Крюков Н. В

Крюков Николай Васильевич родился 22.05.07 г. в деревне Крюково Вологодской области, в семье крестьянина. Русский. Окончив семилетку. Батрачил на селе.
В РККА с 1929 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске.
Член ВКП(б) с 1937 г.
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в 1937-38 гг. Был награжден орденом «Знак Почета».
Участвовал в советско-финской войне.
Участвовал в Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиаполка 40-й дальнебомбардировочной авиадивизии.
В первых числах июля, вражеские зенитки обстреляли дальний бомбардировщик Крюкова, вылетевший на разведку прифронтовой полосы. Один снаряд разорвался вблизи штурманской кабины, осколками ранило штурмана капитана Муратбекова. Крюков взял курс на свой аэродром, но тут налетели два «мессершмитта» и подожгли правый мотор.
Пламя разгоралось быстро, охватывая крыло. Могла вскоре вспыхнуть и вся машина. Экипажу следовало бы выброситься на парашютах - ведь внизу своя территория, но раненый штурман не мог этого сделать. И летчик, рискуя жизнью, повел горящий ДБ-3ф вперед. К счастью, поблизости оказался прифронтовой аэродром, и Крюков пошел на посадку. При ударе о землю отвалился правый мотор, самолет развернуло. Летчик и стрелки быстро соскочили на траву и вытащили из уже охваченной пламенем штурманской кабины капитана Муратбекова.
В ночь с 7 на 8.08.41 г. дальние бомбардировщики ДБ-3ф из состава авиагруппы особого назначения ВВС Балтийского флота, базировавшийся на острове Сааремаа, совершили успешный воздушный налет на Берлин.
Для наращивания ударов по Берлину Ставка ВГК приняла решение усилить авиагруппу морской авиации армейскими дальними бомбардировщиками.
9.08.41 г. инженерные батальоны Береговой обороны Балтийского района при помощи местного населения к вечеру закончили на Сааремаа строительство второго аэродрома в Асте.
К сожалению, руководство ВВС Красной Армии, отнеслось к выполнению важнейшего поручения формально. Поэтому усиление ударной группировки оказалось чисто номинальным.
Идея нанесения бомбардировочного удара по Берлину принадлежала морякам. Более того, они уже нанесли его, и в этом опередив армейцев. Вот почему лучшие силы дальнебомбардировочной авиации под личным контролем командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Жигарева готовились самостоятельно ударить по логову фашистского зверя, а на Моонзунд были отправлены самолеты с изношенными моторами или неопытными экипажами.
Жигарев, бездарно потерявший в первые два месяца войны цвет дальнебомбардировочной авиации, выполнявшей несвойственные ей задачи днем без истребительного прикрытия, возлагал большие надежды на свежую 81-ю дальнебомбардировочную авиадивизию, оснащенную новейшими дальними бомбардировщиками ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2.
Однако, из-за большой убыли опытного летного состава дальней авиации, на обучение которого в отличие от истребительной авиации требуются годы, ее экипажи были укомплектованы запасниками - летчиками Гражданского Воздушного Флота. Прекрасные пилоты и штурманы, они, увы, практически не имели военной подготовки, строем никогда не ходили и, тем более, не летали. Об армейской службе, штабной и боевой работе они внятного представления также не имели.
В итоге по различным причинам, в основном из-за никуда негодной организации, массированного удара не получилось. Подняться в небо смогло лишь десять кораблей 81-й дбад, до цели дошли шесть, а на свои аэродромы вернулось только два. Не вернулся с боевого задания и командир дивизии Герой Советского Союза комбриг Водопьянов.
Лишь благодаря своему огромному опыту и исключительному мастерству, ему удалось посадить тяжело поврежденную машину на лес. Им повезло дважды, т.к. вынужденную посадку они совершили на территории уже оставленной советскими войсками и едва не попали в лапы фашистов[1].
Уязвленные амбиции командующего ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации Жигарева, не сумевшего или не пожелавшего наладить сотрудничество с ВВС Военно-Морского Флота, сыграло с ним плохую шутку[2].
Армейская авиагруппа была сформирована из подразделений разных частей, даже не из одного соединения. В нее входили экипажи ДБ-3ф из 40-й дбад под командованием заместителя командира 200-го дальнебомбардировочного полка по летной подготовке майора Щелкунова[3] и эскадрилья 22-го дбап под командованием капитана Тихонова[4], спешно переброшенная с Дальнего Востока. Летчики и штурманы разных экипажей не знали друг друга и вместе не летали.
10.08.41 г. они прибыли в Асте.
По опыту авиагруппы Преображенского, самолеты по подготовленным рулежным дорожкам подогнали вплотную к хуторским постройкам и укрыли сверху маскировочными сетями. Из Кагула прибыла аэродромная команда краснофлотцев и помогла экипажам армейских самолетов надежно укрыть ДБ-3ф.
К вечеру работа была закончена. С «чаек», поднявшихся в воздух, поступил доклад, что аэродром Асте совершенно пуст, признаков базирования самолетов незаметно.
Увы, вместо обещанных двадцати бомбардировщиков командующий ВВС Красной Армии выделил лишь пятнадцать. Восемь в группе Щелкунова и семь в эскадрилье Тихонова. Добрались до Сааремаа только двенадцать - два самолета остались для замены двигателей, а один при перелете был сбит над Финским заливом. Еще два самолета, прилетевших в Асте, требовали ремонта. Практически на выполнение боевой задачи могли пойти только десять экипажей[5].
Двигатели дальних бомбардировщиков армейской авиагруппы, несмотря на форсаж, имели пониженную мощность из-за длительной эксплуатации и частых ремонтов. Кроме того, некоторые ДБ-3ф, прибывшие из 40-й дбад уже выработали свои моторесурсы.
Летчики и штурманы группы Щелкунова имели боевой опыт. Уже на второй день войны они в составе полка бомбили Кенигсберг. Затем принимали участие в налетах на вражеские аэродромы и промышленные объекты. А эскадрилья Тихонова в боях участия не принимала, хотя и имела некоторый опыт учебных полетов над морем на Дальнем Востоке.
10.08.41 г. в Асте приехал генерал-лейтенант авиации Жаворонков. В штабной землянке он собрал летчиков и штурманов армейской авиагруппы особого назначения и поставил им боевую задачу на бомбардировку Берлина. Уточнил порядок следования над морем и территорией врага. В первом вылете каждое звено армейцев должны были лидировать летчики авиагруппы Преображенского.
К вылету были готовы эскадрилья Тихонова и три ДБ-3ф из группы Щелкунова: экипажи майора Щелкунова, капитана Крюкова и старшего лейтенанта Семенова.
Отремонтировать остальные самолеты пока не удалось.
Время вылета было передвинуто на час раньше, чтобы обмануть немецкие бомбардировщики. Взлетали звеньями, с интервалом пятнадцать минут. Поднялись все самолеты в Кагуле и Асте[6]. Над морем они сомкнулись в строй и взяли курс на Берлин.
Уловка помогла. Ju.88 и Bf.110 отбомбились по пустым стоянкам. Была уничтожена одна «чайка» из состава 12-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи, несколько человек ранено и подожжено три хутора.
В районе Штеттина советские бомбардировщики разошлись и дальше к цели следовали по отдельности. В эту ночь столица III-го рейха получила дополнительную порцию фугасных и зажигательных авиабомб от армейских летчиков.
15.08.41 г. участвовал во втором налете армейской авиагруппы на Берлин.
Вскоре он был вынужден улететь на Большую землю для замены своих вконец изношенных двигателей.
16.09.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Крюкову Николаю Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 535.
 20.05.42 г. майор Крюков погиб. Вместе с ним в составе экипажа погибли штурман аэ майор Г.С.Мусихин, стрелок-радист ст. сержант Н.П.Клюско, воздушный стрелок сержант М.И.Новохатько.
Похоронен в станице Дагестанская Майкопского района Краснодарского края.
Герой Советского Союза (16.09.41). Награждён орденами Ленина и «Знак Почёта».

