эту реку свисают разноцветные водопады - желтые, розовые, белые, голубые...
"Свисают" - потому что водопады тоже ледяные, замерзшие, со всеми своими многочисленными струями и брызгами. Брызги застыли на ветках растений, на прошлогодней траве, оставшейся на скалах, они продолжают сверкать и радужно переливаться.
Потом мы поднимаемся по одной из впадающих рек, которая сплошь состоит из водопадов - такая узкая гигантская ледяная лестница. Для того чтобы подняться на одну ее ступень, надо навесить веревки и в "кошках" подняться по разноцветному льду...

А это уже осенний Тянь-Шань... Выходим из Брич-Муллы, нагревшись после уже холодного Омска на азиатском солнце и наевшись винограда прямо с веток.
Два дня поднимаемся в горы и неожиданно попадаем в снегопад. Долго блуждаем, потеряв все тропы и ориентиры, ночуем, наобум поставив палатку, обнаруживая поутру, что поставили ее на самом краю пропасти...
А потом днем, по пояс в снегу, спускаемся, наконец, в какую-то долину. И в этой долине, тоже в снегу, стоит сливовый сад со спелыми, желтыми сливами. И мы срываем эти сливы, которые светятся как маленькие желтые солнышки, очищаем их от снега и едим...

Вечером, разбив лагерь, снова по пояс в снегу, готовим ужин - компот из сухофруктов и гречневую кашу с тушенкой. Когда уже готов компот и почти сварена каша, я, перепутав бобы в дыме костра, бросаю тушенку не в кашу, а в компот... Во время ужина, мы (я и второй дежурный) молчим до последнего момента, до тех пор, пока народ, наевшись каши и напившись компота, не начинает обнаруживать на дне кружек тушенку. И, между прочим, все рады - тушенка в походе всегда идет на "ура" независимо от того, куда ее положили.

***
Дочь пришла и рассказала выученное стихотворение Батюшкова:

Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов
И как молчать об них - не знаю!

Просто и понятно, правда? Умели же... И при этом, скорее всего, были глубоко и истинно верующими.
"Владычица"... В каком-то американском фильме (не помню ни содержания, ни названия) Бога представили в женском обличье - такая ничем с виду не примечательная женщина средних лет...


О морях и океанах…

***
Сегодня 1 апреля, и мы открыли купальный сезон! Ветер чаще всего с моря, а сегодня он - из пустыни и называется такой ветер «хамсин» (от арабского "пятьдесят", он может дуть до пятидесяти дней в году). Когда он дует, кажется, что стоишь возле открытой духовки... В городе не очень приятно, зато на море – полный штиль и просто благодать! Воздух намного теплее воды (вода-19-20, а воздух - все 30).
А вчера мне написали из Красноярска - там снегопад...

***
В апреле на израильские пляжи приходят только русские – для исконных израильтян купальный сезон открывается гораздо позже. Впрочем, русские умудряются этот сезон вообще не закрывать. Как ты думаешь, куда идет веселая толпа наших бывших соотечественников в новогоднюю ночь, если катание на ледовых горках и взятие снежной крепости в Израиле – такая же экзотика, как в Сибири - пальмы? Правильно, купаться в море! Причем, для сибиряков такая процедура – это сущий пустяк по сравнению с купанием в Енисее или (боже упаси!) в Ангаре.

Сегодня пришла с детьми на пустынный пляж, уселась под зонтик и наблюдала за тем, как они прыгают по мелководью, выковыривая из-под камней маленьких, поросших водорослями крабов. Кстати, впервые увидела, как на панцире краба растут водоросли – из-за такой гениальной маскировки их очень сложно обнаружить. Но, как оказалось, крабы не умеют долго прятаться – когда подходишь совсем близко, у них не выдерживают нервы, и видно, как маленький островок из водорослей вдруг срывается с места и начинает от тебя удирать.

На пляже были только мы и дежурный по пляжу. Что-то вроде нашего спасателя. Пока я сидела под зонтиком, он пять раз подошел ко мне и спросил, мои ли это дети купаются в море. Видимо, он не мог поверить, что родная мать может так спокойно наблюдать за детьми в море на таком большом расстоянии. От меня до них было метров десять, воды – по колено, на море штиль…
Когда спасатель спустился со своей вышки и направился ко мне в шестой раз, я не выдержала и пошла к детям. Все-таки он прав и лучше меня знает, что с морем не шутят…
      
