Хватит читать!

К христианству я пришел уже в довольно зрелом возрасте. Ощущая огромные пробелы в подготовке, понимал, что надо наверстывать. Что ни день, то новые вопросы. Обращался я с ними к священнику, на что всякий раз получал ответ: «Читайте Евангелие». Ну, это – само собой! К тому времени мне уже было известно, что всякому православному христианину предписывается ежедневно читать по одной главе из Еванегелия, одной главе из Апостола, одной главе из Ветхого Завета и Псалмы – если не «по полной программе», то, хотя бы, на сколько сил хватит. И я, со рвением неофита, так и делал, зная, что никто среди моих знакомых, христиан «со стажем», а то и с младенчества, этого предписания не выполняет.

Читаю, и с удивлением обнаруживаю, что многое из того, что, как я думал, представляет собой христианство, мягко скажем, далековато от того, что написано в Священном Писании. Не могу сказать: "вот, я прочитал, и мне сразу открылось…" Но постепенно я чуть ли не физически стал чувствовать, как с меня, словно с луковицы, слой за слоем, слезает шелуха привычных представлений «Смотри-ка, - говорил я себе. – Вон оно, оказывается, как! А я-то думал…» И появились новые вопросы. Множество вопросов. Вижу, что мысль, высказанная евангелистом,  настолько сложна, что я не подготовлен к тому, чтобы понять ее во всей полноте и глубине. Почитая себя шибко умным, обратился к святоотеческим трудам. А там – такой язык! Поначалу приходится себе напоминать, что многие, якобы знакомые слова, типа «прелесть», «бесстрастие», в христианстве имеют не совсем или совсем не тот смысл, который мы придаем им в обыденной речи.  Сквозь архаизмы пробираешься, как сквозь джунгли. Всякие «иже», «поелику» «дондеже» – это, можно сказать, еще «цветочки». А вот с псалмами – совсем беда. Смотришь в текст, как баран на новые ворота, и недоумеваешь: «грех мой пред Тобой есть выну»? Куда «выну»? Зачем «выну»?

Стал читать литературу попроще, для новоначальных. И не могу отделаться от чувства, что меня принимают за идиота. Нет-нет, да и замечаю, что в Писании – одно, а в книжках, изданных «по благословению такого-то и такого-то иерарха», – другое. И начинаю понимать, откуда у меня прежде были, мягко говоря, неадекватные представления о христианстве. Правильно: из беллетристики да фильмов, в которых – с большей или меньшей степенью талантливости – пересказывается содержание тех  самых брошюр. Полез в другие книжки, писанные католиками, протестантами, историками, которые «сами по себе». Вплоть до таких, кто в Библии, что называется, «ни уха, ни рыла», а «так просто, до ветру вышел». У каждого – свои взгляды. И – что характерно: даже при обилии цитат, в большинстве случаев – элементарная «подгонка» текста Писания под свои тезисы. Как быть? Естественно – снова к батюшке. Раз, другой – пока, в один «прекрасный» день, не услышал: «Хватит читать! В церковь чаще ходить надо». С последним я согласен. Что же до первого…

Возможно, в этом и есть «сермяжная правда». В книге «Основы искусства святости» епископ Варнава (Беляев) пишет, что ищущему пути к обожению желательно – в качестве одного из первых условий – отказаться, по крайней мере на год, от любого чтения, помимо Писания. Не только светского, развлекательного, но и трудов, вошедших в «золотой фонд» христианской литературы. Кроме крайней необходимости по работе. Я мог бы сослаться на то, что по работе мне нужно читать много всякого-разного, но прекрасно понимаю, что это – самооправдание и потакание собственным прихотям. Слаб я: не получается. А сказать по правде – и не хочется.

Знающие люди говорят, что порядка девяноста процентов информации разведка получает из открытых источников. Главное – уметь с ними работать. В разведку меня, славабогу, не взяли. А то, глядишь, избрали бы Президентом – а оно мне надо? Но так уж «исторически сложилось», что в ВУЗе меня приучили не ограничиваться учебниками «для домохозяек», а обращаться к первоисточникам. И я снова засел за книжки древних авторов. Сначала - попроще, Авву Дорофея, а со временем и Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова.

