Активная картина мира как основная системная модел

Утром отец говорит сыновьям:
Какой-то педик украл у нас ночью корову.
Младший отвечает:
-  Раз педик, значит маленького роста.
Средний: - Раз маленького роста, значит из Малиновки.
Старший: - Раз из Малиновки, значит, Васька-Косой.
Пошли в Малиновку, надавали Косому по морде – не отдает корову. Не крал, говорит. Повели братья Ваську-Косого к мировому судье - так, мол, и так, украл корову, а не отдает.
Судья их спрашивает:
- А почему вы решили, что это Васька-Косой?
- Как почему? - отвечают братья, если украли корову – значит, педик украл, раз педик, то маленького роста, если маленького роста, то из Малиновки, раз из Малиновки, то ясен день, что это Васька-Косой.
- Интересная логика, - говорит судья, - ну да ладно.
Что у меня в этой коробке?
- Квадратная коробка, - сказал отец.
- Значит, в ней круглое, - сказал младший.
- Раз круглое, значит оранжевое, - сказал средний.
- Оранжевое - понятно, что апельсин, - сказал старший.
Судья достал из коробки апельсин и сказал,
задумчиво глядя на Ваську:
- Косой, верни братьям корову!
Из Интернета


Суть активной картины мира

Суть модели активной картины мира состоит в следующем. Согласно исходному постулату, все, с чем человек взаимодействует в своей жизни, он создает сам. Мне симпатична упомянутая выше религиозная метафора этого принципа, утверждающая, что созданный по образу и подобию Божию человек обладает такой же мощной способностью творить свой индивидуальный мир, какой обладает Господь – по отношению к большому миру. Однако очевидно, что обычный человек творит свой мир каким-то другим способом, нежели Бог. Последнему достаточно простого волеизъявления чтобы все свершилось. Не то у человека: он всю жизнь борется с обстоятельствами, которые сам себе создает.

Ситуация проясняется, если вспомнить, что творение мира человеком происходит опосредовано – через его картину мира. Картина мира – это и есть тот светофильтр, проходя через который божественный свет преломляется, приобретая конкретные материально осязаемые формы. Активная картина мира предполагает обратную связь: изменяя светофильтр, человек изменяет и свой мир. Общая иллюстрация такого процесса содержится в приведенном выше примере с жизнью американца Гари. В практическом плане идея об активной картине мира очень сильная, но чтобы она начала работать не абы как, необходимо достаточно четко уяснить ее основные принципы. Давайте последовательно внесем ясность в главные аспекты.

Начнем с самого индивидуального мира. Что это такое? В предлагаемой системе под индивидуальным миром понимается весь мир, в той или иной степени доступный человеку. То есть все, что человек воспринимает, относится к его индивидуальному миру. Развитие современных средств массовой информации практически приравняло индивидуальный мир к большому миру, по крайней мере по размерам. Но индивидуальность утрачена не была. Эта идея хорошо иллюстрируется примером из литературы. Вот отрывок из книги «Иллюзии», из диалога между Р. Бахом и его учителем Д. Шимодой, обсуждавшими этот вопрос. Р. Бах неосторожно заявил, что он сам и еще примерно четыре миллиарда человек живут в одном большом мире, на что получил строгую отповедь Д. Шимоды.

«Он [Д. Шимода] замолчал  и посмотрел на меня с сожалением. "Ты  уверен в этом? Ты живешь в том же мире, что  и, например, биржевой маклер, да? И  твоя жизнь, как мне кажется, только что круто изменилась из-за новой политики Биржевого комитета – от перераспределения министерских портфелей с пятидесятипроцентной потерей вложений для держателей акций? Ты живешь в том  же мире, что и шахматист-профессионал? Нью-Йоркский  открытый  турнир  начинается на этой неделе. Петросян, Фишер и Браун сражаются за приз в полмиллиона долларов. Что же  ты тогда делаешь на этом поле в Мейленде, штат Огайо?  Ты и твой биплан, "Флит", выпуска 1929 года, здесь, на фермерском поле, и для тебя нет ничего важнее, чем разрешение  использовать это поле для полетов, люди, желающие покататься на самолете, постоянный  ремонт мотора и то, чтобы, не дай бог, не пошел град... Сколько же, по твоему, человек живет в твоем мире? Так ты стоишь там, на земле, и серьезно утверждаешь, что четыре миллиарда живут не в четырех миллиардах разных миров, ты серьезно собрался это мне доказать?" – он так быстро говорил, что начал задыхаться».

