Завистливое око смотрит широко

В словаре Даля словам «зависть», «завидовать» даны следующие толкования:
«ЗАВИСТЬ – досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе».
«ЗАВИДОВАТЬ» - досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что самого нет того, что есть у другого».
В двухтомнике «Пословицы и поговорки русского народа» (М, «Терра», 1996) зависть объединена с жадностью.
Владимир Даль – этнограф, лексикограф, писатель, диалектолог совместил эти понятия неслучайно - жадность приводит к зависти и наоборот.
«Берут завидки на чужие пожитки», «Сытый волк смирнее ненасытного человека».
А ведь и верно! Нет в природе более ненасытной особи, чем человек. Вот ведь несчастье-то!  И в ХХ-ХХI веках это несчастье, как ржа, разъедает здоровье, психику, жизнь миллионов. Можно сказать, зависть приобрела глобальные масштабы.

Психологи утверждают, что существует причинно-следственная цепочка зависти. Сначала – социальное сравнение, затем – ощущение чьего-то превосходства, далее – досада или унижение, потом – неприязнь и даже ненависть, наконец – желание или причинение вреда.
Посмотрев на эту цепочку, замечаешь отсутствие одного компонента. Зависть возникает только по поводу того, к чему человек имеет ИНТЕРЕС, что им высоко ЦЕНИТСЯ. Например, если человек не тщеславен, завидовать тому, кто поднимается по карьерной лестнице, он не будет. Однако, если тот же человек – плохой художник, вероятность возникновения зависти к успешному коллеге велика.

И в заключение мысль Гельмгольца. Выдающийся физиолог считал: по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Напрашиваются два вывода:
А) если тебе не завидуют, значит, ты ничего не добился,
Б) если тебе не завидуют, значит, тебе повезло: рядом  – светлые люди с чистой душой.

 Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/


Рецензии
Глубокоуважаемая Елена!

Ваша трактовка зависти, в принципе, правильная, но – одностронняя.

Я осмелюсь процитировать самого себя. Вот, что я писал в рецензии на «Зависть» (Анна Михневич) : http://www.proza.ru/comments.html?2008/05/01/150 .

«Интересно заметить, что зависти ( как и осуждаемому, в общем-то, эгоизму) придаётся и положительное значение. Зависть, кроме прочего, стимулирует честолюбие, без которого индивидуальный успех маловероятен. Психоаналитики различают, с одной стороны, отрицательную недоброжелательно-вредоносную и депрессивно-парализующую зависть, а, с другой, - положительную честолюбиво-стимулирующую и возмущённо-оспаривающую зависть, побуждающую чувство справедливости и требующую изменений.

И возвращаюсь я снова к пословицам русского народа:

Лучше жить в зависти, чем в жалости.
Завистливый поп два века живёт.
Чему позавидуешь, тому поработаешь.»

Понятие «зависть» многогранно и даже противоречиво по своей сути.

Ваш,

Согрива   07.08.2009 00:14     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий! Согласна, "понятие «зависть» многогранно и даже противоречиво по своей сути", однако, если исходить из классического определения "зависти", понимаешь, что это - порочное чувство. Возьмём, например, определения, данные в Википедии.
"Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей".
"Зависть или недоброжелательство — один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка".
"Зависть противоречит христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию".
"Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью".
"Зависть усиливает влияние грехов гнева, алчности и уныния".
Думаю, в пословицах, приведёнными Вами, идёт некоторая подмена понятий.

Елена Янге   07.08.2009 01:18   Заявить о нарушении