Примеры моделей из других эзотерических практик

Модель «Симорон»

Не упомянуть Симорон в настоящей книге было бы несправедливо. Симорон – это определенная школа, которую сами авторы любят называть школой волшебства (Я имею в виду московскую школу, а не киевскую. Киевская претендует на подлинный «Симорон», но в эту дискуссию мы здесь вмешиваться не будем). С моей точки зрения, система безусловно заслуживает внимания. Её теоретическая слабость (только московской школы) каким-то образом превратилась в преимущество. Для людей образованных – потому, что не возникает предмета для спора, не возникает оснований для расхождений по теоретическим вопросам. Для людей не особо образованных – потому, что система нацелена на близкую им практику и не нагружена теорией, которую такие люди понимают и усваивают с трудом. Информацию о Симороне можно найти на сайте www.simoron.ru, там же можно скачать и некоторые книжки. А здесь мы обратимся к «теоретической» части раннего Симорона, которую сами авторы называют метафорой, что в большей степени соответствует действительности.

Процесс формирования мира там объяснялся по аналогии с планетарием. «Представьте себе планетарий, говорят они. В центре планетария находится шар с дырочками, внутри которого расположена яркая лампа. Когда лампу включают, из всех дырочек пробиваются лучики света, которые на темном куполе планетария превращаются в светящиеся точки, изображающие звездное небо. Мы имеем полиэкранную систему: внутри шара расположен источник света – Симорон; шар – как первый экран на пути этого света; купол планетария является вторым экраном. Источником является лампа. Выключите лампу – погаснет первый экран, исчезнет и второй. Включите лампу – оживут все экраны.

Симоронисты считают, что эта модель в точности соответствует процессу, в который мы вовлечены от рождения. «Сила, выпустившая меня (или любой объект мироздания) в жизнь, находится не снаружи меня, а – внутри. Этот источник света и называется Симороном. Вокруг него – шар, в этом качестве выступает моя личность. Если я пропускаю излучение, которое меня выпустило в мир, дальше, то вне меня будет выписано мое продолжение. Этим продолжением является весь видимый, проявленный мир. Такой аналог звездного неба называется вторым экраном. Каждый человек, растение, животное, камень, каждый предмет видимого мира является моей проекцией, укрупненным продолжением меня самого. В тот момент, когда я бросаю взгляд на какой-то предмет, я выпускаю луч и выписываю вне себя свое продолжение, соответствующее дырочке, сквозь которую я выпустил этот луч. Дырочки разной формы, соответственно, и проекции разные» [www.simoron.ru]. Такая вот модель творения мира по-симоронски.

Приведенная метафора – весьма удачна. Подобные метафоры нужны, они позволяют лучше прочувствовать процесс. Метафора, кстати, безразлична к тому, является ли внутренний источник света действительно нашим – и тогда мы творим мир, либо этот свет вкладывает в нас Бог (или кто еще) – и тогда мы мир формируем.



Модель Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда, наверное, самый известный мистик двадцатого столетия, рассказывает о следующей модели мироздания, которую он узнал от своего учителя, мага дона Хуана Матуса. В этой системе мир, как и человек, состоит из так называемых энергетических нитей. Эти нити не видны обычным людям, их могут наблюдать только так называемые «видящие» - специально обученные маги. Тем не менее, мы все постоянно энергетически взаимодействуем с миром, поскольку такова наша природа.

Cоответственно, человек не ограничивается своим физическим телом. Напротив, тело не есть самое главное. Самое главное –энергетическая сущность человека. По свидетельству «видящих», она представляет собой яйцеобразную форму, составленную из энергетических нитей, которые связаны с нитями мира. Сам человек находится внутри этой формы, а нити выходят из его солнечного сплетения. Впрочем, для нас мелкие детали не столь важны.