***
Итак, хочу тебе рассказать про Мертвое море...
Ехали мы до этого моря часа три и успели за это время пересечь к югу пол-Израиля. Проехали Тель-Авив, Иерусалим, Иудейские горы, Иерихон и Иудейскую пустыню с бедуинами и верблюдами, где среди палаточных бедуинских поселений из-за бесчисленных рядов висящего грязного шмутья выглядывают тарелки спутниковых антенн и "шестисотые" Мерседесы. Вот они – контрасты цивилизации!
Названия у мест и городов сказочные: пещера царя Давида, Содом, Гоморра... Только и остается, глядя на эту пустыню, ехать и вспоминать библейские сюжеты.
Морю около 250 млн. лет, образовалось оно в результате разлома вместе с пресным озером Кинерет. Ты знаешь, это самое низкое море на Земле, его уровень ниже уровня обычных морей на 400 метров!
С израильской стороны рядом с морем - огромные плоские рыжие скалы, напоминающие марсианский пейзаж, несмотря на то, что на Марсе мне бывать пока не приходилось…
А под скалами, среди оазисов, шикарные отели и рощи красивых пушистых финиковых пальм. Кстати, на берегу самого соленого моря растут самые сладкие финики! Интересно, кто-нибудь может объяснить мне этот парадокс?
И еще, тут же - маленький, но очень богатенький заводик, производящий знаменитую на весь мир косметику из продуктов Мертвого моря.
А на противоположном берегу - Иордания, и там просто пустынный пляж, потому что у бедной Иордании (да простят меня ее жители!) нет денег для организации туристического бизнеса. 
Вода в море голубейшая и прозрачнейшая, только, правда, ее и водой сложно назвать... Это перенасыщенный раствор соли, в нем даже соль островками плавает!
И купание в этой воде купанием тоже не назовешь... Она на ощупь, как подсолнечное масло! Заходишь в воду по грудь, а потом тебя, аки пробку, начинает из воды выталкивать. Чтобы плыть (на плавание это тоже совсем не похоже!), надо лечь на воду и грести только руками, причем, очень аккуратно - если эта вода попадет в глаза, мало не покажется! А ноги болтаются в воздухе и не тонут! На этой воде у особо одаренных  даже "лягушка" может получиться, когда ступнями до головы достают, как на коврике! Народ в Мертвом море может на кресле сидеть с газетой в руках, и даже те, кто совсем не умеет плавать, могут "догрести" до самой Иордании, не боясь утонуть.

Вот такое оно, море. Кстати, у израильтян оно называется не Мертвым, а Соленым…

***
О взрослых и детях

До женитьбы у меня было шесть теорий
относительно воспитания детей;
теперь у меня шестеро детей и ни одной теории
(Дж. Уилмот).

Недавно стала случайным свидетелем разговора мальчика лет восьми и охранника в супермаркете. Охрана здесь не такая, как в России, да и отношение к терроризму и безопасности тоже с нашим не сравнить. В местах большого скопления людей всегда очень много вооруженных «до зубов» полицейских с металлоискателями, обаятельными улыбками и очень приветливыми лицами. Как выяснилось, одно другому совсем не мешает.
Мальчик катался на стеклянной двери у входа в супермаркет прямо перед носом у обвешанного табельным оружием полицейского, не обращая на него никакого внимания.
Минут пятнадцать стоящий на посту полицейский старательно делал вид, что ничего не замечает. Потом он подошел к мальчику и заботливо сказал примерно следующее:
- Малыш, будь осторожнее, ты можешь дверью прищемить себе руку.
После этих слов «малыш» стал раскручивать дверь еще ожесточеннее. Создавалось впечатление, что грозный полицейский надел на себя, а потом забыл снять шапку-невидимку.
Прошло еще минут десять, и страж порядка решился спасти дверь в очередной раз. Он снова подошел к мальчику и по-прежнему ласково произнес, что «не стоит так часто открывать дверь, потому что в магазине работают кондиционеры, и тратится слишком много энергии».
Ребенок, наконец, отцепился от уже надоевшей ему двери, смерил взглядом полицейского и задал очень резонный вопрос:
- А что ты так переживаешь? Разве ты сам платишь за эту энергию?
Представитель власти жалко улыбнулся и переключился на внимательное изучение безоблачного израильского неба.
Кстати, весь парадокс этой ситуации состоит в том, что среди израильской молодежи даже малейшего пренебрежения к старшим нет и в помине… Думаю, это оттого, что уже с четырнадцати лет к детям здесь начинают относиться совсем по-другому, как к полноценным взрослым и с соответствующими требованиями.
Есть над чем задуматься, правда? 

***
 Вот еще пример особого отношения к детям и их правам.
Собираемся уезжать в Омск и избавляемся от громоздкого имущества. В «черный список», наряду с телевизором, диваном и микроволновкой, попадают красивые велосипеды, купленные детям сразу после приезда в Израиль. Для сына велосипед – это верный друг, целый год служивший верой и правдой, поэтому расставание с ним – это хоть и маленькая, но трагедия. Дочка относится к данному событию по-женски философски и практично. Женщинам вообще не свойственно одушевлять технику до той степени, до которой ее зачастую одушевляют мужчины…
На местном базарчике есть симпатичный дедушка, владелец небольшой мастерской, который весь год помогал нам ремонтировать наши велосипеды. Ему мы и решаем их отдать за символическую    цену.
Пока я отдаю велосипед сына, он стоит в стороне, едва сдерживая слезы, и это не ускользает от внимания мастера. Он подходит к сыну и спрашивает у него, согласен ли он сам отдать свою вещь и было ли получено от него разрешение на эту сделку. Данил молча кивает головой, продолжая ронять слезы. Деда эта ситуация явно не устраивает – он ведет сына в мастерскую, дает ему ручку, лист бумаги и просит написать расписку в том, что велосипед действительно продают с его согласия.

Прожив и проучившись год в совершенно чужой стране с другим языком, традициями и менталитетом, мой одиннадцатилетний сын мне сказал:
«Знаешь, я только здесь понял, что мое мнение, как человека, может что-то значить».
В «Снежной королеве» разбойница говорит: «детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники». Если хорошо подумать, это замечательная фраза – ведь Маленькая разбойница (как результат такого воспитания) оказалась, по сути, очень хорошим человеком!
В Израиле то, что в нашем понимании значит «баловать» детей, означает их «уважать». Как ты думаешь, когда мы этому научимся?


Рецензии