И чем больше читаю, тем больше вижу несуразностей, противоречий и откровенной глупости… Нет, не в Библии! А у авторов, которых принято считать непререкаемыми авторитетами. Сморозил, скажем, Тертуллиан, Ириней или Папий какую-то глупость, и ее, как заклинание, из века в век, ссылаясь друг на друга, повторяют бесчисленные церковные, а в последние века и светские писатели. Как будто от этого она обернется мудростью! Напротив, сомнительное суждение, принятое за факт, неминуемо порождает всё новые заблуждения. Справедливости ради следует отметить, что слепая вера в авторитеты свойственна не только богословам. Банальный пример – до Ньютона никто и помыслить не смел, что тело может двигаться, если к нему не приложена сила. Веками никто и проверять не думал, сколько, на самом деле, ног у мухи: Аристотель сказал – восемь, значит, восемь. Наука – честь ей за это и хвала – сумела пренебречь «честью мундира» и признать, что величайший в истории человечества ученый заблуждался. А вот что касается церковной истории, то – увы! – до сих пор не редкость, когда за точное знание выдают не что иное, как базарные слухи двухтысячелетней давности.
 
Столкнувшись с подобными удручающими фактами, я попытался (и до сих пор пытаюсь) разобраться с некоторыми «ляпами» в истории раннего христианства и превратными (на мой взгляд) толкованиями Священного Писания. Не слишком ли много я на себя беру, позволяя себе столь жесткий скепсис в отношении профессионалов? По сравнению с ними, я знаю непростительно мало, а понимаю еще меньше. Но у меня есть существенное преимущество: не будучи скованным обязательствами, навязанными принадлежностью к какой-либо школе, и обремененным пышными титулами и регалиями, я могу себе позволить открыто высказать свои мысли вне зависимости от того, вписываются ли в русло общепринятых представлений, или нет. Даже если кому-то мои суждения придутся «против шерсти», никто не упрекнет меня в том, что я «кусаю руку, которая меня вскормила». Насколько я прав в своих умозаключениях – пусть читатель судит сам. Не буду призывать: «Верьте мне, люди!». Наоборот! Не принимайте на веру ни одного моего слова. Проверяйте. Заметите необоснованные утверждения или логические ошибки – буду только рад, если вы мне на них укажете. А я, со своей стороны, постараюсь вам в этом помочь. Если я кого-то цитирую – привожу ссылки: кто, где, что сказал. По этой причине записки мои могут показаться перегружены так называемым «научным аппаратом», но – что поделаешь? Если хочешь, чтобы к тебе относились серьезно, будь любезен, начни с того, что будь предельно требователен к себе.

К сожалению, многие нынешние авторы, в том числе, титулованные, этим необходимым качеством - увы! - не обладают. Я не имею в виду то, что можно услышать по радио или с экрана телевизора: мало ли, кто что скажет, особенно, в полемическом задоре! Но на одном случае хочется остановиться. Я ведь не только книжки читаю. Благодаря современным технологиям, могу послушать и лекции богословов-профессионалов, «выложенные» в сеть многочисленными энтузиастами. Дабы не быть уличенным в диффамации, имени лектора не называю. Кто знает – поймет, о ком речь, кто не знает, но интересуется – найдет в интернете.

Вот уже не первый год он преподает в одном из учебных заведений курс под названием «Введение в Ветхий Завет». И вот сей лектор ведет рассказ о том, как  пришли в землю обетованную и расселились в ней… тут он делает паузу. Все ждут, что будет дальше. А дальше – эффектный ход: «… одиннадцать (!) колен Израиля. Да-да,  не двенадцать, как вы могли подумать, а одиннадцать!», - торжествующе восклицает он. И снисходительно поясняет студентам, что одному колену из двенадцати, а именно, Левиеву, своей земли не полагалось! Можете, говорит, сами проверить: к любому стандартному изданию Синодального перевода Библии прилагается карта.