Создание мира по Кастанеде происходит следующим образом. В яйцеобразном коконе есть еще так называемая «точка сборки», которая может перемещаться по кокону. Эта точка названа так потому, что она «собирает» реальный мир человека. Его бытие как раз и определяется тем, в каком месте энергетического кокона точка сборки зафиксирована. Образно выражаясь, перемещение этой точки по энергетическим нитям кокона перемещает человека в совершенно различные миры. Этот процесс подобен поиску нужной волны в радиоприемнике или телевизоре. Вы настраиваете один и тот же прибор на восприятие разных частот и видите совершенно различные картины.

В обычном состоянии точка сборки жестко фиксирована, и для нетренированного человека переместить ее непросто. Таким образом, наш мир стабилен. Но не иллюзорен ли он? Такой вопрос задавал Кастанеда, а дон Хуан объяснял ему, что ситуация здесь двояка. С одной стороны, наш мир абсолютно реален для нас, пока наша точка сборки зафиксирована в определенном месте. Но с другой стороны, это не единственный мир, в котором мы могли бы присутствовать. Миров бесконечно много. И если наша точка сборки переместится в другое место, для нас точно также будет абсолютно реален другой мир, а этот – уже не реален, его просто не будет для нас существовать.

Для таких путешествий в системе Кастанеды нужно много работать над собой. Впрочем, небольшие колебания точки сборки возможны и без тренировок – в состоянии стресса или в результате так называемой «белой горячки». Правда, чтобы прийти к последней, тоже нужно долго над собой «работать».

В свое время я достаточно внимательно и увлеченно изучал систему Карлоса Кастанеды и его последователей. Не только теоретически, но и выполнял ряд практик. Должен сказать, что труды Кастанеды – действительно фундаментальны, это одна из самых последовательных и глубоко проработанных мистических доктрин. Однако достижение мастерства в ней связано с немалыми трудностями и самоограничениями, а путь к свободе – основной цели всей кастанедовской системы – тернист и опасен. Большая часть же преимуществ, которыми эта система обладает, сегодня доступна и средствами психологии. Так что рекомендовать каждому читателю идти путем Кастанеды я не буду. Хотя для тех, кто стремится достичь большего, Кастанеду почитать стоит. Вообще, любой серьезный специалист в области эзотерики, мистики, а порой и психологии, так или иначе, но Кастанеду обязательно изучал.

Что же касается наших, в данном случае достаточно прагматических задач, то модель формирования мира с помощью точки сборки – фактически модель настройки на нужный мир – сама по себе неплоха и может быть использована, причем даже и без задействования всей остальной кастанедовской системы. Также, представляется полезной идея внутреннего диалога, согласно которой комплекс привычных представлений (внутренний диалог) и формирует мир человека.

Модель ВАРИАНТОВ

Модель Вариантов весьма удачно описана в книгах Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности» и является ключевой в предлагаемой Зеландом системе. Базируясь на принципах модели Притяжения, она, в то же время, обладает рядом преимуществ по сравнению со многими другими построениями на этом базисе. Если говорить коротко, то суть ее в следующем.

Принцип Притяжения определяет исходное допущение о том, что мы не создаем свою реальность сами, но привлекаем  в свою жизнь те или иные ее варианты. Зеланд внес модификацию, предположив, что вместилищем таких вариантов является не обыденная реальность, а некое специальное формирование – «пространство вариантов». Пространство вариантов представляет собой своего рода информационное поле, в котором записаны все возможные варианты нашей судьбы. Его, с точки зрения Зеланда, иллюстрируют наши сновидения, где мы перемещаемся именно по линиям такого пространства. Чем-то эта идея перекликается с мыслью древнегреческого философа Парменида – «ничего не измыслить сверх сущего», которая означает, что человек не в состоянии даже помыслить ничего такого, что не существовало бы в реальности.