Литература:
1. Вологжане - Герои Советского Союза.- Вологда: Северо-Западное кн.изд.1970
 2. Люди героической профессии. - М.: ДОСААФ, 1977

Примечание:

 [2]Учитывая, что Верховный Главнокомандующий никогда ничего не забывал, этот факт впоследствии сыграл важную роль в снятии генерал-лейтенанта авиации Жигарева с должности командующего ВВС Красной Армии. Следующего прокола Сталин ему уже не простил и до конца войны отправил на Дальний Восток «караулить» японцев.
 [3]Щелкунов Василий Иванович (1910-1974) Герой Советского Союза (16.09.41), генерал-майор авиации. Русский. В РККА с 1928 г. В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 г. - 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске, в 1940 г. – КУКС при ВВА. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира 200-го дбап 40-й дбад. В августе 1941 г. совершил 4 боевых вылета на бомбардировку Берлина. Затем был зам. командира авиадивизии. Летом 1944 г. - командир авиагруппы особого назначения в Барии (Италия). Затем был командиром 14-й гвардейской Краснознамённой Берлинской авиационной дивизии 18-й ВА. В 1949 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1955 г. - в запасе.
 [4]Тихонов Василий Гаврилович (1909-1970) Герой Советского Союза (16.09.41), генерал-лейтенант авиации Русский. В РККА с 1930 г. В 1931 г. окончил школу младших авиационных специалистов, в 1932 г. – Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1933 г. – 14-ю Энгельсскую военную школу пилотов. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 22-го дбап 81-й дбад. В августе 1941 г. совершил 4 боевых вылета на бомбардировку Берлина. В 1952 г. окончил Военную академию Генерального штаба. С 1960 г. служил в РВСН, с 1962 г.– начальник Харьковского высшего авиационно-инженерного военного училища. С 1970 г.— в запасе.
 [5] В группе Щелкунова к выполнению задания были готовы экипажи капитанов Крюкова и Юспина, ст. лейтенантов Семенова и Шапошникова, а в эскадрилье Тихонова – экипажи ст. политруков Васильева и Павлова, ст. лейтенантов Плотникова, Строганова, Соловьева и лейтенанта Линькова.
 [6] К сожалению, вскоре один из самолетов авиагруппы Щелкунова был вынужден вернуться назад из-за неисправности шасси, и в налете фактически участвовало лишь девять самолетов армейской авиагруппы.


Рецензии