Представьте удивление студента, который, поддавшись на уговоры преподавателя, действительно, решит проверить. Смотрим по карте, с юга на север: Дан, Асир, Неффалим, Завулон, Иссахар, Манассия, Ефрем, Вениамин, Иуда, Симеон. А к востоку от Соляного озера – Рувим и Гад. Итого…

Что мешало лектору подсчитать количество имен? Пальцев на руках не хватило? Можно было – на бумажке…

Мне как думается? Раз уж взялся учить других – азы-то знать надо? Или я неправ? Ну, скажут, «лопухнулся препод», с кем не бывает? Что особенного? С какой стати я привел этот пример?

А с такой! Не думаю, что лектор не читал Нового Завета. Наверняка, читал. И, скорее всего, как раз потому, что в нем часто встречается слово «двенадцать», и «не заметил» тринадцатого колена. (Кстати, не он один.) И тут начинается самое интересное.

Как мы помним, Иисус обещал ученикам, что когда

сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядут они на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израилевых. [1]

Казалось бы, какие проблемы? Двенадцать колен – двенадцать судей. Ан нет! Колен-то было не двенадцать, а тринадцать! И возникает резонный вопрос: а что, какое-то колено судить не будут? Какое именно? По  какой причине? За какие заслуги?

И еще один «нюанс», тоже числовой, и тоже про двенадцать. В числе тех, кому были обещаны престолы, был ученик, к кому церковь традиционно испытывает, мягко говоря, неприязнь. И давно в его отношении вынесла свой приговор. А между тем, ИИСУС СВОЕГО ОБЕТОВАНИЯ НЕ ОТМЕНЯЛ, и кто к кому попадет на суд, нам знать не дано. Ты, читатель, уверен, что твое «дело» будет рассматривать не он? Я – нет. Но помню, что сказано:

Каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. [2]

Почему же профессионалы не растолковывают «широким массам трудящихся», что, на самом деле, написано в Библии? Почему, как во времена почти поголовной неграмотности, со всех сторон «обсасывают» версии привычные, но не подтвержденные документально? Чт; это? Некомпетентность? Умысел? Или и то, и другое, «в одном флаконе»? Возможно, что никакого умысла и в помине нет. Я и за собой не раз замечал, как «замыленный» взгляд скользит по строчкам, и требуется определенное усилие, чтобы вдуматься в прочитанное. Возникают недоумения. Смотрю, что пишут по этому поводу признанные авторитеты. И как быть, если они пишут прямо противоположное тому, что написано в первоисточнике? Пытаюсь развеять недоумения самостоятельно. Иногда, как мне кажется, получается. Некоторыми из «находок» считаю необходимым поделиться с читателем. «Находок» в кавычках – потому, что, на самом деле, никаких открытий я не совершал. Всё написано в книгах, которые сегодня доступны каждому.

Возможно, увидев, что я излагаю свои мысли почти разговорным языком, кто-то сочтет, что я стремился к упрощению, дабы «набрать очки» у читателя, не владеющего специальной терминологией. Отнюдь! Поднапрягшись, я, пожалуй, мог бы выдавить из себя пару абзацев в таком, к примеру, стиле:

«Телос духовной практики имеет мета-эмпирическую природу: он не принадлежит горизонту наличного бытия, и его достижение есть онтологическое трансендирование, предполагающее актуальное изменение, претворение фундаментальных предикатов человеческого существования. В этом смысле духовная практика есть не только антропологическая, но и также и мета-антропологическая стратегия». [3]

Но мне это будет тяжело. Да и лень. И, поскольку ни к степеням, ни званиям не стремлюсь, переводить текст на наукообразный язык не намерен. Правда, совсем без терминов не обойтись. Но с этим справиться легче.

Не исключаю (даже уверен!), что найдутся такие, что сочтут мои изыскания предосудительными и напомнят:

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. [4]
 
Отвечаю: про то, что отвечать придется за КАЖДОЕ слово, КАЖДЫЙ поступок, КАЖДУЮ мысль я помню. И - мой тебе совет, дорогой читатель:

Если вдруг заметишь, что мои суждения повергают тебя в смятение и лишают душевного покоя, полагаю, что тебе лучше не заходить на мою авторскую страничку. Не полезно будет. Кстати, слово, переведенное как «соблазн», по-гречески звучит до боли знакомо: скандалон. Зачем читать скандальные книжки? Лучше читай Евангелие. Пока профессионал не скажет: «Хватит читать!» Только пусть помнит, что процитированные слова и его касаются.