Метафизическое допущение о том, что вселенная изначально содержит абсолютно все варианты событий, которые могут с вами произойти, является весьма удачным, поскольку сразу же открывает дополнительные возможности. Действительно, если искать варианты вашей жизни, которые можно к себе притянуть, в материальном окружающем мире, то сразу станут актуальны все ограничения, характерные для моделей Притяжения – они были описаны выше. В свою очередь, использование пространства вариантов позволяет отсечь большинство из них: во-первых, в этом пространстве есть все, что вам нужно, во-вторых, чтобы взять из этого пространства не нужно никуда идти – специально настроившись, человек «подсвечивает» нужные варианты и они реализуются в его жизни, в-третьих, не возникает вопроса о собственности – поскольку, являясь вариантами его судьбы, они и так, изначально принадлежат ему. Технические подробности можно найти в книгах В. Зеланда [13-17], а также в некоторых других книгах, использующих сходный подход к реальности.

На этом, пожалуй, закончу с примерами, чтобы не превращать свою книгу в дайджест современной эзотерики. Моделей очень много, в определенном смысле столько же, сколько и авторов различных учений. И это весьма хорошо. Имеет смысл принять это как данность и проверять модели не на предмет того, какая из них более истина, а на предмет того, какая из них лучше всего подходит именно вам. Нужно отбросить подход «рационалистического монизма», утверждающий, что мнений много, а истина одна. Как говорил уже цитированный нами философ Игорь Гарин, «вряд ли в истории мысли можно найти более страшную по своим практическим по¬следствиям идею, чем идея «единственной истины». Вряд ли на алтарь войны принесено столько жертв, сколько на алтарь этой идеи. Ибо если мнений множество, а истина одна, тотчас находятся ее жрецы и начинается беспощад¬ное и бесконечное уничтожение еретиков» [6;475].

В отношении процесса выбора еще нужно отметить, что некоторые авторы не используют модели, или по крайней мере, не предлагают в явном виде схему. К их числу можно отнести, например, Эрнеста Холмса, Валерия Синельникова, Ричарда Баха. Э. Холмс заходит на цель напрямую с позиций идеалистической философии, В. Синельников – вообще идет в лобовую атаку, делая упор скорее на самих постулатах, чем на их объяснении. Р. Бах концентрирует внимание на исходной аксиоме – иллюзорности мира и основной технологии осуществления намерения – работе с воображением.

Можно действовать и так. Человек – свободен, а модель это только условность. Но из последнего никак не следует ее бесполезность. Я считаю, что использовать модели удобнее. Особенно хорошие модели. Полный отказ от них нецелесообразен. Это примерно тоже самое, как исходя из факта, что большинство российских мужчин моментально откроет бутылку пива с помощью зажигалки, предложить вообще отказаться от открывашек. Поэтому давайте пользоваться моделями (и открывашками).
Все модели, перечисленные выше, имеют свои преимущества. Но лично меня ни одна из них не удовлетворяет полностью, поэтому я использую собственную. Это модель Активной картины мира – основная системная модель. Ее мы сейчас рассмотрим.

РЕЗЮМЕ:

1. Все, происходящее с нами создается нами самими. Человек сам формирует события своей жизни.

2. Любой человек изначально обладает сверхспособностями. Но их применение ограничено привычным мировоззрением и комплексом усвоенных с детства стереотипов восприятия себя и мира.

3. Человек взаимодействует с миром через свою модель (картину) мира. Модель представляет собой комплекс базисных убеждений, верований и представлений, укоренившихся в мировоззрении человека.

4. Так как абсолютная истина непостижима, целесообразно выбирать наиболее полезные верования и модели мира.

5. Применительно к идее самостоятельного формирования собственного мира можно выделить три основных модели:

a. Модель притяжения: человек притягивает в свою жизнь уже существующие в мире события согласно своему внутреннему состоянию.

b. Модель формирования: человек формирует собственный мир, являясь своего рода фильтром для божественной энергии. Энергия проходит через человека, и воплощается в некоей материальной форме. Какова будет эта форма, зависит исключительно от самого человека.

c. Модель творения: человек непосредственно творит свой мир. Созданный по образу и подобию Бога, он наделен такими же способностями к творению своего мира, какие есть у Бога по отношению к большому миру.

6. Можно создать большое количество разнообразных моделей – на любой вкус – опираясь на исходные принципы перечисленных основных моделей.


Рецензии