Таким образом, наши миры кардинально отличаются. Даже когда мы видим одно и то же, мы наделяем это разным значением. В то же время, информация, казалось бы случайно попавшая в индивидуальный мир, не должна отбрасываться. Если вы вдруг услышали, что в жаркой Африке одно черное племя, вдруг, схватившись за мачете, скоординировалось и начисто порешило другое черное племя, то смеяться не нужно. Это тоже ваш мир, раз вы об этом услышали. К вам поступил своего рода сигнал с его периферии, и, скорее всего, с ним имеет смысл поработать. Такая работа может оказаться весьма полезной в плане взаимодействия с непроявленным планом нашей жизни, даже если вас совершенно не интересует война рассвирепевших племен.

Определившись с понятием индивидуального мира, акцентируем главные особенности картины мира. Когда о ней говорят как о посреднике в создании индивидуального мира, обычно  имеют в виду, что она задает те правила и направления, по которым материализуется космическая (Божественная, собственная или иная) энергия. Это действительно верно. Но процесс этим не ограничивается. Комплекс представлений, видение мира относится к содержимому сознания. А в процессе творения мира участвует также и неосознаваемые элементы: различные установки, устремления, шаблоны, блокировки, комплексы предпочтения и т.д. Упустить из виду этот момент означало бы совершить серьезную ошибку.

Ведь человек – существо целостное и в нем вообще не может быть выделена в чистом виде рациональная составляющая, свободная от предпосылок и чувств. Об этом много было сказано в науке и философии. Да и в литературе. По свидетельству культурологов, Лев Толстой показал, что «духовный мир текуч, мысль только отталкивается от факта, в акте мышления участвует весь предшествующий опыт человека, мысль его сопрягает настоящее, прошлое и будущее; она – переработка факта в свете всего жизненно опыта человека; в акте мышления принимают участие не только аналитическая и синтетическая способности мозга, но и память, и воображение, и фантазия» [4;362].

Сознание и бессознательное тесно связаны между собой. С одной стороны, бессознательное влияет на сознательные решения. С другой, сознание частично формирует содержание бессознательного, поскольку его содержимое имеет тенденцию вытесняться, мигрировать в бессознательную область. В том числе  таким путем осуществляется обучение, когда вполне освоенное нами действие перестает осознаваться, начинает работать на уровне автоматизма, условного рефлекса. С третьей стороны, бессознательное выходит на высшие измерения – сверхсознание, божественный разум и т.п. Можно выдумывать разные слова для их обозначения, но смысл остается в том, что таким путем человеку открывается доступ к чему-то высшему, существенно превосходящему его сознательные возможности. Грамотная работа с непроявленным предполагает обязательный учет связи бессознательного с высшими измерениями. Этой части в данной книге посвящен отдельный раздел, а о «земном» плане, который попроще, мы поговорим сейчас.