И еще одно "кстати". В параллельном месте у Луки написано:

Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. [5]

И мне, понимаешь, интересно: дык, всё ж-таки, НАДОБНО придти или НЕВОЗМОЖНО НЕ придти? Лука полагает, что соблазн – вроде как закон природы, типа закона Архимеда: ежели я попал в воду, на меня будет действовать выталкивающая сила, хочу я того или нет. А уж поплыву или утону, зависит не от меня, а от, простите за тавтологию, силы этой силы. А Матфей пишет: хочешь научиться плавать, используй эту силу. Разница, однако. Ох уж этот Лука! Ну, как не вспомнить его интерпретацию молитвы Господней? Если у Матфея мы читаем: «… хлеб наш насущный дай нам на сей день…», [6] то у Луки – «на каждый день». [7] Сегодняшнего ему мало, понимаешь! Дескать, запас карман не тянет, да и спокойней как-то, когда закрома полные. А ведь помнится, Иисус говорил: «не заботьтесь о завтрашнем дне». [8] И про закрома говорил, даже более подробно.

Профессионал, конечно, скажет: «Ну, нельзя же это понимать буквально!» и приведет массу жизненных ситуаций, в которых буквальное следование этой заповеди будет, якобы, проявлением крайнего эгоизма. Дескать, допустим на себя тебе наплевать, но не заботиться о том, что будут завтра кушать твои детишки – аморально.

Умерьте пафос, господа! Кто может о них позаботиться лучше, чем Господь? Разве мама-папа сильней Его? Добрей? Предусмотрительней? Или Он настолько занят другими делами, что Ему недосуг думать о каждом, в том числе и детишках?

Короче: либо вы верите Ему, либо нет. Остальное – демагогия.

Видать, Лукой придется заняться отдельно.

Ну, что? Хватит читать?

==============

 1. Мф19:28, Лк 22:30
 2. Мф 7:2
 3. С. Хоружий. Опыты из русской духовной традиции. М., «Парад», 2005, с. 9
 4. Мф 18:7
 5. Лк 17:1
 6. Мф 6:11
 7. Лк 11:3
 8. Мф 6:34


Рецензии
Я уважаю людей, которые могут и ошибаться, но действительно исследуют Писания, а не слепо перенимают мнения авторитетов.
Предлагаю ознакомиться с моими рассуждениями о 12 коленах Израилевых.

12 апостолов будут судить 12 колен Израилевых.
"Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Матф.19:28).
Первоначальный список 12 колен Израилевых.
"Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом... 1-Рувим, 2-Симеон, 3-Левий и 4-Иуда, 5-Иссахар, 6-Завулон и 7-Вениамин, (8Дан) и 9-Неффалим, 10-Гад и 11-Асир... а 12-Иосиф был уже в Египте" (Исх.1:1-5).
Окончательный список 12 колен Израилевых.
"Запечатленных было сто сорок четыре тысячи из ВСЕХ колен сынов Израилевых. Из колена 1-Иудина, 2-Рувимова, 3-Гадова, 4-Асирова, 5-Неффалимова, (6-Манассиина), 7-Симеонова, 8-Левиина, 9-Иссахарова, 10-Завулонова, 11-Иосифова, 12-Вениаминова" (Откр.7:4-8).
Итак, в число ВСЕХ колен сынов Израилевых входят двенадцать колен, только вместо колена Данова записано колено Манассиино.
Почему место колена Данова заняло колено Манассиино?
Возможно, по причине того, что колено Даново отказалось от Бога и стало поклоняться идолу:
"И поставили у себя сыны Дановы истукан" (Судей 18:30).
А как тогда можно объяснить пророчество о Дане:
"Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля" (Быт.49:16)?
Возможное объяснение:
"В то время был человек... от племени Данова
И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет" (Суд.13:2,24; 15:20).
Последнее упоминание о 12 коленах сынов Израилевых:
"На воротах написаны имена двенадцати колен (12) сынов Израилевых" (Откр.21:12).
Вальдемар Богер
Имейл: w.boger56@googlemail.com
Сайт Библейское слово на русском языке: http://bibelwort-ru.net

Вальдемар Богер   28.10.2020 17:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.