Итак, картина мира – инструмент творения индивидуального мира, но этот инструмент принадлежит сознанию лишь отчасти. Соответственно, и получаемый результат контролируется сознанием не полностью. Это одна из основных причин того, что получаемое порой далеко от желаемого. Действительно, ведь в формировании реальности принимают участие и наши негативные мысли, и подсознательные программы, и неосознанные стратегии жизни. Поэтому стандартный вопрос, почему это «я хочу одного, а в итоге, получаю совсем другое, чего вовсе и не хочу?» имеет простой ответ. Ваше желание добиться цели принадлежит только сознанию, а у бессознательного могут быть совсем другие устремления. Оно может быть слишком засорено вашим негативом, чтобы дать хороший результат. Это один класс причин. Есть и другой. Имея доступ к сверхсознанию, ваша высшая часть видит дальше, чем ограниченный разум. Поэтому она знает, что сегодняшняя неудача весьма важна для вас, окажется очень полезной в будущем и сознательно идет на нее.

Из сказанного следует, что работа с картиной мира – вещь практическая. Если бы все зависело исключительно от разума, то достаточно было бы только понять схему. Подумал – и получил результат. А оказывается, еще нужно освоить процесс, научиться. Некоторые эзотерики говорят, что процесс обучения управлению миром происходит подобно тому, как мы когда-то учились ходить. Но поскольку не все помнят в деталях, как это было, я предлагаю сравнить с обучением кататься на велосипеде: сначала выучиваете основные правила, потом тренируетесь до тех пор, пока не начинает получаться. Постепенно развивается чутье. После все происходит само собой, и уже мало кто из велосипедистов может объяснить, каким именно образом он держит равновесие. Ведь вы едете на велосипеде не столько потому, что знаете как, сколько потому, что чувствуете его телом. Далее главное – следить за дорогой. Вот это уже придется делать сознательно.

Обучаясь, важно помнить, что стоящая перед  нами задача сама по себе проста. Чтобы овладеть сверхъестественными способностями достаточно просто разрешить себе ими пользоваться, впустить их в свою картину мира. Никаких фундаментальных ограничений не существует. Ведь все способности у нас уже есть! Практическая трудность состоит в том, что «просто разрешить» оказывается непросто, во-первых, потому что у всех нас имеется глубоко укоренившийся набор стереотипных реакций, а во-вторых, потому что любая единичная мысль разума существует во взаимосвязи с имеющимся знанием и пониманием. Эти «во-первых» и «во-вторых» и определяют два основных направления работы с собой и с непроявленным. Первое связано с различного рода «чувственными» техниками, второе – с рациональными. Соответственно, чувственные техники больше тяготеют к телесным практикам, шаманизму и колдовству, в то время как рациональные – к интеллектуализму продвинутой психологии и философии. Впрочем, как уже было отмечено, направления эти связаны, взаимопроникают друг в друга. Вопрос в том, на чем вы делаете основной акцент. Я лично специализируюсь на интеллектуальных техниках с ограниченным использованием телесных практик, некоторые делают наоборот.

Сказанное иллюстрируется весьма наглядно. Возьмем тот же пример с американцем Гари. Очевидно, что он применил интеллектуальную технику, когда спроецировал законы физики микромира на социальный мир. Он работал с собственным пониманием, осознанием. Не важно, кстати, насколько корректно в научном смысле он это сделал, результат от этого не зависит. К той же цели можно было пойти и другим путем. Как например, на тренинге Симорон, когда люди, сконцентрировавшись каждый на своем намерении, участвуют в энергетических танцах и совершают различные абсурдные ритуалы – типа «прыжок со стула в параллельную вселенную». Но их намерения тоже реализуются. Это уже чувственные техники.
Кстати говоря, модель активной картины мира довольно либеральна и в отношении фундаментальных принципов. По меньшей мере, она одинаково хорошо работает как в рамках базисной модели формирования мира, так и в модели творения (см. предыдущую главу). Лично мне нравится творить свой мир, а если кто-то предпочитает формировать – то пусть формирует. На здоровье.

Собственно, для описания активной картинны мира как системной модели, сказанного достаточно. Но в задачи этой книги входит не только описание. Важнее научиться работать со своей картиной мира, освоить управление. В этом деле есть некоторые особенности и я предлагаю рассмотреть их прямо сейчас. Заодно станет полнее и описание.


Рецензии